Несобственный бизнес Дениса Евстигнеева. Разбор франшизы «Брецель»

Несобственный бизнес Дениса Евстигнеева. Разбор франшизы «Брецель»

Я поговорил с Антоном Арканниковым, основателем франшизы «Брецель», который рассказал как делать бизнес на хлебе и развеял несколько моих заблуждений.

— Когда был основан бренд «Брецель» и как скоро вы решили открыть собственную франшизу?

— Первая наша пекарня открылась в 2015 году в Волгограде, в 2016 году начали активно развивать свою сеть и открыли порядка десяти пекарен, а в 2018 году уже запустили франшизу. Первым покупателем стал предприниматель из Ростова, а вторым — из Самары. Сейчас в Волгограде помимо нас работает еще три наших франчайзи.

— Как вы их разделяете в одном городе? Нет ли проблем с конкуренцией?

— Если говорить про Волгоград, то франчайзи географически разделены. Есть зоны, за пределами которых они не могут открываться. Плюс специфика Волгограда, он очень растянут почти на сто километров. Если говорить вообще о пекарнях, то километр — это максимальная удаленность для конкуренции. Если открыть дальше, то уже можно спокойно работать. У нас есть пекарни, между которыми по 300-400 метров, и они никак не отнимают трафик друг у друга.

— Когда идет речь про пекарни, то может возникнуть дилетантское ощущение, что это не очень сложный бизнес. Наши читатели могут подумать: «Что может дать такая франшиза? Просто поставь печь и пеки хлеб». В чем ваше УТП?

— Недавно к нам приезжали потенциальные франчайзи из Воронежа. Интересанты, как мы их называем. Оказалось, что они за нами давно наблюдали. Еще в 2013 году они присмотрели этот бизнес в Европе, и чуть позже увидели наше предложение с европейскими хлебами. Они приехали, мы провели их по всем пекарням в Волгограде, и самый главный вывод, который они сделали для себя — это сложно. У нас действительно непростые, ремесленные хлеба холодного брожения. Широкая ассортиментная матрица, хлеба в разное время выпекаются. И в этом как раз УТП нашей франшизы. А им казалось, что это просто. Есть франшизы, которые предлагают более простые решения, когда выпекается, по сути, один хлеб в разных формах. А у нас немного другое предложение.

Несобственный бизнес Дениса Евстигнеева. Разбор франшизы «Брецель»

— Ваш клиент понимает эту разницу и готов переплачивать за это?

— Когда мы зашли на рынок в Волгограде, то вкус потребителей был совершенно несформированным. Нам пришлось проводить просветительскую работу с населением, чтобы они поняли, в чем прелесть этого продукта. Воспитывать своего клиента. И сейчас даже бабушка с маленькой пенсией приходит за одной булочкой нашего ржаного хлеба. За настоящим хлебом с толстой корочкой и с пористым мякишем внутри, а не идет в обычные сетевые розничные магазины, где продают горячий, но назавтра уже мертвый хлеб. И в чем еще прелесть нашего продукта — он продается по демократичной цене. Наши конкуренты предлагают подобный продукт гораздо дороже.

— Я правильно понимаю, что это безглютеновый хлеб, который сейчас в тренде?

— Настоящий безглютеновый хлеб сделан не на пшеничной муке и по-хорошему должен производиться в цеху, где никогда не присутствовала пшеничная мука. Только рисовая, кукурузная и т.д. Это для людей, у которых непереносимость глютена. Мы выпекаем преимущественно заквасочные хлеба, которые отличаются от промышленных тем, что они изготавливаются без применения промышленных дрожжей. На живой закваске. Это три разных направления: промышленные хлеба, которые превалируют на рынке с шестидесятых годов, безглютеновый хлеб и ремесленные хлеба на живой закваске — тренд последних шести-семи лет.

— Вы передаете франчайзи рецепт своих заквасок?

— Мы передаем саму закваску. Есть такое понятие как «стартер», и мы передаем его нашим партнерам, а они из него выращивают закваски уже у себя в пекарне. Можно сказать, что это те же дрожжи, но непромышленного характера.

— Стартер для себя вы тоже где-то взяли или создали сами?

— Это разработка нашего технолога. Глобально есть два варианта получить стартер. Либо купить его у кого-то, в России и это НИИ Хлебопекарной промышленности, либо вырастить его самостоятельно в лаборатории. Мы пошли по второму пути. Наш технолог вывел закваски под те хлеба, которые мы изначально планировали и под наши вкусовые характеристики.

— Как вы отсеиваете входящие запросы на франшизу?

— Мы, конечно, присматриваемся к партнерам, потому что это же разговор про долгосрочные отношения.

— Можете описать партнера, который вам точно не подойдет?

— Самый плохой партнер для нас это, наверное, тот, кто хочет открыться, поменять вывеску, забыть о франшизе и дальше работать самостоятельно. Зарабатывать на паушалках — это недолгосрочная история, хотя я знаю, что некоторые бренды так делают.

— Когда я разговариваю с предпринимателями, которые хотят создать свою франшизу, это самый больной вопрос для них. Как защититься от того, чтобы партнер после покупки не сменил вывеску? Он придет научится, а потом просто пошлет управляющую компанию. Как вы защищаетесь от этого? Закваска у него на руках, технология тоже.

— У нас всего один случай, когда партнер заплатил отступные и ушел из сети. Остальные благополучно работают. Как себя обезопасить? Есть два основных направления для этого. Во-первых, изначально выбирать партнеров, которые нацелены на работу в долгую. В-вторых — организовать бизнес так, чтобы люди от вас не уходили. У нас помимо закваски есть IT-платформа с технологическими картами, видеоуроками, весь учет и продажи осуществляются тоже в ней. Есть обучающий материал. То есть комплекс мероприятий, которые дают партнеру понять, что заплатить три процента ему выгоднее, чем уйти и работать самому. Чем больше у вас таких вещей, которые нельзя быстро повторить, тем меньше вероятность того, что от вас уйдут.

— Роялти 3% для всех одинаковы или вы как-то разделяете партнеров по географии?

— Это стандартные условия договора. У кого-то больше, у кого-то меньше в зависимости от договоренностей.

— У вас основной заработок на роялти?

— Да, стараемся зарабатывать на роялти и плюс есть оптовые контракты, которые тоже проходят через управляющую компанию.

— Давайте поговорим про цифры. Сколько в среднем времени уходит на окупаемость точки?

— Изначально проекты в HoReCa окупались до 12 месяцев. Это стандартный срок. Сейчас ввиду того, что все вводные подорожали, ремонт оборудование и так далее, окупаемость увеличилась. От восьми, если все очень круто идет, до 18-24 месяцев.

— А по объемам прибыли?

— Маржинальность порядка 20-25%. Но все вариативно и зависит от ряда показателей.

— Сколько времени уходит на открытие новой точки?

— По статистике, от месяца до четырех. В зависимости от обстоятельств. Насколько быстро найдется нужное помещение, какое оно, как активно партнер включается в работу.

Несобственный бизнес Дениса Евстигнеева. Разбор франшизы «Брецель»

— Есть пекарни, которые используют оборудование из Европы, и сроки открытия часто зависят от того, как быстро его доставят. У вас не так?

— Раньше мы действительно возили оборудование из Европы, но с 2022 года перестали и начали работать с тем, что есть на рынке.

— Какие шаги должен сделать партнер, чтобы открыть пекарню «Брецель»?

— С партнером мы начинаем активно взаимодействовать сразу после подписания договора. Это выбор помещения, дизайн-проект и так далее. В дальнейшем перед открытием он проходит обучение. Но со всеми это происходит по-разному. У кого-то есть опыт взаимодействия со строительными бригадами и закупкой оборудования, а у кого-то нет никакого опыта, и они никогда не занимались бизнесом.

— У вас есть такое понятие, как тестовое открытие, которое происходит до торжественного?

— Конечно. Приезжают технологи и во время тестового открытия обучают персонал. А через два-три дня происходит уже торжественное открытие.

— Насколько тесно вы работаете с партнерами?

— Достаточно тесно. У нас есть общий чат, в котором любой при желании может задать вопрос, и в зависимости от сути вопроса на него ответит либо технолог, либо я, либо другой сотрудник УК. А может и кто-то из партнеров дать совет. Также к каждому партнеру закреплен менеджер, который отвечает за их успешность.

— Бизнес партнера — это его бизнес или ваш?

— У нас достаточно демократичная франшиза. С одной стороны, придерживаемся стратегии, что бизнес партнера это бизнес партнера, но есть ключевые моменты, которые надо контролировать, чтобы сеть была действительно сетью, а не кучей разных пекарен. Это вкусовые характеристики продукта и ассортиментная матрица.

— Как контролируете?

— Периодически приезжает технолог, делает выборку и пробует. Это не тайный покупатель, но партнер не знает, когда будет проверка. Плюс ко всему, если качество портится, то появляется негативный фидбэк от постоянных покупателей, и мы это видим.

— Отзывы вы контролируете сами или отдаете партнерам?

— Личными кабинетам в Яндексе, 2Гис и так далее занимается один сотрудник управляющей компании.

— Маркетинг тоже на вас?

— Есть локальный маркетинг, который касается бизнеса партнера и делается по согласованию с нами. А соцсети и сайт — это ведется централизованно.

— У вас на сайте указаны партнеры «Вкусвилл», «Самокат», «Лента» и так далее. Какого рода это партнерство?

— Это оптовые заказы, о которых я уже говорит. Мы поставляем им хлеб или булку. Это, конечно, не тот хлеб, который только что вышел из печи, но срок годности у хлеба 96 часов, поэтому это история про узнаваемость бренда и дополнительный заработок.

— Как вы пережили пандемию? На вашем бизнесе она, наверное, не сильно отразилась?

— Точки в спальниках пережили ее очень хорошо, даже по некоторым был неплохой рост. Но были локации, которые рассчитаны на трафик бизнес-центров, и вот их пришлось передислоцировать в спальники.

— Какая у вас региональная политика?

— Сейчас у нас не много регионов, 7-10. Мы готовы открываться во всех городах-миллионниках. Но та же Казань, Ижевск, Питер — это достаточно конкурентный рынок касательно пекарен, и открываться в таких городах сложнее, чем в других.

— Я давно занимаюсь продажей франшиз, но у меня никогда не было заявок из Волгограда и Омска. Это загадочные для меня города. А вы успешно работаете в Волгограде. Как вы думаете, с чем это связано?

— Люди больше пользуются газетами. На самом деле, если посмотреть статистику по экономике городов-миллионников, то Волгоград на последних местах. Но объективно ответить я не могу. Возможно это связано с доходами населения.

Несобственный бизнес Дениса Евстигнеева. Разбор франшизы «Брецель»

— Я всегда считал, что в пекарне локация решает все. Работа идет на трафике. Насколько решает дизайн и планировка?

— Конечно решает. Если говорить про работу исключительно на трафике, то это пекарни эконом-класса, шаурма и кофейни. В классическом спальнике трафик так плотно не сконцентрирован. Соответственно, дизайн — это один из способов конкуренции с другими пекарнями, которые берут ценой. Мы же работаем на марже, а не на обороте. Наш средний чек гораздо выше, чем у многих пекарен, и в том числе это заслуга дизайна. То место, где вы можете выпить кофе и провести время.

— Попробуйте продать свою франшизу нашим читателям.

— Я считаю, что не стоит продавать. Продавать — это синоним слова «впаривать». Надо любить свое дело и помогать людям покупать. У нас есть франчайзи из Казахстана, которые вообще не рассматривали пекарню, но им кто-то посоветовал этот бизнес. Казахи очень любят хлеб и булочки с мясом, а у нас как раз большой выбор. Две молодые предпринимательницы купили нашу франшизу и уже через четыре месяца вышли на окупаемость. Жителям Алматы очень зашла наша продукция. Они очень довольны и уже хотят масштабировать эту историю. Вообще, очень важный элемент выбора нашего бренда — это дегустация продукта. У нас очень вкусный хлеб. Мы очень тщательно отбираем ингредиенты, даже муку закупаем на маленькой мельнице, где ее мелют вручную. Попробуйте, вам тоже понравится.

Несобственный бизнес Дениса Евстигнеева. Разбор франшизы «Брецель»
1313
34 комментария

Наконец-то разбор новой франшизы! Спасибо за публикацию!

4

На мой взгляд, самое главное - это локация, и вот из статьи не очень понятно, Брецель помогает именно найти локацию. Выбрать из имеющихся и помогать искать - две большие разницы.

3

Ну посудите сами, как они будут искать во всех регионах, это нереально!

3

Здраствуйте! Мы помогаем искать локацию. У нас строгие критерии подбора помещения, но иногда франчайзи очень настаивает на своём выборе.

2

Еще вопрос - какое место в концепции занимает кофе, оно вообще есть? на каком зерне?

3

Здраствуйте! У нас в пекарнях рожковый кофе на хорошем зерне.

2

Пекарня - хороший бизнес для небольших регионов. В нынешнее время - самое то!

3