Стимулирует ли финансовая мотивация детей лучше учиться? Проверила на личном опыте
Скажу сразу: я не из тех родителей, кто дрючит ребенка просто ради красивой циферки в журнале. Я считаю, что если какой-то предмет ребенку не интересен и дается с трудом, не нужно давить на него и пытаться заставить приносить хорошие оценки – лучше сосредоточиться на том, что получается хорошо.
Тем не менее, мы живем в мире формальностей и бюрократии. Чтобы поступить в вуз на бюджет, нужно хорошо сдать ЕГЭ. Дочка выбрала специальность и вуз, для поступления куда помимо прочих экзаменов требовались высокие баллы по алгебре. У нас с ней и так неплохо, но надо было подтянуть до более высокого уровня.
Когда я поняла, что просто уговоры и просьбы не работают, решила попробовать метод пряника и… пряника?) Раньше я никогда не поощряла финансово дочку и всегда относилась к этому двояко.
С одной стороны, не хочется заставлять ребенка делать то, что она не хочет, подкупая ее деньгами. Это мы, взрослые, обычно таким занимаемся…
С другой стороны, финансовое поощрение выглядит как win-win подход, который поможет совместить приятное с полезным. Ребенок получит и деньги, и хорошие оценки. Разве это плохо?
Определяющим фактором был еще и момент бюджета – сколько денег я была готова выделять в качестве вознаграждения за хорошие оценки? Ведь вознаграждение должно идти в дополнение к карманным деньгам. Я же не хочу лишать ребенка карманных денег и говорить “я буду давать тебе карманные деньги только если ты будешь хорошо учиться по математике”. Это какой-то совсем людоедский подход – я хотела положительно мотивировать ребенка, а не отбирать у него что-то.
Поэтому было важно понять, сколько именно денег я готова давать в качестве мотиватора. Чтобы это была достаточно приятная сумма, ради которой дочка была бы готова стараться и заниматься, но при этом не в убыток для семейного бюджета. Когда я определилась с суммой, мы начали “эксперимент”.
Как была устроена система мотивации
Дочке (Маша, 14 лет) идея “эксперимента” очень понравилась. Сразу начала фантазировать, на что потратит “заработанные” деньги)
Систему я придумала такую:
100 рублей за четверку
200 рублей за пятерку
1000 рублей за средний балл в четверти выше 4.50
2000 рублей за средний балл в четверти 5.00
3000 рублей за высокий балл по МЦКО
5000 рублей за среднегодовой балл 5
Договорились, что раз в неделю по пятницам я буду проверять электронный дневник. Если есть четверки или пятерки, платить деньги. Никаких “штрафных санкций” за двойки и тройки предусмотрено не было – только “потерянная прибыль”.
Сначала давала деньги Маше наличкой (банковской карты у нее не было). Сама я наличными не пользуюсь, так что приходилось каждый раз снимать, немного задолбалась. Так что специально под это дело завела ей банковскую карту. Да и в целом чтобы было “как у взрослых”, давно пора.
Деньги сначала просто переводила переводом, потом нашла в приложении функцию “задания с вознаграждением” (у нас Тинькофф Джуниор). По сути тот же перевод с карты на карту, но не надо каждый раз вводить сумму, я просто один раз сохранила шаблон “заданий” (“получить пятерку”, “получить четверку” и тд) и размер вознаграждения за них. И потом когда Маша выполняла задание, я подтверждала его выполнение и деньги сразу переводились. Вот так это выглядело:
Эксперимент продолжался почти весь учебный год – начинали мы в ноябре 2022, закончили в конце мая 2023.
Что в итоге
У меня были догадки, что финансовое поощрение – не волшебная палочка, которая принесет моментальный результат. Ведь помимо желания получить деньги и купить себе велосипед/приставку/новый телефон у ребенка есть и другие желания. И зачастую “побеждали” именно они.
Невозможно взять и за один день заставить ребенка усиленно изучать математику просто ради пары лишних тысяч вознаграждения. Дети не глупые – Маша поняла, что можно пойти по пути наименьшего сопротивления: вместо того чтобы зарабатывать деньги за пятерки, просто откладывать “со школьных завтраков” (на которые я в любом случае даю деньги) и потихоньку копить на свои хотелки. Да, “прибыль” не такая быстрая, но зато лишний раз мучаться с уравнениями не надо…
Так продолжалось до тех пор, пока подруги Маши не увлеклись корейскими танцами и не начали ходить на занятия по этим танцам. Моя естественно тоже захотела. Тогда-то я ей и напомнила, что занятия стоят денег, а я как раз знаю отличный способ заработать эти деньги. После этого дела пошли лучше)
Результатами очень довольна - Маше удалось добиться максимального среднегодового балла:
Никаких репетиторов я при этом не нанимала – их решила оставить на крайний случай, если у Маши не получится самостоятельно подтянуть математику. Кроме того, “эксперимент” обошелся мне дешевле, чем репетитор – на вознаграждения потратила почти 30000. Занятия с репетитором в течение того же срока обошлись бы нам минимум в 50000-70000 рублей.
Горжусь что Маше удалось добиться такого крутого результата без помощи репетиторов – она все изучала сама. Конечно, сейчас смухлевать легко, можно просто нагуглить решение или попросить нейросеть решить уравнение) Но я специально садилась с ней решать уравнения, следила, чтобы она никуда не подглядывала, и у нее хорошо получалось. Вот кому реально пришлось подглядывать, так это мне)
Маша заработала свои 3000 рублей за повышенный балл МЦКО:
И вошла в топ лучших учеников города:
Я пришла к выводу, что мотивация детей деньгами работает, если у ребенка есть конкретная финансовая цель, хотелка, на которую ему очень нужны деньги. Тогда между “ничего не делать” и “стараться, чтобы заработать” ребенок с большей вероятностью выберет второе. Просто эта хотелка должна быть настолько мотивирующей и классной, чтобы желание обладать ею было сильнее, чем желание лениться и не делать уроки. В таком случае ребенку будет не в тягость заниматься.
Если такой сильной хотелки нет, ребенок будет не особо мотивирован. Это нас, взрослых, на работу очень сильно мотивирует необходимость платить по счетам) А ребенку беспокоиться об этом не надо – он же понимает, что, какие бы оценки он ни получил, он всегда будет сыт и одет. Поэтому просто деньгами ради денег ребенка не мотивируешь – по крайней мере, в моем случае.
Хочется надеяться, что вся эта затея помогла не только подтянуть оценки Маши по математике, но и хоть немного научить ее личной ответственности и финансовой грамотности. Как-никак, это, по сути, ее первый заработок)