Стимулирует ли финансовая мотивация детей лучше учиться? Проверила на личном опыте

Скажу сразу: я не из тех родителей, кто дрючит ребенка просто ради красивой циферки в журнале. Я считаю, что если какой-то предмет ребенку не интересен и дается с трудом, не нужно давить на него и пытаться заставить приносить хорошие оценки – лучше сосредоточиться на том, что получается хорошо.

Тем не менее, мы живем в мире формальностей и бюрократии. Чтобы поступить в вуз на бюджет, нужно хорошо сдать ЕГЭ. Дочка выбрала специальность и вуз, для поступления куда помимо прочих экзаменов требовались высокие баллы по алгебре. У нас с ней и так неплохо, но надо было подтянуть до более высокого уровня.

Когда я поняла, что просто уговоры и просьбы не работают, решила попробовать метод пряника и… пряника?) Раньше я никогда не поощряла финансово дочку и всегда относилась к этому двояко.

С одной стороны, не хочется заставлять ребенка делать то, что она не хочет, подкупая ее деньгами. Это мы, взрослые, обычно таким занимаемся…

С другой стороны, финансовое поощрение выглядит как win-win подход, который поможет совместить приятное с полезным. Ребенок получит и деньги, и хорошие оценки. Разве это плохо?

Определяющим фактором был еще и момент бюджета – сколько денег я была готова выделять в качестве вознаграждения за хорошие оценки? Ведь вознаграждение должно идти в дополнение к карманным деньгам. Я же не хочу лишать ребенка карманных денег и говорить “я буду давать тебе карманные деньги только если ты будешь хорошо учиться по математике”. Это какой-то совсем людоедский подход – я хотела положительно мотивировать ребенка, а не отбирать у него что-то.

Поэтому было важно понять, сколько именно денег я готова давать в качестве мотиватора. Чтобы это была достаточно приятная сумма, ради которой дочка была бы готова стараться и заниматься, но при этом не в убыток для семейного бюджета. Когда я определилась с суммой, мы начали “эксперимент”.

Как была устроена система мотивации

Дочке (Маша, 14 лет) идея “эксперимента” очень понравилась. Сразу начала фантазировать, на что потратит “заработанные” деньги)

Систему я придумала такую:

  • 100 рублей за четверку

  • 200 рублей за пятерку

  • 1000 рублей за средний балл в четверти выше 4.50

  • 2000 рублей за средний балл в четверти 5.00

  • 3000 рублей за высокий балл по МЦКО

  • 5000 рублей за среднегодовой балл 5

Договорились, что раз в неделю по пятницам я буду проверять электронный дневник. Если есть четверки или пятерки, платить деньги. Никаких “штрафных санкций” за двойки и тройки предусмотрено не было – только “потерянная прибыль”.

Сначала давала деньги Маше наличкой (банковской карты у нее не было). Сама я наличными не пользуюсь, так что приходилось каждый раз снимать, немного задолбалась. Так что специально под это дело завела ей банковскую карту. Да и в целом чтобы было “как у взрослых”, давно пора.

Деньги сначала просто переводила переводом, потом нашла в приложении функцию “задания с вознаграждением” (у нас Тинькофф Джуниор). По сути тот же перевод с карты на карту, но не надо каждый раз вводить сумму, я просто один раз сохранила шаблон “заданий” (“получить пятерку”, “получить четверку” и тд) и размер вознаграждения за них. И потом когда Маша выполняла задание, я подтверждала его выполнение и деньги сразу переводились. Вот так это выглядело:

Стимулирует ли финансовая мотивация детей лучше учиться? Проверила на личном опыте

Эксперимент продолжался почти весь учебный год – начинали мы в ноябре 2022, закончили в конце мая 2023.

Что в итоге

У меня были догадки, что финансовое поощрение – не волшебная палочка, которая принесет моментальный результат. Ведь помимо желания получить деньги и купить себе велосипед/приставку/новый телефон у ребенка есть и другие желания. И зачастую “побеждали” именно они.

Невозможно взять и за один день заставить ребенка усиленно изучать математику просто ради пары лишних тысяч вознаграждения. Дети не глупые – Маша поняла, что можно пойти по пути наименьшего сопротивления: вместо того чтобы зарабатывать деньги за пятерки, просто откладывать “со школьных завтраков” (на которые я в любом случае даю деньги) и потихоньку копить на свои хотелки. Да, “прибыль” не такая быстрая, но зато лишний раз мучаться с уравнениями не надо…

Так продолжалось до тех пор, пока подруги Маши не увлеклись корейскими танцами и не начали ходить на занятия по этим танцам. Моя естественно тоже захотела. Тогда-то я ей и напомнила, что занятия стоят денег, а я как раз знаю отличный способ заработать эти деньги. После этого дела пошли лучше)

Результатами очень довольна - Маше удалось добиться максимального среднегодового балла:

Стимулирует ли финансовая мотивация детей лучше учиться? Проверила на личном опыте

Никаких репетиторов я при этом не нанимала – их решила оставить на крайний случай, если у Маши не получится самостоятельно подтянуть математику. Кроме того, “эксперимент” обошелся мне дешевле, чем репетитор – на вознаграждения потратила почти 30000. Занятия с репетитором в течение того же срока обошлись бы нам минимум в 50000-70000 рублей.

Горжусь что Маше удалось добиться такого крутого результата без помощи репетиторов – она все изучала сама. Конечно, сейчас смухлевать легко, можно просто нагуглить решение или попросить нейросеть решить уравнение) Но я специально садилась с ней решать уравнения, следила, чтобы она никуда не подглядывала, и у нее хорошо получалось. Вот кому реально пришлось подглядывать, так это мне)

Маша заработала свои 3000 рублей за повышенный балл МЦКО:

Стимулирует ли финансовая мотивация детей лучше учиться? Проверила на личном опыте

И вошла в топ лучших учеников города:

Стимулирует ли финансовая мотивация детей лучше учиться? Проверила на личном опыте

Я пришла к выводу, что мотивация детей деньгами работает, если у ребенка есть конкретная финансовая цель, хотелка, на которую ему очень нужны деньги. Тогда между “ничего не делать” и “стараться, чтобы заработать” ребенок с большей вероятностью выберет второе. Просто эта хотелка должна быть настолько мотивирующей и классной, чтобы желание обладать ею было сильнее, чем желание лениться и не делать уроки. В таком случае ребенку будет не в тягость заниматься.

Если такой сильной хотелки нет, ребенок будет не особо мотивирован. Это нас, взрослых, на работу очень сильно мотивирует необходимость платить по счетам) А ребенку беспокоиться об этом не надо – он же понимает, что, какие бы оценки он ни получил, он всегда будет сыт и одет. Поэтому просто деньгами ради денег ребенка не мотивируешь – по крайней мере, в моем случае.

Хочется надеяться, что вся эта затея помогла не только подтянуть оценки Маши по математике, но и хоть немного научить ее личной ответственности и финансовой грамотности. Как-никак, это, по сути, ее первый заработок)

2525
23 комментария

Моего брата тоже так мотивировали, был под угрозой отчисления из школы, за пару месяцев выравнялся, когда понял что за решение уравнений можно получать деньги, заинтересовался этим вопросам, теперь решает контрольные со звездочкой у которых нет решения в интернете, ему уже даже первые деньги заплатили в 14 лет-то! Деньги на карту матери выслали, Так что по сути свою слабость не только отработал, но еще и превратил в инструмент за который можно деньги получать.

2

пфф конформист, меня учили так, начал дело доведи его до конца)))

1

Вот бы мне в свое время платили за хорошие оценки, я бы тогда был богатый как скрудж макдак по меркам того времени, даже если бы мне 100 рублей платили за 5 пятерок. Был отличником за бесплатно😅

2

Ну, для кого-то пятерка достается с большим трудом, тем более я сейчас даже не представляю какие у детей нагрузки, если у младшего брата видел формулы в книге для третьего класса, когда у нас такого не было. Так что условно если подтянуть оценки очень даже хорошая мотивация

приучать детей к финансовой грамоте это отлично. но не с тинькофф.) слишком уж условия стали уступать конкурентам

1

Норм приплели)

3

На что только не пойдет репутационный маркетинг конкурентов)

1