«Слёрм» — highly addictive. Как превратить междусобойчик в глобальный проект

Несколько лет назад в Google придумали Kubernetes, инструмент построения сверхнадежных серверных кластеров. Если банк хочет, чтобы его приложение для смартфона было доступно 99,99% времени (а это простой меньше 5 минут в месяц), он запустит его в кластере Kubernetes.

Спикер Павел Селиванов на открытии Слёрм-4<br />
Спикер Павел Селиванов на открытии Слёрм-4

На карте CNCF, организации, владеющей Kubernetes, в России есть всего 2 точки: Москва и Лиски, городок в Воронежской области с населением в 54 тысячи человек.

Как так вышло?

Дом, который построил Джек

Раскроем интригу сразу.

Лиски — это город, где зарегистрирована компания Southbridge, где работают исключительно удаленные сотрудники, для обучения которых придумали курс «Слёрм». Он набрал такую популярность, что прошел международную сертификацию.

Именно сертификация Слёрма и привела к тому, что по версии CNCF в России Kubernetes преподают только в Лисках.

Как познакомиться с исполнительным директором после 7 лет плодотворного сотрудничества

История Слёрма начинается с удаленной работы. Southbridge изначально делала ставку на людей из провинции.

В регионах живет много талантливых людей, кто по разным причинам не хочет и не может перебраться в Москву. Они хотят учиться, хотят работать, хотят разумных денег. Если дать им раскрыться, они показывают великолепные результаты.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Southbridge спокойно росла и процветала, хотя сотрудники никогда не видели друг друга.

Мы в команде с Сергеем Фоминым, директором по производству, создавали и развивали бизнес, ни разу не встретившись вживую. Я даже не знал, как он выглядит. Мы впервые увиделись в мае этого года, когда Сергей приехал в Москву на очередной Слёрм.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Учиться, учиться и еще раз учиться.

Главный актив — это люди. Все, что делает компания, появляется не из воздуха. Всё делается руками сотрудников, благодаря их уму, упорству, любознательности, самоотдаче. Кадры решают всё.

Если делаешь ставку на человеческий капитал, в этот капитал стоит вкладываться по максимуму. В первую очередь — учить людей.

Мы всегда готовы учить людей внутри компании и отправлять на курсы. Сколько бы ни стоило обучение, мы выделяем деньги. Хочешь курсы по Астериску — пожалуйста. Хочешь на Highload — отлично. Бывают курьёзные случаи: дизайнер-фрилансер, который делает наши сайты, личные кабинеты, интерфейсы, попросил аванс, чтобы оплатить курсы по типографике в бюро Горбунова. Компания оплатила его обучение. Это ценность для компании — люди, которые хотят развиваться.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Получается самоподдерживающийся процесс: человек учится, лучше и быстрее работает, берет более сложные проекты, больше зарабатывает, компания дороже продает его услуги, вкладывает деньги в его обучение и так по кругу.

Админ доволен: его ценность растет, оплата растет, работа становится интереснее.
Клиент доволен: у него компетентный и энергичный подрядчик.
Компания довольна: бизнес растет.

И тут пришел Kubernetes

В 2014 году вышла первая версия Kubernetes. В 2018 году в России поднялся хайп: в Яндексе количество запросов Kubernetes выросло с 1000 в месяц до 5000, на переговорах все чаще звучало это слово. Бизнес еще не поверил в Kubernetes, но уже активно к нему приглядывался.

В 2018 году мы увидели, что Kubernetes набирает обороты, а в компании полноценно владеет им всего пара человек. Два человека — это гораздо лучше, чем никто, но гораздо меньше, чем нам нужно. Приличных курсов на рынке просто нет. Отправить людей некуда. И мы приняли очевидное решение: делаем внутренние курсы, чтобы спецы научили остальных.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge

Но нельзя просто взять и научить людей. Удаленных сотрудников в офисе не соберешь, их нужно везти из Челябинска, Хабаровска и Калининграда. Kubernetes — тема сложная, за пару часов не освоишь, а отложить все дела на неделю не каждый способен.

И передать знания не так просто, нельзя сесть перед вебкой и вложить коллегам в голову все, что знаешь сам. Нужно структурировать материал, спланировать лекцию, подготовить презентацию, придумать практическое задание.

Чтобы обучение состоялось, надо подготовить программу, снять отель, вырвать всех из рутины, усадить в конференц-зал и экспресс-методом закачать знания в головы.

А если мы снимаем отель и конференц-зал для своих, почему бы не продать десяток мест? Отобьем немного денег на билеты.

Так родилась идея Слёрма.

«Слёрм-1»: в первый раз всегда больно

Концепция Слёрма непрерывно менялась. Мы проведем его в «Поселке программистов под Кировом». Нет, переезжаем в отель под Москвой. Делаем программу на неделю. Нет, на 3 дня. Рассчитываем на 30 участников. Нет, на 50. Практику проходим на ноутбуках. Нет, в облачном кластере.

У меня уже был опыт обучения людей работе с Kubernetes, так что первая программа состояла из того, что я обычно рассказывал коллегам-администраторам. И рассчитана она была на неделю. Потом оказалось, что на неделю никто из жизни выпадать ради нашего обучения не хочет, и совместными усилиями мы сократили программу до 3 дней: убрали всю воду, по-максимуму заменили теорию практическими заданиями и попутно так перестроили программу, чтобы она была полезна не только админам, но и разработчикам, чьи приложения работают в k8s.

Павел Селиванов
, спикер Слёрма
Первая встреча сотрудников Southbrdige <br />
Первая встреча сотрудников Southbrdige

Учиться на Слёрм приехало 20 человек из Southbridge. Мы практически без рекламы продали еще 30 билетов по 25 000 ₽ (что очень дешево с учетом проживания), и еще человек 30 зарегистрировалось в очередь ожидания. Стало ясно, что спрос на такие курсы огромен.

2 августа 2018 года, участники съезжаются в отель, и шквал организационных проблем больно бьет нас по голове.

В конференц-зале, где должен проходить Слёрм, не закончен ремонт. Нет столов: то ли доставка из Икеи задержалась, то ли отель и не собирался их закупать, а нам вешал лапшу на уши. Треть номеров непригодны для жизни. Администрация отеля выглядит так, как будто еще вчера доила коммерсов, а девушки на ресепшене умучены, как те самые коммерсы.

В этом зале через 20 часов начнется Слёрм-1
В этом зале через 20 часов начнется Слёрм-1

После первого Слёрма у меня развился вьетнамский синдром. Я лично проверяю залы, которые мы арендуем, считаю столы, сижу на местных стульях, пробую еду, прошу показать мне номера.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige
Сидим практически друг у друга на коленях.
Сидим практически друг у друга на коленях.

Тем не менее, за первый день все животрепещущие вопросы были решены: столы собрали со всего отеля, «ограбив» ресепшен и столовую, самых пострадавших гостей поселили в «Корстоне» в близлежащем Серпухове, заодно оплатив им такси, наладили подвоз воды и питание.

На второй день, когда ситуация успокоилась, мы решили, что перед гостями надо извиниться. Поехали в „Метро“ и купили 100 литров Гиннеса. Если уж мы не смогли обеспечить комфорт в зале и в номерах, хотя бы скрасим людям вечер.

Игорь Олемской, генеральный директор Southbridge
Что делают админы после трудного рабочего дня?
Что делают админы после трудного рабочего дня?

Несмотря на все проблемы, людям понравилось то, ради чего они ехали: содержательная часть. Поэтому на третий день Слёрма мы приняли решение повторить его осенью. Попутно опросили участников по интересующим темам и собрали задел на продвинутую программу. Мы назвали её «МегаСлёрм».

Слёрм-2: работа над ошибками

Слёрму нужен нормальный отель. Выбираем пятизвездочный «Царьград».

Желающих больше, чем может вместить зал, и не все могут себе позволить командировку. Организуем удаленные занятия: онлайн-трансляцию, общение в телеграм-канале, группу саппортов для помощи удаленным студентам.

Студентов становится значительно больше. Систематизируем и автоматизируем процессы: создание кластеров, рассылку доступов, сбор вопросов аудитории.

Мы уже не впопыхах принимали организационные решения, а создавали технологию мероприятия.

Тут уже и зал приличный, и места всем хватает.
Тут уже и зал приличный, и места всем хватает.

Теперь вскрываются концептуальные проблемы.

Люди не хотят ехать в загородный отель. Нам казалось, это круто: вырваться из текучки, отправиться туда, где тебя не догонит работа и домашние дела, погрузиться в Kubernetes по уши. Оказалось, это лишний напряг. Кроме того, отель больно бьет по бюджету мероприятия.

Финотделы не хотят оплачивать сотрудникам учебу в зале, когда есть более дешевый онлайн. А ведь мы задумывали онлайн как паллиатив для тех, кто живет в дальних уголках России и в других странах, и не собирались превращать Слёрм в трехдневный вебинар.

Отдельно порадовало, что на МегаСлёрм приехало 40 человек, хотя мы изначально рассчитывали на 15-20. Среди них много участников первого Слёрма.

Первая продажа — это маркетинг. Вторая продажа — качество продукта. Со второго Слёрма мы оцениваем свою работу по людям, которые записываются на все наши программы, и по компаниям, которые снова и снова отправляют к нам сотрудников. Мы уже официально сделали для них клубную скидку.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Слёрм-3: здравствуй, Питер!

Проводим Слёрм в Питере. Делаем одинаковую цену на «живое» и удаленное участие.

И промахиваемся с размерами зала.

Выбираем небольшой аккуратный зал на 50 человек. Заявки медленно капают, и вдруг наступает конец декабря. Компании принимаются стремительно осваивать бюджеты 18 года и буквально за неделю раскупают все места.

Весь январь люди пишут: «Мы из Питера, только узнали, хотим в зал, найдите, пожалуйста, местечко». И мы добавляем еще 20 мест. По расчетам выходило, что все поместятся, но когда мы начинаем расставлять столы, получается очень тесно.

На третьем Слёрме кристаллизуются требования к размерам, планировке и оборудованию зала.

Как обычно, вскрывается новый слой проблем: наши спикеры круты как технари, но не как преподаватели. Мало иметь хорошую программу, надо донести ее до аудитории.

После третьего Слёрма у проекта появляется методическое сопровождение.

Моя сестра работает в образовании: организует и ведет мастер-классы, семинары, интенсивы. В том числе обучает школьных учителей и спикеров. Я позвал ее на помощь.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Я занималась со спикерами, объясняла, как выглядит учебный процесс, рассказывала, что такое интерактивная лекция, как удерживать внимание учеников. Например, если долго рассказываешь нон-стоп, будь уверен, что половину люди пропустят. Прорабатывали презентации, интерактив. Организовали для ребят занятия по ораторскому мастерству.

Параллельно мы решили приглашать спикеров со стороны, чтобы не зацикливаться на опыте и практиках нашей компании.

Ольга Скобина, методист Слёрма

Когда я готовлюсь, прежде всего я стараюсь понять, как я сам пришел к этому знанию. Зачем оно мне понадобилось и с какими трудностями я столкнулся. Потом пытаюсь все это систематизировать, обращаюсь к документации, проясняю для себя какие-то моменты, на которые не обращал внимания раньше. Обязательно продумываю практические задачи, чтобы люди не просто слушали, а делали руками. Потом самые сложные вещи нужно визуализировать на слайдах. И провести репетицию с живыми людьми. Обычно мы просим кого-то из коллег послушать материал, пройти практические задания и высказаться, насколько все понятно, сложно, полезно.

Павел Селиванов
, спикер Слёрма

Слёрм-4: куколка превратилась в бабочку

Четвёртый Слёрм стал прорывным: 120 участников в зале, ведущий, методист, группа саппортов из 20 человек, все вылизано и отрепетировано.

...запомнился Слёрм-4 в Москве. Как-то так получилось, что именно на нем я впервые стал задумываться не о том, как я проведу занятие, все ли я по тексту скажу, ничего ли не забуду, а о том насколько хорошо поняли меня слушатели. Насколько я смог донести свою мысль и объяснить как работает технология. Это довольно интересное изменение, которое произошло внутри меня. Я стал по-другому смотреть на процесс подготовки, да и на сами наши курсы.

Павел Селиванов
, спикер Слёрма
Как далеко мы ушли от Слёрма-1...
Как далеко мы ушли от Слёрма-1...

Не обошлось без толики позора. Со словами «Мы админы, сетевики, мы сейчас раскинем свой суперский вайфай», мы установили точки доступа, потом кто-то задел ногой сетевой провод, идущий в Микротик, тот по вайфаю подключился к соседней точке, образовалось кольцо. В результате первые полдня «наш модный вайфай» еле работал.

История всей моей жизни: стоит начать понтоваться, происходит лютый факап. Не надо было менять работающее решение только потому, что у нас более крутое оборудование <...>

Зато меня порадовало, что люди, сидя на базовом курсе, покупали билеты на продвинутый курс. Если человек, слушая наших спикеров, готов прямо здесь и сейчас заплатить 45 тысяч, чтобы послушать их еще 3 дня, это что-то значит.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Секрет успеха

Год назад мы воровали столы из столовой, чтобы рассадить 50 участников.

Сейчас мы прошли сертификацию в Cloud Native Computing Foundation: хозяева Kubernetes подтвердили, что мы можем его внедрять и ему учить.

Следующий Слёрм проходит в сентябре в Питере: Теперь Selectel, крупнейший российский хостер, пригласил нас в свой конференц-зал.

Записана и продается онлайн-версия курсов.

Присматриваемся к загранице: ведем переговоры с Казахстаном и Германией.

Самое время раскрыть секрет успеха.

А его нет.

Можно было бы сказать: надо просто хорошо делать свое дело. Но я в жизни много дел делал хорошо, и толку? Можно сказать: решает команда. Но были в моей жизни толковые команды, не сумевшие оторваться от дна. В каждой истории успеха я вижу стечение удачных обстоятельств. И в нашей — в первую очередь.

Антон Скобин
, коммерческий директор Southbrdige

Вовремя в руки попалась горячая тема. Нашлись специалисты, готовые ее объяснять. Они согласились стать ведущими. Были деньги на организацию. Каждый раз, когда мы упирались в кадры, на горизонте появлялся нужный человек. Все совпало самым благоприятным образом.

А главное — прекрасная аудитория. Люди, которых мы помним в лицо и по именам, и здороваемся при случайной встрече. Будь критики чуть больше, а благодарностей чуть меньше, мы бы не рискнули продолжать после первого Слёрма.

И, все же...

Случайности не случайны.

Уг-вей
, мастер кунг-фу
55
4 комментария

На карте CNCF, организации, владеющей Kubernetes, в России есть всего 2 точки

купите писателя, что ли

Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да. Готовим мероприятие в Алмате, ведем переговоры.

Ответить