Предприниматель из Петербурга разработал «умные» дома-амфибии, которые можно устанавливать и на землю, и на воду

Максим Майоров вложил в проект около 62 млн рублей, но прибыль пока не получил.

Максим Майоров
Максим Майоров

Максим Майоров решил превратить хобби в бизнес: он разработал конструкцию универсальных сборных домов. Ему потребовалось около четырёх лет, чтобы превратить идею в рыночный продукт.

Общие инвестиции в проект составили примерно 62 млн рублей, из них 12 млн рублей — личные средства Майорова, а 50 млн — выручка от «фриланса»: предприниматель параллельно взял заказ на строительство двух ресторанов.

Заказчики хотели приобрести у него «около сотни» плавучих ресторанов, и предприниматель открыл два производственных цеха — однако долгосрочное сотрудничество не удалось.

Майоров снова вернулся к строительству жилых сооружений: он улучшил конструкцию и разработал высокотехнологичные плавучие дома с дистанционным мониторингом и управлением системами жизнеобеспечения. В ближайшее время он планирует запустить серийное производство.

Дом на озере

Идея создать плавучие жилые дома возникла у предпринимателя в 2014 году, когда он проезжал мимо Женевского озера. Майоров увидел на воде небольшой ресторан, и хотя сооружение не представляло собой ничего особенного, идея размещения домов на воде его заинтересовала.

В то время у Майорова была ИТ-компания, которая разрабатывала системы управления интернет-магазинами. Кроме того, предприниматель проводил платные консультации о бизнесе в сфере электронной коммерции.

Однако он понимал, что его бизнес становится менее рентабельным.

  • К тому времени появилось большое количество конструкторов интернет-магазинов, которыми мог воспользоваться человек с минимальными техническими знаниями.
  • Продавцы стали переходить на Ozon, «Яндекс.Маркет» и другие крупные маркетплейсы, и собственные витрины стали не нужны.

Тогда предприниматель вспомнил о своём хобби — ему нравилось проектировать и создавать предметы. Однажды он снял пустую квартиру и заполнил её мебелью, которую сделал вручную.

У него возникла идея — создать универсальный разборный дом, который можно установить как на земле, так и на воде. Однако Майоров понимал, что его знаний и навыков в производстве мебели не хватит.

Он стал брать уроки у профессоров Санкт-Петербургского государственного морского технического университета по теории корабля и сопромату, изучил Водный кодекс и пересмотрел десятки строительных роликов на YouTube. А кроме того, устроился в бригаду сварщиков — правда, всего на день, чтобы попрактиковаться со сварочным аппаратом.

Чтобы построить первый плавучий дом, Майоров арендовал гараж площадью 24 м², закупил оборудование для резки и сварки, время от времени нанимал сварщиков и подсобных рабочих. Это обошлось ему в 1 млн рублей.

Почти два года предприниматель жил на доход с ИТ-бизнеса, а также сдавал в аренду свою квартиру и получал проценты по банковским вкладам. В общей сложности у него было около 10 млн рублей.

В поисках бизнес-модели

В начале 2016 года, когда Майоров сидел в одном из любимых кафе на окраине Санкт-Петербурга, официантка случайно увидела в его ноутбуке проект будущего дома. Она заинтересовалась и позвала управляющую.

Та загорелась идеей сделать плавучую веранду для своего ресторана — для свадеб и корпоративов. Она договорилась с Майоровым: предприниматель за свои деньги построит платформу площадью 400 м² и будет зарабатывать на аренде, а ресторан — на кейтеринге и обслуживании мероприятий. И по условиям контракта ресторан в течение двух лет должен был полностью её выкупить.

Мы рассчитывали на 10–12 мероприятий в месяц, а это, по моим подсчётам, от 1,5 до 2 млн рублей прибыли в месяц.

Максим Майоров, генеральный директор НПО «Кон-Тики»

Предприниматель потратил четыре месяца на строительство платформы, а также 8 млн рублей — на закупку материалов, оплату работ субподрядчиков и зарплату рабочим.

Однако расходы не отбил: оказалось, что хозяйка заведения не очень эффективно занималась раскруткой новой площадки, и ни одного мероприятия там так и не прошло.

Майоров предложил платформу владельцам других ресторанов, но их не устраивал размер. Тогда предприниматель разделил её на две части — платформу площадью 300 м² продал, а платформу на 100 м² оставил себе. Убыток составил около 3 млн рублей.

От платформы — к дому

К началу 2017 года предприниматель снова вернулся к своему основному проекту — строительству домов на воде. Он назвал компанию «Кон-Тики» — в честь плота, на котором путешественник Тур Хейердал пересёк Тихий океан.

Майоров планировал размещать дома на водоёмах Ленинградской области и зарабатывать на аренде, в процессе строительства решил протестировать спрос.

Для этого он заказал в типографии рекламный плакат и повесил его в лифте одного бизнес-центра. В первую же неделю ему позвонили около 60 человек — желающих арендовать дом на воде оказалось в разы больше, чем он ожидал.

В Ленинградской области не было таких предложений. Да и вообще в России я такого не встречал.

Звонили самые разные люди: молодожёны, которые хотели романтично провести выходные, семьи с детьми, представители турфирм — чтобы выкупить дома и сдавать туристам.

Максим Майоров, генеральный директор НПО «Кон-Тики»

Однако Майоров не успевал закончить дом к сезону. Его не устраивало качество постройки, приходилось регулярно разбирать дом и переделывать снова.

Ему потребовалось около 20 попыток, прежде чем он остался доволен работой. В итоге у него получился дом площадью 36 м² и себестоимостью около 300 тысяч рублей.

Предприниматель установил его на одном из озёр Ленинградской области. Но он закончил только к октябрю, а поскольку дом был без утепления — жить в нём было холодно.

Предприниматель из Петербурга разработал «умные» дома-амфибии, которые можно устанавливать и на землю, и на воду
Предприниматель из Петербурга разработал «умные» дома-амфибии, которые можно устанавливать и на землю, и на воду
Предприниматель из Петербурга разработал «умные» дома-амфибии, которые можно устанавливать и на землю, и на воду

Универсальное жилище

Потенциальные арендодатели обращались к Майорову даже в холодное время года. Предприниматель видел спрос и понимал, что у него есть только один выход: спроектировать новый дом, пригодный для круглогодичного проживания.

Он разобрал первую постройку, изучил строительные нормы и правила (чтобы понять, переживёт ли новое строение перепады температуры) и изменил конструкцию.

В итоге ему удалось разработать универсальный дом. В нём можно жить зимой и летом, устанавливать его как на землю, так и на воду — с помощью регулируемой опоры.

К дому не нужно подключать коммуникации: электричество поступает от установленного генератора, вода берётся из водоёма, фильтруется и подаётся в трубы, а сточные воды уходят в накопительный бак.

Поскольку сооружение получилось мобильным, для его установки не нужно покупать земельный участок, согласовывать подключение коммуникаций, получать разрешение на строительство и ждать окончания работ. А для размещения на водоёме требуется лишь заключить договор водопользования с государством.

Чтобы построить обычное здание, необходимо получить разрешение на строительство.

А если это здание на воде, которое стоит на сваях, то получить разрешение ещё сложнее, поскольку все водные ресурсы находятся в федеральной собственности.

Мы же ставим опору на домкрат и собираем самонесущее здание. А когда здание собрано, на дне ничего не остаётся. Поэтому для таких домов нужен только договор о водопользовании с государством — получить его очень легко.

Такие дома можно ставить и на мелководье, и на берег, и на асфальт — конструкция одинаковая.

Максим Майоров, генеральный директор НПО «Кон-Тики»

Кроме того, для перевозки дома не нужно нанимать кран и тягач — его можно разобрать, погрузить в «Газель» и перевезти на новое место.

Снова рестораторы

В начале 2018 года к предпринимателю обратились новые заказчики — представители крупной ресторанной сети (по условиям договора Майоров не может разглашать её название).

Первоначально они хотели заказать у него одну плавучую платформу для ресторана площадью 100 м², но в конечном счёте предприниматель получил заказ на два круглогодичных ресторана по 600 м² каждый, а бюджет проекта вырос с 5 млн до 50 млн рублей.

Майоров принялся за работу, и в этот момент рестораторы озвучили новые планы: они хотели открыть около ста плавучих заведений по всей стране в течение пяти лет. Такое сотрудничество показалось предпринимателю выгодным.

Сперва предприниматель планировал только спроектировать сооружение, а на строительные работы нанять подрядчиков. Однако быстро понял, что в этом случае стоимость производства увеличится в несколько раз, что сократит его прибыль.

Только услуги по резке металла для одного ресторана обошлись бы в 1,5–2 млн рублей. А станок для резки металла стоит 1 млн рублей.

Понятно, что рентабельнее купить своё оборудование. Но главное — мы бы сильно рисковали, доверяя подрядчикам. Они могли сделать что-то неточно и запороть всю предыдущую работу.

Максим Майоров, генеральный директор НПО «Кон-Тики»

Поскольку партнёры собирались регулярно заказывать новые объекты, Майоров решил открыть своё производство.

За 300 тысяч рублей он арендовал два цеха — в Пскове (для металлообработки) и в Ленинградской области (для деревообработки).

На оснащение помещений (расширение электрической мощности, подведение водоснабжения и канализации и так далее), он потратил 10 млн рублей, ещё столько же — на покупку оборудования. Также предприниматель нанял более 40 сотрудников — фрезеровщиков, сварщиков, маляров, начальников производства.

Теперь он не зависел от подрядчиков и мог сам выпускать сборные конструкции. И хотя производство требовало расходов на материалы, аренду и зарплаты, Майоров мог контролировать качество работ и сроки — он закладывал по два–три месяца на каждый ресторан.

Проект ресторана на 600 м²
Проект ресторана на 600 м²

Однако рестораторы заказали только два заведения, а дальнейшее сотрудничество решили не продолжать — не смогли найти место под новые рестораны.

Первый ресторан они разместили весной 2019 года на хоккейной площадке в одном из верёвочных парков Санкт-Петербурга. А второй — отгрузили на склад временного хранения.

В результате убыток Майорова составил 6 млн рублей — это сумма налогов, которые он должен оплатить государству из своих средств. Но предприниматель не считает этот проект убыточным.

Я бы не стал создавать с нуля производство, не имея крупного заказчика. Но если бы и решился, то на его создание у меня ушло бы 30–40 млн рублей. А так эти деньги я получил от рестораторов.

Поэтому в каком-то смысле этот заказ сыграл большую роль в моём бизнесе. Я не заработал ничего, но благодаря готовому производству смогу зарабатывать в ближайшем будущем.

Максим Майоров, генеральный директор НПО «Кон-Тики»

Что дальше

Параллельно с заказами от рестораторов Майоров продолжал разрабатывать универсальные жилые модули.

«Я понял одно: заказчики хорошие тогда, когда они видят уже готовый объект, и под них не надо ничего разрабатывать», — рассуждает Майоров.

Последние два месяца предприниматель тратит по 1 млн рублей в месяц собственных средств на зарплату штатным сотрудникам и аренду цехов.

Рендер жилого модуля
Рендер жилого модуля

Дом площадью 36 м² работает благодаря системе автономного энерго- и водноснабжения. Для этого в нём устанавливаются дизельные генераторы в хозблоке и накопительный бак.

Некоторыми системами здания можно управлять со смартфона, например, открывать входную дверь или дистанционно проверять уровень воды в накопительном баке.

На производство и сборку одного дома для круглогодичного проживания уходит десять дней. Сейчас Майоров заканчивает производство и тестирование первого образца. Предприниматель планирует начать продажи в августе 2019 года.

Розничная цена объекта составит 3 млн рублей. При продаже 50 таких домов за год Майоров может получить выручку в 150 млн рублей.

7373
221 комментарий

Краткая сводка с полей.

Что есть в посте:
- Большая фотография Майорова
- 37 упоминаний фамилии Майорова (Спасибо Матвею за подсчеты)
- вдохновляющий текст вида «он увидел и ему пришла в голову мысль»
- фотографии гаражей и мужиков с краской
- офигительные истории про дом, которому не нужны коммуникации

Чего в посте нет:
- фотографий готовой продукции (домов) на воде
- фотографий готовой продукции (домов) на земле
- каких-либо внятных технических описаний, как эти чудо-дома работают
- возможности отделаться от ощущения, что к Майорову нужно записаться на бизнес-тренинг всего за 15.000 с человека, где он расскажет, как добиться успеха в жизни

Продолжаю наблюдение.

194

Лично я, когда вижу в заголовке огромную студийную фотографию ГГ статьи, сразу ставлю мысленную галочку «возможно, тут попытаются втереть какую-то дичь». В 80% случаев это оправдывается.

Статья — pr-вода.

40

Соня, не представляете как такая частота упоминания фамилии в статье меня самого раздражает. Вместе с большим числом неточностей. Но ничего не поделать - таково мнение и право редакции :)

2

Однажды он снял пустую квартиру и заполнил её мебелью.
А кроме того, устроился в бригаду сварщиков — правда, всего на день

14

Спасибо. Статью не читал. Вы сэкономили мне время.

11

Прошу простить, уже 84 раза повторили фамилию!

1