Цикл хайпа в обучении. Как эволюционируют модные программы обучения сотрудников

На текущий момент в России классические тренинги плавно перекочевали по кривой Hype cycle (Цикл хайпа) в зону преодоления недостатков. E-learning сместилось правее пика чрезмерных ожиданий.

25 лет назад консалтинговая компания Gartner сформулировала «Hype cycle» – график известности, зрелости технологий. На нем представлены этапы, которые проходят технологии от своего появления до устойчивого применения. Кстати, именно Gartner ввели в употребление понятие ERP и методику оценки поставщиков – «магический квадрант».

Про большинство технологий (и даже про некоторые методики, торговые марки, социальные явления и т. д.) можно сказать, что они, эволюционируя, прошли пять этапов:

Цикл хайпа в обучении. Как эволюционируют модные программы обучения сотрудников

1. Триггер инновации (Innovation Trigger). Технология добирается до первых пользователей. Работоспособность присутствует хотя бы на минимальном уровне, первичный интерес запускает узкую осведомленность, которая постепенно начинает расти.

2. Пик чрезмерных ожиданий (Peak of Inflated Expectations). Растет вера в технологию. Всё больше и больше людей вовлечены в обсуждение и использование. Компании пытаются выжать максимум возможного из выросшей известности. Рост инвестиций в технологию. На рынок выходит множество аналогов, в том числе и подделок. Всего несколько процентов новых технологий доходят до этой стадии – большинство умирают в зачаточном состоянии.

3. Дно разочарований (Trough of Disillusionment). Спад интереса к технологии из-за низкого уровня реализаций и большого числа неудач. Интерес ослабевает поскольку испытания и ввод в действие не реализованы на ожидаемом уровне. Производители технологии терпят неудачу. В некоторых случаях люди начинают относиться к такой технологии с недоверием.

4. Склон просветления (Slope of Enlightenment). Появление продуктов нового поколения на базе этой технологии. Накапливается устойчивое количество успешных примеров применения. Люди и компании на примерах убеждаются, где реально применение данной технологии будет полезным и выгодным.

5. Плато продуктивности (Plateau of Productivity). Признание технологии, устойчивое применение. Рынки применения технологии ясны, охвачены и окупились. Уровень плато зависит от универсальности технологии и возможностей её использования. Признаны и понятны преимущества этой технологии. Недостатки предсказуемы и имеют способы «лечения».

Как как эта кривая может работать в обучении?

Возьмем, например, новую бизнес-методику обучения сотрудников компании под названием «бизнес-шоу-тренинг-группен-смех» БШТГС:

1. Триггер инновации.

Некая компания Успешный Успех запустила БШТГС. Несколько организаций поучили по этой методике сотрудников. Не было явного отторжения. Успешный Успех успешно попиарила эту методику. Благодаря удачным активностям в соцсетях и громкому названию, про БШТГС узнала критическая масса целевых клиентов. Появились первые подражатели.

2. Пик чрезмерных ожиданий.

У методики БШТГС появились первые приверженцы, которые популяризировали её и являются амбассадорами. Кроме этого, появились первые. кто смог действительно хорошо на этом заработать. Развивается ажиотаж вокруг БШТГС, большой энтузиазм от возможных результатов, завышенные ожидания. Много статей и упоминаний на конференциях. Издательства штампуют по книге в месяц на тему БШТГС. При этом успешное применение БШТГС видно, но, зачастую, не доказано. Появляется множество школ, тренеров, практикующих технологию. «Бизнес Старость» выпускает пачками инфобизнесспикеров, сулящих золотые горы от применения БШТГС.

3. Дно разочарований.

БШТГС наелись. БШТГС – это уже не модно. БШТГС не в состоянии соответствовать всем ожиданиям. Много появилось БШТГС-шарлатанов. Инфобизнесспикеры бросились зарабатывать деньги другой новомодной техникой. Директора по персоналу отмахиваются от тех, кто предлагает обучение БШТГС.

4. Склон просветления.

Технология БШТГС остается в руках ограниченной группы и обрастает новыми идеями. БШТГС развивается за счет фокусировки на определенных задачах, сферах. Находит узкое применение в нескольких отраслях, для некоторых каналов сбыта, для определенного типажа сотрудников и руководителей.

5. Плато продуктивности

БШТГС имеет свои конкретные преимущества и заранее известные недостатки. Получает набор устоявшихся решений. Ясно, как и где применять БШТГС, что будет на выходе. Преимущества БШТГС становятся очевидными и признаются рынком образования. БШТГС эволюционирует, смешиваясь с устоявшимися на рынке технологиями и, впитывая новое, трансформируется, развиваясь с изменениями мира вокруг.

На графике, в качестве примера Хайп сайкла – «The Digital Communications Hype Cycle 2019». (stedavies.com/digital-communications-hype-cycle)

Цикл хайпа в обучении. Как эволюционируют модные программы обучения сотрудников
11
2 комментария

если натянуть круглое на квадратное, получается глобус. правильно понимаю, что статья из раздела «как проводить custdev невесты, выбирая кольцо для предложения?»
какую ценность я, как читатель, могу получить из этого текста?

Ответить

Расскажите подробно о себе: образование, специальность, несколько последних мест работы, должность, карьерные успехи, 4 самых ярких факапа, 4 главных достижения, хобби, увлечения, IQ, количество читаемых книг в год, способы дополнительного образования и я смогу сформулировать для Вас пользу, которую Вы, как читатель, можете получить от этого текста.

Ответить