Три кейса диджитализации: как поменять бизнес-модель и создать новые рынки

В основе цифровой трансформации компании лежат не новые технологии сами по себе, а новые бизнес-модели. Но спланировать переход на новую бизнес-модель сложно: любые планы могут не выдержать «проверки реальностью». Жёсткому планированию есть альтернатива.

Мы рассмотрим три кейса, в которых радикальные изменения компаний начались с небольших технологических оптимизаций. Ключом к изменению стали эти небольшие изменения в сочетании с внимательностью руководства к возникающим новым возможностям.

Рассказывает Илья Летунов, руководитель платформы Mail.Ru Cloud Solutions.

Как создать новую бизнес-модель, если ты просто охлаждаешь воздух? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ffluid.de%2Fdruckluft%2Fproduktneuheit-druckluft%2F&postId=77205" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Как создать новую бизнес-модель, если ты просто охлаждаешь воздух? Источник

Как диджитализация создаёт новые рынки и бизнес-модели

Цифровая трансформация, или диджитализация — преобразование бизнеса с помощью информационных технологий. Говоря о диджитализации, многие фокусируются именно на технологиях и на оптимизации расходов.

Но ключ к трансформации — появление новых бизнес-моделей, которые меняют и создают новые цифровые рынки и экосистемы. При этом у штурвала изменений такого масштаба стоят конкретные компании — лидеры, внедряющие новые технологии для достижения этих целей.

Расскажем про три нецифровые компании, которые в 2014–2017 годах создали совершенно новые бизнес-модели с помощью диджитализации.

Поставщик мелких деталей стал цифровым маркетплейсом

Поставщик мелких деталей производит болты, гайки и чуть более сложные детали. Рынок насыщен, множество однообразных продуктов конкурируют по стоимости, качество товара у всех игроков примерно одинаковое. Как на таком рынке выжить? А стать лидером?

Цифровая трансформация началась с небольших улучшений контроля процессов. Внедрили сбор информации о том, как клиенты используют детали. Сделали мобильное приложение для инженеров клиентских компаний, в котором получали обратную связь по каждой детали: когда поставлена, в какой партии, какой брак и так далее.

Это помогло быстрее узнавать от клиентов, что не так. Но позже в компании осознали, что по полученным данным можно автоматически формировать заказы на производство деталей, которых не хватает клиентам. Контроль закупок перешел от клиента к производителю, который научился предугадывать потребности клиента.

Так родилась новая бизнес-модель. Клиентам она оказалась так удобна, что они сказали: «Хотим, чтобы детали всех поставщиков отслеживались на вашей платформе по такой же схеме». Производитель деталей стал маркетплейсом, через который проводят продукцию все крупные поставщики. Возник новый digital-рынок, который компания быстро захватила, потому что была готова экспериментировать с предиктивной аналитикой и стратегическим планированием.

В итоге завод превратился в ИТ-компанию. Сейчас компания Mapal — известный маркетплейс по доставке закупок.

Производитель автомобильных кресел стал логистическим сервисом

Компания 15 лет производит сиденья для автомобилей. В компании решили оптимизировать поставки. Объединили производственное оборудование под общим управлением, снабдили машины для перевозки кресел логистическими датчиками, автоматизировали отгрузку и приемку. Системы контроля и внесения изменений в поставку стали работать автоматически.

Задачу решили — точный контроль минимизировал простои конвейера и сократил время нахождения кресел на складе.

Но ещё в компании стали видеть, сколько кресел находится у клиентов, какие у них потребности и когда сколько кресел нужно поставить. Компания перестала загружать склады клиентов лишними креслами и сэкономила им миллионы.

Так родилась новая бизнес-модель. Компания построила универсальную систему автоматизации логистической цепочки, которая подходит для поставки чего угодно – кресел, продуктов, оборудования.

Завод по производству кресел стал логистическим сервисом Schnellecke Logistics, который предоставляет компаниям платформу для производства и поставки товара клиентам в нужном количестве и в нужное время. Они научились продавать логистику как сервис, по сути, создали этот рынок и стали на нем первыми.

Производитель кондиционеров научился «продавать воздух»

Компания занимается очисткой воздуха в промышленности. Их основной бизнес — продажа кондиционеров и их обслуживание. Эффективность кондиционера зависит от того, как с ним обращаются, для обслуживания нужен эксперт.

В компании решили, что ключ к улучшению — люди, обслуживающие кондиционеры. Компания обладает массой статистики по использованию своих кондиционеров и точно знает, как их лучше эксплуатировать. Никто другой в этом так не разбирается.

И клиентам сказали: «Мы настолько хорошо знаем свой продукт, что готовы предугадывать, когда нужно его заменить, когда провести техобслуживание. Готовы предоставлять гарантии и людей, знающих, когда провести профилактику или ремонт».

Так родилась новая бизнес-модель. Сейчас компания продает не кондиционеры, а охлаждение воздуха как сервис. Клиент оплачивает кубометры кондиционированного воздуха.

Всё, что касается обслуживания, замены и работы специалистов, предоставляется бесплатно, оплачивается реальный объём воздуха, который прошёл через кондиционер. Сегодня Kaeser Kompressoren продаёт «воздух как сервис». Она даёт компании уникальное преимущество.

Цифровая трансформация — следующая ступень эволюции ИТ

Эти три компании трансформировались, потому что улучшали отдельные процессы с помощью технологий и одновременно анализировали ситуацию. Они увидели, как перефокусировать бизнес, чтобы стать «рулевыми» на новых рынках, которые сами создали.

То же возможно в других сферах, куда еще не пришла диджитализация. Владельцы аптек могут интегрировать кассовые терминалы с базами данных, чтобы контролировать наличие лекарств и высылать новые партии по необходимости.

Строительные компании могут устанавливать датчики в коммуникационные системы домов, чтобы вовремя фиксировать снижение проходимости труб, перегрев проводки, неравномерное распределение тепла. Кто знает, какими будут эти рынки завтра? Каким будет ваш рынок?

Как прийти к цифровой трансформации и открыть новые возможности для бизнеса

К диджитализации можно прийти разными способами. Исследовательская компания Gartner утверждает, что первый этап трансформации — определение целей. Почему вы хотите измениться, зачем это нужно? От этого зависит выбор нужных инструментов.

С другой стороны, инструменты трансформации нужно «приручить». Правильный подход — быстро пробовать новое и получать результат (идеология fail fast). Эксперименты с «негативным» результатом помогают сократить пространство для поиска. Поэтому важно договориться с командой, что каждый маленький эксперимент не обязан приносить прибыль. Когда вы найдёте жилу, вы вызовете экскаватор.

Многие компании находятся на пороге трансформации, но им мешает непонимание подхода fail fast: они пытаются окончательно выбрать технологии до того, как получат нужную информацию. Но технологии не внедряют в вакууме, их надо «подружить» с вашим бизнесом с помощью экспериментов.

Инструменты диджитализации и их внедрение:

  1. Технологии обработки данных: машины помогают обрабатывать данные и принимать эффективные, но неочевидные решения.
  2. Автоматизация: два из трёх наших кейсов начались с неё.
  3. Облачные технологии: мощность облачной IT-системы быстро масштабируется, поэтому можно поставить эксперимент по тестированию бизнес-модели любой сложности без рискованных капитальных вложений. Да и многие новые технологии первым делом появляются в облаках.

Компании со сложившимися процессами часто внедряют трансформационные технологии «по частям». Отлаженные процессы ведутся по-старому, а в более гибких — разработке, тестировании, новых проектах — пробуют новые технологии. Так сотрудники получают опыт, который в случае успеха можно внедрить уже во всех проектах компании.

Момент трансформации

Компания проходит цифровую трансформацию не столько из-за новых технологий и инструментов, сколько благодаря изменениям в бизнес-модели. Однако нужные изменения, которые приведут к лидерству конкретную компанию, трудно предсказать и положить на дорожную карту: всё, что можно предсказать, обычно уже кто-то предсказал и занял своё место на рынке.

Более системный подход на пути к цифровой трансформации — не идеальное планирование, а путь маленьких улучшений. Ведь в трёх наших кейсах именно небольшие улучшения и локальные оптимизации в итоге привели к масштабным изменениям, которые вышли далеко за пределы отдельных компаний и затронули их рыночную экосистему.

Так что для диджитализации главное — быстро выдвигать и тестировать новые гипотезы и подходы. Ну и заметить момент, когда стоит решиться на пивот.

Желаем вам поймать свой момент. Но для этого придётся поэкспериментировать :)

Что важнее всего компаниям для цифровой трансформации?
Мощная ИТ-команда, которая может быстро внедрить новые технологичные решения
Чёткое видение целей компании на уровне руководства
Мощная рыночная аналитика, компания имеет быстрый доступ к новейшим трендам на рынке
Консалтинг по прохождению цифровой трансформации
Гибкая бизнес-модель, команда легко перестраивается на новые цели
Ваш вариант (в комментах)
2020
2 комментария

Важны все элементы в той или иной степени, перечисленные в списке. Кроме этого, я бы добавил использование методик креативного решения проблем и изучение истории для поиска идей. Инновационные бизнес-модели - это результат творческой рекомбинации моделей из смежных и абсолютно противоположных отраслей.

5
Ответить

Так сказать в любом бизнесе открывать голубые океаны. Раньше я думал это можно сделать перепозиционированием, но идея с повсеместной оптимизацией, это интересно.

2
Ответить