Глава совета директоров «Аквариуса»: «Говорят, наш планшет не работает, но он работает, а ПО на нём — нет»

Главное из интервью Алексея Калинина Forbes — одного из руководителей компании-разработчика и производителя вычислительной техники.

Алексей Калинин. Источник: DR
Алексей Калинин. Источник: DR

Про адаптацию к новой реальности

  • «Многое из того, что, как мы считали, мы смогли бы сделать в перспективе трёх-пяти лет, удалось сделать меньше чем за год», — говорит Калинин.

Такого, что кто-то сказал бы «российский продукт — это ерунда», сейчас нет. Если люди это говорят, значит, у них какая-то своя мотивация.

За это короткое время мы добились того, что наши серверы стали ничем не хуже, а по каким-то параметрам даже лучше, чем у HP или Dell. Мы научились проводить работу над ошибками.

Алексей Калинин
  • По словам предпринимателя, отрасль получила меры господдержки, о которых «и мечтать не могла»: это, например, льготные кредиты и субсидии банкам на закупки «приоритетной для импорта продукции». Лояльнее стали и финансовые организации, которые раньше считали, что «ИТ — это непонятно что». Теперь они дают больше кредитов и идут на более высокие риски.
  • Уход иностранных конкурентов позволил «Аквариусу» нанять освободившихся разработчиков, инженеров, маркетологов и менеджеров по продажам. А попадание компании в санкционный список США Калинин считает «почётной наградой» и доказательством того, что её «уважают».

О технологическом суверенитете России и параллельном импорте

  • Калинин считает, что говорить о суверенитете не приходится, «пока у пользователя в руке iPhone или iPad». Эту «задачу» компании решают уже сейчас, проектируя аналоги западным продуктам. Правда, он добавляет: суверенитета не добиться, если и дальше заниматься параллельным импортом.

Самый большой риск — когда компании говорят: «Вот мы тут параллельный импорт привезли». Это классно, конечно, но вы понимаете, что не контролируете собственную инфраструктуру?

<...>

Когда мы говорим о том, что параллельный импорт — это зло, мы имеем в виду следующее: никогда не построить технологический суверенитет, если заявлять о его необходимости и в то же время продолжать заниматься параллельным импортом.

Алексей Калинин

Про проблему с российским аппаратным обеспечением

  • В беседе с Калининым интервьюер Forbes сказал, что рынок обеспокоен «отсутствием собственной элементной базы» и считает это своей «ахиллесовой пятой». Предприниматель с этим не согласен.

Когда кто-то говорит «Вот планшет "Аквариус" не работает» — это же не планшет не работает, а установленный на нем софт. Многие автоматически это на сам планшет переносят, а «железо»-то хорошее, работает.

Отсутствие приложений и экосистемы — вот ахиллесова пята. Мы производим любое «железо» и поставим в любом количестве, столько, сколько нужно. Нужен миллион телефонов — сделаем миллион телефонов. Но, мне кажется, мы «побежали» быстрее, чем производители софта.

Алексей Калинин

О том, как привлечь корпоративных и розничных клиентов

  • Калинин считает, что основной потребитель продукции «Аквариуса» не госструктуры, как некоторые думают, а корпоративный сектор.

Вопрос: что мы относим к госсектору? «Газпром» — это госсектор или нет? Мы придерживаемся классической терминологии: всё равно госкомпания — это компания, enterprise.

К госсектору мы относим министерства, ведомства, ФОИВы, муниципалитеты. Правительство Москвы — госсектор классический.

Алексей Калинин
  • К концу 2023 года компания также рассчитывает выпустить линейку новых планшетов, смартфонов и ноутбуков для розничных клиентов (инвестиции не раскрывают). В планах — установить на них ОС «Аврора», но для этого нужно разработать хорошую экосистему приложений, иначе мало кто захочет пользоваться продуктами. Пока для этого «не хватает рук».
  • Сам Калинин пользуется iPhone, но для служебных задач предпочёл бы использовать телефон на российской ОС, чтобы избежать риска утечек и прослушки. Он считает, что запретить чиновникам использовать iPhone нужно было давно. То же, по его словам, касается и Android. По его словам, «что iPhone, что Android — одна и та же дыра».
  • Ограничивать розничных потребителей при этом не стоит. Вместо этого производитель должен выпустить устройство, на которое пользователь сам захочет перейти. «Тогда в этом есть смысл. А всем всё запретить — это деструктивно», — говорит предприниматель.

Про запуск нового производственного комплекса

  • У «Аквариуса» работают две производственные площадки — в Шуе и Твери. В последней запустят ещё один комплекс мощностью до 1,5 млн устройств в год. Общая сумма инвестиций «с покупкой "коробки"» составляет около 5 млрд рублей. 2,2 млрд из них — заём на семь лет под 1%.
  • В будущем компания также хочет создать в Твери кластер «вычтеха», чтобы осваивать и совершенствовать производство печатных плат и текстолита, но есть проблема — нехватка кадров. «Ребят, которые умеют это всё делать, не выпускали с 2005 года», — сетует Калинин.

О планах провести IPO

  • «Аквариус» рассчитывает выйти на биржу в течение ближайших двух-трёх лет. Трудностей с привлечением денег нет, но «капитала не бывает мало», отмечает Калинин. По его предположениям, оценка актива может составить около 80 млрд рублей.
  • В планах на 2023 год также выпустить облигации и привлечь до 3 млрд рублей, чтобы вложить их в «технологические проекты развития» и новые сегменты — например, телеком.
5050
308 комментариев

«За это короткое время мы добились того, что наши серверы стали ничем не хуже, а по каким-то параметрам даже лучше, чем у HP или Dell. Мы научились проводить работу над ошибками.»

Он под наркотиками ?

181
Ответить

Они все под тяжелыми, разве не заметил?

67
Ответить

Комментарий недоступен

30
Ответить

Наркомааааан! Ты меня называла! (-:

11
Ответить

Там же написано, что у них площадка в ШУЕ. Просто журналист решил, что это про город в ивановской области, а это сокращение от ШУЕ ППШ.

11
Ответить

если кто-то говорит иное, у них "другая мотивация" и повод написать мусорам донос

3
Ответить