“Мой Ананас” – фудтех-стартап, исключающий любых посредников между покупателем и производителем

“Мой Ананас” – фудтех-стартап, исключающий любых посредников между покупателем и производителем

Традиционный ритейл был основан в начале прошлого века на представлении и технологиях, которые сейчас кажутся архаичными. Но ритейл по-прежнему за них цепляется. С возможностями интернета и современной логистики жизнь традиционного ритейла и его экономическая сущность не нужны ни производителям, ни покупателям. Именно этот подход и выстраивает «Мой Ананас» – площадка, где лучшие производители предлагают свой товар по справедливо низким ценам. Детально о нем расскажет руководитель проекта – Феликс Стетой.

Немного о проекте: что это, для кого и зачем нужен?

«Мой Ананас» – это приложение, которое значительно упрощает жизнь производителям и покупателям товаров для дома. Он помогает клиентам выбрать и купить понятные качественные товары по низким ценам напрямую у производителя. А производствам – получить канал сбыта и самостоятельно регулировать ценовую политику. Мы запустили стартап для двух категорий клиентов:

  • Бизнесу (модель В2В). Для В2В сегодня очень мало готовых приложений. Мы предлагаем региональным дистрибьюторам и оптовикам на базе нашего IT-решения как «коробочного» решения создать у себя в регионе на базе своих ресурсов лучшего игрока в онлайн фуд ритейле. Тем более на фоне постоянного падения несетевой торговли для них это лучшее решение диверсификации и роста бизнеса. При этом они получат в партнеры всех локальных производителей, так как это единая региональная бизнес-система, противостоящая федеральной экспансии. И именно в онлайне ей можно успешно не только сопротивляться, а даже выигрывать. Представители бизнеса получают доступ к управлению витриной, доставкой, товароведением, ценообразованием и готовым маркетинговым решениям. Дистрибьюторы и оптовики, которые работают с продуктами питания, имея свои склады и сотрудников, могут воспользоваться нашими наработками и мощностями, чтобы увеличить продажи и получить «свежих» клиентов.
  • Покупателям (модель В2С). Им доступен интуитивный интерфейс и товары только известных производителей в достаточном для разумного выбора ассортименте (на одну позицию приходятся 4-5 разных продуктов, чтобы упростить процесс выбора) и значительная экономия. Мы предлагаем понятную качественную продукцию по минимальным рыночным ценам. Наши клиенты экономят более 15% своего бюджета на покупки. Возле каждой карточки товара указано, сколько такой продукт стоит в том или ином магазине – так покупатели могут убедиться, что у нас действительно выгоднее. Также есть функция планирования своих покупок: календарь доставки доступен на 30 дней вперед.

Сейчас на платформе зарегистрировано более 7500 клиентов и более 30 компаний производителей. Наша ближайшая цель – выйти на 100 заказов в день при достаточно скромных затратах на маркетинг. Несмотря на то, что само приложение работает менее полугода, мы уже установили свои личные рекорды: выполнили самый тяжелый заказ – 66 кг, и самый дорогой – на 24 000 рублей.

Идея создания

Еще в 2012 году я говорил, что скоро рынку понадобятся совершенно новые цепочки товародвижения, которые приведут к значительному удешевлению товаров. Уже сегодня известные торговые сети, такие как «Магнит», «Светофор», «Доброцен» и множество других ритейлеров уходят в дискаунтер. И на это есть две причины:

  • Товарная инфляция. Продукты очень сильно дорожают с каждым днем. Если взять статистику за последние 3-4 года, то мы увидим, что показатели продуктовой инфляции находятся стабильно выше 15% в годовом пересчете. При этом реальный рост доходов населения составляет всего 1-2%. Поэтому люди вынуждены экономить и искать привычные товары дешевле, либо в принципе останавливать свой выбор на производителях, которые предлагают дешевые товары.
  • Слишком широкий выбор товаров. Потребителю нужны привычные продукты, которые можно купить быстро, а не стоять у полок, рассматривая огромный ассортимент. Как говорится, выбор делает человека несчастным. Это действительно так, потому что затеряться среди множества примерно одинаковых товаров – очень энергозатратно. В приложении «Мой Ананас» покупатель получает выбор из 4-5 позиций. Это помогает значительно экономить время на создание продуктовой корзины.
  • Люди любят все планировать. Они предпочитают посмотреть ассортимент в интернете, выбрать подходящие товары и заказать доставку к определенному дню и времени.

Аудитория проекта

Custdev (интервью с клиентами) показал, что есть широкий круг людей, которые ориентируются именно на цену. Таким образом получились две группы аудитории:

  • Семьи с детьми, где родители возраста 30+ лет. Обычно в таких семьях есть кредиты (потребительский, автомобильный, ипотека), поэтому они четко контролируют свои расходы. Делая покупки в нашем приложении, они могут сэкономить более 15% на продуктовой корзине, что составляет примерно 50% платы за ипотеку. Потому что в среднем, на семью из 3-4 человек в месяц на продукты уходит минимум 35-40 тысяч рублей, а ежемесячный ипотечный взнос, например, за однокомнатную квартиру – 20-25 тысяч.
  • Группа 50+ лет. Эти люди всегда составляют привычные для них продуктовые корзины, которые пересматривают с привязкой к пенсии. То есть сводят свои потребности к ее размеру. Для этой категории важно приобретать качественные товары по лучшим ценам.

При этом обе группы людей не готовы часами сидеть в интернете и листать бесконечную ленту примерно одинаковых товаров. Главное для них – быстрота, удобство и выгодные цены, без ущерба качеству продуктов.

Про партнеров и производителей: почему им выгодно присоединиться?

Минимум конкуренции и максимум выгоды – это основные преимущества нашего стартапа. Если говорить более детально, то для создания качественного интернет-магазина с мобильным приложением нужно потратить минимум 1 год и большой бюджет: необходимо найти специалистов, которые могут взять на себя всю техническую часть, затем запустить рекламу и привлечь клиентов.

Сейчас в food online количество компаний значительно сокращается, особенно в регионах. Поэтому у регионального производителя, даже крупных оптовиков, дистрибьюторов очень маленькие шансы запустить свой бизнес в онлайне. Наша же платформа служит для них готовым решением. Мы еще называем наше решение «3Win» – т. е. в выигрыше остаются и клиенты, и партнеры, которые развивают у себя в регионе сервис, и региональные производители. «Мой ананас» – восстанавливает и развивает региональную экосистему производства и продажи продуктов питания, успешно конкурируя с наступлением федерального ритейла и производителей.

Для партнеров и региональных производителей мы предлагаем несколько преимуществ:

  • Прибыль. Наша схема подтвердила, что работая с такой моделью ценообразования, когда производитель забирает часть наценки ритейла, он повышает свою доходность.
  • Умеренная конкуренция. На платформе нет супер-конкуренции из-за небольшого ассортимента, который мы сознательно не расширяем. Здесь представлены по 4-5 видов одного товара на одну потребность. Поэтому клиентам проще делать выбор, а производитель получает большой спрос на продукцию.
  • Готовые маркетинговые решения. Партнеру или производителю не нужно будет самостоятельно нанимать целый креативный отдел, делать рекламную кампанию и т. д. Мы подсказываем, как искать клиентов, предлагаем использовать наши эффективные наработки и полностью обеспечиваем работающими креативами (баннеры, наружная реклама и многое другое).
  • Быстрый выход на покупателей. Основные покупки в онлайне – молочные продукты, сыры, колбасная продукция. И это все, как правило, делают местные производители. Также часто покупают овощи, свежий хлеб и фрукты. Все это составляет около 50% от объема заказов. В приложении есть даже фермерские товары. Мы сократили путь от фермера до покупателя и сделали такую продукцию очень доступной. То есть небольшой производитель, которому нет места в больших торговых сетях, получает работающий канал сбыта.
  • Развитие. Мы только начали работать, поэтому еще будем открывать новые категории товаров. Например, сейчас в одном из городов мы готовим рекламную кампанию домашним производителям, которые изготавливают дома сыры, торты, консервированную продукцию. Таким образом люди смогут увеличить свои продажи, а помощь регионального партнера укажет на уникальность продукта и повысит к нему лояльность.

Наш проект предоставляет партнерам основу организации локального онлайн-сервиса доставки с функцией дискаунтера. Они могут привлекать местных производителей и создавать достойную конкуренцию большим торговым сетям, которые «душат» небольшие региональные производства.

При этом мы как владельцы софта берем минимальный процент от выручки – всего 3%. Причем такая сумма взимается только со второго года сотрудничества. В течение первых 12 месяцев мы помогаем партнеру запустить все процессы, встать на ноги, договориться с поставщиками и т. д.

Ограничения: производители и города

Основу составляют региональные производители. А с крупными производителями, например, бытовой химии, мы помогаем региональным партнерам наладить сотрудничество. При этом соблюдаем разумность выбора и полноту ассортимента. Сама базовая матрица в 3 тысячи позиций остается как «основное правило» для всех.

Говоря о мегаполисах, лучше всего ориентироваться на количество населения. Сейчас мы рекомендуем подключаться к сервису партнерам в городах с численностью 500 000 человек и более, потому что здесь есть большая вероятность стать востребованным. В небольших ПГТ похожие приложения вряд ли будут иметь спрос, в том числе и из-за отсутствия необходимого количества производителей. В самом начале партнеру лучше придерживаться наших рекомендаций, а дальше он может самостоятельно решить, стоит расширять свою территорию до более мелких городов в регионе или нет.

Сейчас сервис работает только в Москве – здесь мы «обкатали» идею и убедились в ее эффективности. Но уже ведем переговоры с пятью регионами – это юг страны, Урал и Поволжье. Например, наш южный партнер уже сейчас имеет склад-магазин и собирается вместо открытия новых объектов развивать онлайн-сервис.

Возможно, это прозвучит странно, но мы сознательно не хотим становиться супер-гигантами и захватывать весь рынок. Наша компания ориентируется на другой принцип – сохранение выбора качественных товаров, совместное развитие вместе с региональными бизнес-партнерами и поддержка средних и малых производителей в регионах присутствия. Мы ставим перед собой миссию – предложить людям хороший сервис покупки продуктов по выгодным ценам, опираясь на локальные товары. А местным оптовикам и дистрибьюторам – стать региональными лидерами в онлайн-торговле продуктами питания и товарами для дома и сделать диверсификацию бизнес-направлений с опорой на собственную инфраструктуру.

1313
24 комментария

«Выбор делает человека несчастным». А мои клиенты страдают, не могут определиться и покупают сразу несколько позиций :) Я эту тему просекла и держу широкий ассортимент, это увеличивает средний чек

1
Ответить

Петра, да, есть покупатели, которые не могут определиться и покупают "полку". Вопрос в другом, как они потом оценят излишнее? Скорее всего разочаруются.

Ответить

Очень сомнительно про 4-5 товаров...как покупатель, считаю, что выбор должен быть всегда, особенно когда бюджет позволяет этот выбор делать.
Не понял ещё про систему контроля качества. Если я покупаю в Ленте и мне что-то не нравится в качестве, то с поставщиком будет разбираться Лента. В Ананасе получается Вы выступаете гарантом качества?
Чем вы отличаетесь от посредника кроме небольшого ассортимента и низкой комиссии за услуги?

1
Ответить

Кирилл, действительно, кому-то надо повыбирать, кому-то достаточно 4-5 альтернатив. Это и есть ориентир на определённый стиль покупательского поведения. Мы проанализировали покупки более миллиона покупателей по их картам лояльности в течении года, всего более 23 миллионов покупок и увидели, что покупки большинства очень стабильны в ассортименте. Главное наше "отличие" цены назначают сами производители и они же отвечают за качество.

Ответить

Идея замечательная, только вот на сайте не работает QR код, нашла приложение в эпл сторе, но при попытке зарегистрироваться пишет что телефон не указан, после того как я его указана, пробовала два разных номера, также при этом не приходит смс даже повторно

Ответить

Мария, спасибо за информацию, я передам отзыв разработчикам. Возможна ошибка при заведении номера телефона. В приложении есть бот поддержки, так же напишите туда и там возможно быстрее решить ситуацию. Спасибо

1
Ответить