Чего не стоит бояться в стартапе, и о чем вообще не стоит думать первое время

В своем стремлении изменить мир новым “airbnb/uber’ом для домохозяек”, в порыве возбуждения и вдохновения новой идеей сотни молодых, и не очень, стартаперов каждый день с салфеткой на руках начинают свой стартап. Новоиспеченные CEO, CTO, CMO и иже с ними, зачастую, не имея опыта в организации бизнеса, уделяют слишком много внимания незначительным мелочам, и часто принимают много ненужных затратных решений.

Чего не стоит бояться в стартапе, и о чем вообще не стоит думать первое время

Это статья для Startup Jedi, основанная на реальных события и досадных ошибках, тезисно расскажет о том, чего не стоит делать на ранних этапах, и чего абсолютно не стоит бояться в погоне за стартап-мечтой.

Чего не стоит делать на старте

  • Не надо регистрировать компанию до старта продаж. Это лишняя трата денег и времени. Пока нет дохода и/или клиентов стартап и его идея ничего не стоит, вообще ничего. Даже если в нее вложены уже миллионы. А, значит, и делить нечего.
  • Не надо нанимать юриста зачем бы то ни было. Для разделения долей и ответственности между основателями лучше составить простое соглашение. Это можно сделать и без юридического образования и всякого опыта. А если вы не можете сделать такое соглашение, то и стартап вам с колен на табурет никогда не поднять.
  • Не надо снимать офис. Современный мир таков, что вы без труда найдете кого-то для создания своего продукта, кто сможет с достаточной на первых порах эффективностью работать из дома. Пока не появятся первые клиенты или, хотя бы, релиз продукта, объединять команду на базе офиса экономически не выгодно.
  • Не надо без остановки написывать фондам и инвесторам. Сайт или приложение — это не продукт. Пока нет клиентов/пользователей, вас самих как стартапа, достойного внимания, пока не существует во вселенной. А, возможно, и не будет никогда. Помимо этого, вы, скорее всего, пока не знаете, как правильно подать свой продукт инвестору, ведь продукта еще не существует в природе. Не раздражайте фонды и инвесторов своим спамом, это только в минус в карму.
  • Не надо игнорировать советы от опытных стартаперов/бизнесменов. Вам так не кажется, но вы, если за плечами нет стартаперского опыта, скорее всего, еще сильно некомпетентный стартапер. Вам постоянно будут давать советы, говорить, что вы делаете что-то неправильно, а вам будет казаться, что все дураки один вы прозрели на миллиард. Так вот, вы не правы. Внимательно слушайте, благодарите и саморефлексируйте на эту тему.
  • Не надо отдавать продажи третьим лицам. Продавать самому важно для понимания фидбека. Если вы знаете, почему вам отказывают, как вы сможете сделать продукт лучше? Первые деньги должен принести в компания основатель своими собственными руками и не иначе.
  • Не надо ходить на платные конференции и митапы. На бесплатные — сколько угодно, но не во вред стартапу, все остальное — просто вытягивание от вас ценных ресурсов — времени и денег. В команду работников и партнеров найдете себе и в интернете, инвестиции на конференции на ранней стадии не найдете 99,99%. Как бы вас ни зазывал лендинг конференции и звонок сексуального менеджера, не ведитесь на «супер цену с доступом в vip-зал с инвесторами всего за 99 990р»! Просто идите работать. Выйдет сильно полезней.
  • Не надо перерабатывать и забывать об отдыхе и спорте.Если вы трудоголик — это хорошо, если вы упорный трудоголик, ваши шансы на построение успешного стартапа вырастают на порядки. Как и ваши шансы подохнуть еще до первых нормальных инвестиций. Важно уметь отдыхать (не бухать!) и нагружать организм спортом 2–3 раза в неделю. Эффективность не меряется усталостью, как многие думают. Когда случится микроинсульт или «мерцалочка», поверьте, будете жалеть, а уже ничего не исправить.
Чего не стоит бояться в стартапе, и о чем вообще не стоит думать первое время

Чего не стоит бояться на старте

  1. Не бойтесь неудач. С первого раза с наскока не получится. Только упорная приближающаяся к бесконечности череда попыток и проверок гипотез. Не верьте красивым историям про «сели, за сутки написали код, завтра разбогатели». Если такое и случается, это случайности и везение. А если вы планируете строить свой стартап на везении, вы быстро развалитесь. Эта тема достойна отдельной статьи.
  2. Не бойтесь не платить зарплату / предлагать работать бесплатно. Вокруг полно молодых (и не очень) людей, кто тратит свое свободное от основной работы время на всякую херню. Пусть лучше тратят на вашу херню, которую вы называете стартапом. Вам остается их только в этом убедить. Друзьям и родственникам платить вообще зашкварно. В какой-то момент можно начать потихоньку платить, но делать это правильно, учитывая ценность на потраченный час. Эта тема тоже для отдельного текста.
  3. Не бойтесь предлагать купить продукт клиентам и получать отказ. Самый действенный способ понять, полезен ли продукт кому-то, который вы делаете, попытаться его продать. Люди покупают всякую ерунду каждый день, переводят деньги мошенникам и доверяются MLM-схемам. Всегда найдется тот, кто купит то самое нечто, которое производит ваш стартап. 100 отказов и одна продажа даст вам больше пользы, чем «постоянно пилить продукт» до какого-то вида.
  4. Не бойтесь разворотов («пивотов»). Стартап должен стать бизнесом, а бизнес — это про деньги. Продукт должен быть гибким и адаптироваться так, чтобы приносить больше дохода, даже если это изменит его до неузнаваемости. Если рынок заставит вас вместо Системы умного дома начать делать умные мастурбаторы — значит так надо. И относиться к этому продукту надо как к ребенку, презентовать его так, будто всю жизнь этим болели и эта ваша судьба. Если вы не готовы к этому — идите работать по найму, не тратьте свою жизнь на выполнение ложных мечт. Деньги должны делать деньги, иную веру в ваши головы вкладывают только инфобизнесмены, которые просто на вас зарабатывают.
  5. Не бойтесь признавать свои ошибки. Начинающие стартаперы думают, что важно всегда быть успешным и не показывать свои ошибки. Умные знают, что признание ошибок и выводы продают тебя лучше инвесторам, только делать это нужно правильно. Но главное — признавать ошибки перед самим собой и перед командой. Чем раньше, тем лучше. Это учит избегать их в будущем, позволяет избежать недомолвок и развала проекта. Многие стартапы разваливаются, потому что основатели не смогли договориться, а виной тому — нежелание уступать и признавать, что ты — дно.
  6. Не бойтесь оптимизироваться. Скорее всего наступит ситуация, когда денег не будет хватать. Привычной образ жизни может оказаться под угрозой и это может стать причиной все бросить. Хуже, когда основателям вверяют это как фатальную неудачу и показатель их некомпетентности. Это не так. Дерьмо случается. А вы даже не представляете себе, насколько бюджетно может существовать человек какое-то время. Подходите с умом к оптимизации своих расходов — это тоже вложения в ваше будущее. Возможно, это даже вас научит большей финансовой грамотности.

Материал подготовлен мною, Мирчевым Эдуардом, сооснователем стартапа thefandome.com и Членом Совета Директором IQDEMY (iqdemy.ch). Последние 11 лет с 2008 года я занимаюсь маркетингом, продажами, управлением проектами. 95% моего опыта основано на работе в экстремальных условиях: спад рынка, ограниченные ресурсы, международные продажи, новые аудитории, экспериментальные идеи.

Я видел разные страны, разные рынки, разные индустрии, некоторое дерьмо. Скепсис и прагматизм помогают мне держать голову на плечах и делать классные продукты.

Проект Startup Jedi создается при поддержке <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frocketdao.io%2F%3Futm_source%3DVC%26amp%3Butm_medium%3Dlink%26amp%3Butm_campaign%3DVCblog&postId=79122" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Rocket DAO</a>
Проект Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO
1212
5 комментариев

Как то много разных пунктов, да и вообще много разных статей и советов про стартапы и что с ними делать. Много внимания направлено на продукт стартапа и на "рынок". Это все замечательно и очень полезно, но почему мало где упоминается что "бизнес" и "стартапы" нужны для обслуживания/удовлетворения потребностей клиента?
Я как новорожденый стартапер прочитав статью понимаю кто такой клиент
-"Люди покупают всякую ерунду каждый день, переводят деньги мошенникам и доверяются MLM-схемам. ", мое мировозрение переворачиваеться после этой строчки! Выходит клиент это такой "дурачок" и для каждого стартапа найдется свой...

1
Ответить

Безусловно, миссия стартапа - решить проблему / потребность клиента. Но суть не в том, что клиент "дурачок", а в том, что не стоит бояться предлагать купить свой продукт :)

Ответить

Привет! Тут речь о том, что правда жизни такова, что при должном рвении и правильном подходе можно продать практически что угодно практически кому угодно. Другое дело, заработаешь ли ты на этом...

Поэтому суть совета в том, что не нужно очень долго зацикливаться на самокопании вокруг того, "полезен ли мой продукт кому-нибудь, будут ли его покупать", а нужно просто брать и предлагать купить, постоянно, систематически. И считать эффективность. Это самый лучший способ найти прибыльную бизнес-модель в стартапе.

Ответить

Ты забыл самый важный пункт. Не знаю как его назвать, но смысл в следующем - если у тебя своё дело, а тем более стартап, всегда наступит момент когда у тебя закончатся финансы, а на окупаемость ты естественно ещё не вышел. Так вот, как только люди вокруг это увидят, то 99% из тех кому ты что то должен попытаются вернуть свой долг, и им абсолютно до одного места будет что ты не пропил эти деньги, не в казино проиграл и т.д. а пытаешься построить своё дело и заработать. Это специфика наших людей, как в других странах не знаю. Мало того что будут пытаться вернуть своё, ещё и обобрать захотят. Чего только ты не услышишь - начиная от того что есть нечего заканчивая тем что у всей семьи и домашних питомцев твоего «кредитора» онкология на предпоследней стадии, и если ты не вернёшь срочно 1-5-10-20 т (и т.д. сумма значения не имеет, даже если 100р должен) они все сдохнут. Причем где и как ты эту сумму достанешь их абсолютно не будет волновать. Шли всех нах...... . Если в такой обстановке будешь способен работать дальше, значит бизнес это твоё

Ответить

Что-то в этом есть, да)

Ответить