Удалёнка на максималках

Каково работать в компании без офисов и иерархий.

Удалёнка на максималках

Всем привет! Меня зовут Кирилл, я один из руководителей проектов в Примавере.

Компания работает на рынке достаточно давно, и сегодня нас 30+ человек. Вместе мы сделали несколько классных продуктов:

  • Мобильное предприятие. Корпоративный мессенджер + CRM-система для малого и среднего бизнеса
  • Emny. Сервис №1 по поиску работы через VK
  • Октаплан. Рабочее пространство для менеджера по продажам
  • Примакит. Платформа автоматизации процесса продаж массовому сегменту (B2C, МСБ B2B)
  • Капуста. Сервис, который позволяет быстро сформировать персональные документы для клиента (коммерческое предложение, счет, акт). Это наш новый продукт, сейчас находится в бета-тестировании

Сама по себе удаленная работа уже не новость. Постоянно выходят статьи, где сотрудники разных компаний рассказывают, как путешествуют и при этом работают. Я тоже всегда считал, что это просто возможность не ходить в офис и работать откуда угодно.

На самом деле оказалось, что удаленка позволяет организовать очень интересные, нестандартные процессы.

При собеседовании на работу, первая фраза основателя была «Мы очень неправильная компания». Тогда я сам не до конца понял, что это может значить. Но, я думаю, этот список особенностей даст вам некоторое представление:

  • Мы работаем полностью удаленно, то есть у нас вообще нет никакого офиса
  • Мы не используем никакие трекеры часов, активности и т.д.
  • У нас нет ни одного менеджера в классическом смысле
  • Нет рабочего графика

Короче, я думаю вы поняли. Звучит как идеальный рецепт для хаоса и неразберихи. Дальше постараюсь описать, как нам удалось сохранить преимущества свободы, при этом не угробив компанию.

Наши принципы

Вся работа в компании построена на трех главных принципах:

  1. Учиться говорить и слушать правду.

    Мы стараемся не придерживаться стандартной формы фидбэка: сначала сказать что-то позитивное, а потом «области для развития». У нас высокие стандарты качества, и мы всегда говорим открыто: если ты сделал недостаточно хорошо, то никто хвалить не будет.

    Честно признаться, сначала такая откровенность пугает, но потом учишься правильно это воспринимать и осознаешь, что так работать получается эффективнее, чем тратить время на поиск аккуратных выражений и иметь риск того, что тебя неправильно поймут.

  2. Не делать лишней работы самому и не давать делать другим.

    Здесь речь идет о том, что всегда есть соблазн перекинуть задачу на коллегу. Иногда это простая просьба сделать что-то ненужное или что-то, что не хочется делать самому. Но это ещё не так страшно. Самый опасный вид перекладывания работы на других — бездействие. Пускание ситуации на самотек в надежде, что кто-то другой из команды возьмет на себя инициативу, приводит к катастрофическим последствиям.

    Чтобы избегать этого, мы устраняем любые преграды для высказывания собственных мнений и инициатив. Для этого мы держим структуру нашей компании максимально плоской, чтобы любые инициативы, советы и прочая обратная связь от любого участника команды были услышаны. Это для нас действительно очень важно.

  3. Стремиться к доверию в коллективе, учиться доверять людям.

    Мало вещей хуже работы, сделанной в пустую. Отчеты, которые только пролистывают, многочасовые совещания, на которых ничего не решается, бесконечная игра в политиков. Такая работа воспринимается не как благо, а скорее как наказание.

    Мы убеждены, что строгие процессы и процедуры являются попыткой сделать людей заменяемыми, лишая их творчества, ответственности и в какой-то мере свободы. Короче, они часто мешают нормально работать, особенно в творческих сферах. Мы хотим доверять нашим коллегам. Ведь, когда доверяешь, то нет необходимости что-то за кого-то проверять (разве что помочь, когда глаза уже замылились). Такой уровень доверия приходит не сразу, нет. Но зато, когда он достигается, всем становится очень хорошо.

Эти принципы часто вспоминаются на созвонах и встречах. Иногда — всерьез, иногда — в шутку, но все ребята знают о них, и это помогает принимать правильные решения.

Организация работы

В большинстве компаний есть прописные процессы и процедуры: организация рабочего пространства, составление расписания, KPI. Это приводит к ситуации, когда ясно, что делать, но не ясно, зачем.

Мы пошли от обратного. По сути, каждый сотрудник Примаверы — сам себе менеджер. Он организовывает свою работу самостоятельно, начиная от рабочего места и заканчивая распорядком дня.

«Каким образом тогда организуется работа?» — спросите вы. Объясняю. У каждого продукта есть глобальная цель, за достижение которой отвечает руководитель проекта. Далее вместе с командой составляется план по ее выполнению, и начинается работа. При этом, стоит отметить, что никто не контролирует сам подход к выполнению задач.

Есть текущие задачи, которые нужно решить. Они появляются либо от коллег, либо человек сам понимает, что что-то необходимо сделать. Нет никаких прописных KPI, составленного мануала и микроконтроля за ежедневными действиями. Это и дает свободу действий.

Более того, так как у каждого есть полное понимание процесса и целей, получается работать асинхронно. В рамках дня даже у людей с разными ритмами будут некоторые пересечения. Их достаточно для решения всех текущих моментов.

Кстати, часто помимо основных задач, ребята занимаются еще другими смежными проектами параллельно. Не потому что так надо, а потому что интересно. Например, не так давно мы с командой продукта Emny организовали соревновательный курс по SMM. Заодно понял, как устроено продвижение в соц. сетях. Еще один пример: совместной командой Октаплана и Примакита разработали и запустили новый продукт Капуста (он отмечен последнем в самом начале статьи), который снимет часть рутинных задач с компаний МСБ/ИП. Об этом продукте более подробно напишу в отдельной статье.

Коммуникация

Общаемся мы через «Мобильное предприятие» и вообще стараемся сами использовать свои продукты. Там же ставим задачи, используем их как напоминалки. Созвоны проводим в Skype или Zoom. Также очень активно пользуемся Notion.

Количество общих созвонов во всех командах сведено к минимуму. Команда Мобильного Предприятия созванивается вместе 2 раза в неделю. На одном созвоне — планируем, на другом — смотрим, что получилось. В среднем они длятся по полчаса.

Команды других проектов созваниваются тоже не часто. В целом зависит от этапа проекта.

Раз в неделю мы созваниваемся со всеми руководителями проектов и основателем, где обсуждаем текущие задачи и планируем на неделю. Формат прикольный, потому что каждый руководитель при этом рассказывает о проделанной работе и делится какими-то успешными кейсами, которые ты сможешь использовать в своем проекте, или контактами, которые будут полезные для твоих задач.

Команда

Команда у нас формировалась долго, многие кандидаты сами не могли предсказать, подойдет ли им такой формат работы. Так мы поняли, что обязательно нужен тестовый период. В итоге собралась компания совершенно разных людей, которых объединяет желание что-то создавать, а не находиться в вечном процессе.

Команда распределена не только по всей России (Москва, Питер, Красноярск, Екатеринбург и т. д.), есть сотрудники, которые работают из других стран (например, наш дизайнер живет в Италии). Бывает, сталкиваемся с проблемой часовых поясов, но могу сказать, что это не критично. Я и сам работал 3 месяца из Новосибирска с разницей с Москвой в 4 часа.

Никто не требует постоянного нахождения на рабочем месте, есть уже заранее оговоренные созвоны по Skype, на которых нужно присутствовать, но всегда можно договориться о переносе звонка на более удобное время. В компании все отзывчивые, и нет проблем, что мы находимся не в одном офисе. Если столкнулся с проблемой — собираешь скайп.

Отпуска и прочие формальности

Если нет никаких горящих задач, то можно спокойно уехать куда-нибудь и не работать. Главное, чтобы это не влияло на текущие процессы.

Например, все начало мая (и после майских праздников) я провел на Алтае. Не было текущих горячих задач и запланированных встреч с клиентами. Я просто предупредил команду за неделю, что буду с ограниченной связью. Конечно, в какие-то моменты приходилось быть на связи, но час-два в неделю — это совсем не критично.

Некоторые ребята вообще говорят, что им не нужен классический отпуск, так как они просто не устают. А сменить место или темп работы можно и не отключаясь от дел.

Косяки, которых хотелось бы избежать

Когда читали черновую версию этой статьи, решили, что как-то всё приторно хорошо. Конечно, в процессе всё было не так гладко. Мы совершили много ошибок (да и до сих пор ошибаемся), но вот наш топ 3:

  1. Мы думали, что человеку нужно много времени на раскачку, поэтому первое время особо никого не трогали. В итоге большинство таких случаев заканчивались расставанием с человеком, так как после перехода он либо расслаблялся, либо считал, что мы недостаточно ценим его как специалиста.
    Теперь мы сразу активно берем всех в работу и уже в процессе даем освоиться.
  2. Мы не торопились проводить личные встречи. Так как команда росла постепенно, то костяк знал друг друга лично. Когда новые ребята присоединялись, мы просто знакомились в скайпе (иногда даже без видео :/). Общение шло, но как-то вяло. После того, как мы провели первую общую встречу, мы увидели, насколько свободнее все стали себя чувствовать.
    Теперь мы устраиваем регулярные хакатоны, где ребята могут познакомиться и сразу создать что-нибудь клевое. Более того, очень поощряем совместные поездки на полезные конференции.
  3. Мы долго думали над увольнениями. У нас всегда был испытательный срок в 3 месяца. Первое время мы часто ловили себя на мысли, что срок прошел, а мнение о компетенциях так и не сформировалось. После этого мы не хотели сразу расставаться с человеком (так как косяк был наш) и давали ещё время показать себя. Обычно это плохо заканчивалось.
    Теперь мы стараемся определиться уже в первый месяц и сразу обозначить сферы для развития. В составлении обратной связи участвует вся команда, которая взаимодействует с новичком. Это позволяет сделать обратную связь максимально объективной и полезной.

Заключение

Мы не претендуем на то, что наши подходы универсальны и/или полностью верны. Так не бывает. Они будут меняться вместе с нами, а пока они такие.

Если интересно узнать какие-то более конкретные моменты, то пишите в комментариях или лично мне в Facebook. В дальнейшем планирую написать подробнее про проекты, которыми я занимаюсь: выходы на встречи с клиентами, запуски пилотов, масштабирование и т.д.

1313
8 комментариев

Мы убеждены, что строгие процессы и процедуры являются попыткой сделать людей заменяемыми

Так это необходимость для существования компании. Иначе каждый раз придется начинать с начала и повторять одно и то же по тысячи раз, а когда это надоест, либо прикрыть лавочку, либо выстроить процедуры.

2

Это как посмотреть)

Если хочешь делать одно и то же, то процедуры полезны. Продумал, сделал и поехал по рельсам.

Если хочешь делать что-то новое, то надо рассчитывать на творческий потенциал людей. Если человек адекватный, то он подберет и обучит свою замену, при этом подготовив её к актуальным вызовам.

2

Некоторые ребята вообще говорят, что им не нужен классический отпуск, так как они просто не устают

Так может потому что они и не работают нормально?
Кто измеряет эффективность? Якобы нет KPI и контроля.
То есть за одни и те же деньги, можно делать N или N*2?

не трогалитак как после перехода он либо расслаблялсяВот, люди расслабляются и ничего не делают.
Значит у вас людей "трогают". А если трогать не будут, то они будут смотреть телевизор.

То есть по сути про управление и контроль вы и не написали ничего.
Или это просто решается на этапе подбора кандидатов, и затем на тестовом периоде.
То есть методом перебора ищите людей которые будут работать на 200% сами, без отчетов и контроля? Но все равно стоит вопрос мотивации.

Я никогда не могу понять посылов, что мол проект должен быть сделан, а остальное не важно.
Окей, а сроки, а итоговая стоимость? А куча других задач или проектов которые можно реализовать? Что, всем всё равно на эффективность, на время, деньги/зарплаты, конкурентоспособность компании?

Так это ведь здорово, что человек не устает! Делает любимое дело в адекватном режиме.

По поводу эффективности и конкурентоспособности. У компании стоит одна цель – комфортное существование на рынке. Краткосрочная максимизация прибыли идет в разрез с этой целью.

4