Новые ученики. Как репетитору избежать неплательщиков?

Скоро начало нового 2023 учебного года. Репетиторы уже в августе заполняют свободные места новыми учениками. Как обезопасить себя от недобросовестных клиентов? Как выявить будущего неплательщика? Мои советы за 14 лет работы репетитором. Расскажите в комментариях свои истории с недобросовестными клиентами, и как вам удалось выйти из ситуации.

Первый созвон с клиентом

Что вас, как репетитора должно насторожить сразу при первом разговоре с будущем клиентом? Пусть это будет родитель потенциального ученика.

3 признака недобросовестного клиента

1. Родитель говорит, что ученик может быть на соревнованиях, путешествиях и прочее. Это значит, что однозначно будут переносы, отмены. Вы будете терять свой доход. А результат от занятий будет не тот, который ожидаем родителем. Я бы не стала работать с таким клиентом.

2. Клиент не спросил об оплате, вариантах оплаты и условиях при отмене или переносе занятия. Конечно, вы, как репетитор, обязаны в самом начале разговора обозначить четко стоимость и длительность занятия, есть ли у вас система предоплаты или абонемента, предусмотрены ли скидки. В том случае, если ни вы, ни клиент этот вопрос не подняли при первом созвоне, то точно могут возникнуть недопонимания в плане оплаты.

3. Заказчик требует скидку. При первом созвоне родитель сразу требует скидку. Причина может быть разной: многодетная семья, инвалидность, низкий прожиточный минимум. В данном случае помните, что услуга репетитора - это дорогая услуга, требующая значительного бюджета в месяц и тем более в год. Да, не каждому такая услуга по карману. Но в жизни все имеет свою цену. Если нет денег на репетитора или это последние деньги семьи, то лучше их потратить на отдых семьей, а уроки смотреть на бесплатных ресурсах, сейчас таких ресурсов очень много.

Лично я не делаю скидок и не снижаю стоимость своей работы.

Самые важные деловые договоренности при первом созвоне

Конечно, при первом разговоре с клиентом хочется больще узнать про запросы и проблемы ученика. В голове у учителя сразу проносится программа будущих занятий, и как ученик добивается успеха с его помощью. А еще хочется рассказать о себе, как о классном учителе, но самое главное при первом созвоне - это проговорить, а после разговора прописать сообщением все деловые нюансы вашего сотрудничества. Итак, выписываем себе на листик и перед созвоном заполняем лист данными.

  • Стоимость за определенное количество минут.
  • Время оплаты: перед уроком или после? Раз в неделю или в месяц? Делайте, как удобно именно вам! Клиент соглашается на ваши условия. Но и будьте гибкими.
  • Отмены и переносы уроков. За сколько часов ученик может отменить урок. Будет ли штраф за отмену. Пропишите условия клиенту после созвона в сообщении. Или подготовьте договор сотрудничества.
  • Стоимость первого урока. Об этом расписала подробнее в статье чуть ниже.

При возникновении спорных ситуаций у вас будет на что опираться.

Если вы не сделали эти простые действия, то к вам может проникнуть неплательщик.

Первый урок

Часто педагоги спрашивают об оплате первого урока. Делать ли 1 урок пробным или уже с оплатой. Мой ответ - Делайте так, как удобно именно вам!

Поделюсь своим опытом.

Лично я делаю 30 минут диагностики — честную консультацию без оплаты.

Почему? — Хочу посмотреть на ученика, на качество связи, на рабочее место, его мотивацию, психологическое состояние, личную симпатию.

Я не называю 1 урок уроком - это диагностическая бесплатная консультация по результатам который я соглашаюсь на сотрудничество или отказываю ученику с листом рекомендаций. Об этом я заранее предупреждаю при первом созвоне.

Такая консультация — это моя гарантия верного выбора ученика, а также гарантия долгого и продуктивного сотрудничества. После первой консультации у меня есть пути отхода. Я могу отказаться от сотрудничества. Ученик не платил за урок, он получил 30 минут моего времени и результаты диагностики бесплатно. Но не подошел лично мне для долгосрочной работы. И это нормально. Мне легче потратить 30 минут времени, чем потом заниматься возвратами денег за 1 урок. Мне легче отказать ученику, с которым у нас еще нет финансовых отношений.

Коллеги, напишите ваши лайфхаки вычисления неплательщиков. И что вы делали, если ученик задерживал оплату ваших услуг.

Давайте делиться опытом.

22
8 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

К сожалению, часто встречаются недобросовестные клиенты.

Ответить

Начинающему репетитору приходится соглашаться со всем, чтобы набрать клиентскую базу

1
Ответить

Да, но будьте бережны и уважительны к себе, клиентскую базу тоже надо составлять не из всех, кто вам оставил заявку. Вы всегда найдёте себе учеников!

Ответить

Спасибо за систематизированный обзор. Сам руководствуюсь примерно теми же принципами при первом знакомстве с учеником. От себя добавлю, что также очень важно прислушиваться к себе на первом уроке и если появляется ощущение, что работа с учеником не пойдёт - лучше отказаться сразу не тратя его время и свои нервы.

1
Ответить

Спасибо за отзыв. Согласна, личный контакт это очень важно.

Ответить

переносы, отмены..разве репетиторам не компенсируют издержки? нет знакомых в этой отрасли

Ответить