От студенческого кружка к многомиллионным госконтрактам: история дагестанской компании

Здравствуйте. Меня зовут Пайзула Джаватханов. Я руковожу компанией PARU GROUP — мы оказываем бизнесу юридические и финансовые услуги, а также помогаем получать госзаказы. За 13 лет работы помогли клиентам получить госконтракты на общую сумму более 220 миллиардов рублей.

От студенческого кружка к многомиллионным госконтрактам: история дагестанской компании

Мне приходилось терять миллионы, бороться со стереотипами относительно работы с дагестанцами, постоянно прокачивать себя и своих сотрудников. Расскажу, как все начиналось. Также поделюсь, что сейчас помогает держаться на плаву и уверенными шагами идти к выручке в несколько сотен миллионов рублей.

Зарабатывал на госзаказах со студенческой скамьи

Я учился в Российской правовой академии на четвертом курсе. С однокурсниками решили создать студенческий кружок по изучению Федерального закона 94-ФЗ. Мы экспериментировали, искали закупки и привлекали строительные компании для сопровождения — подавали и оформляли заявки. Были положительные результаты. Если у заказчика был незаконный тендер или протокол, обжаловали его в антимонопольных органах.

На пятом курсе РПА открыли ООО “Фаворит”, чтобы действовать официально. Заключили договоры ГПХ с рядом организаций — мы им оказывали услуги, они нам платили.

В 2012 год ушел из конторы — не сошлись взглядами с остальными участниками. Я создал свою компанию “Югфинанссервис” и набрал штат. Бывшие коллеги по кружку со временем стали конкурентами моей компании.

Нечем было платить зарплату

Первый кризис у меня случился на стыке второго-третьего года существования компании — происходили кассовые разрывы. Это было потому, что я еще не умел разделять личный бюджет и бюджет компании. Мы работали целый месяц, оказывали услуги. Но когда подходил срок выплаты заработной платы — платить было нечем. Это вызывало недовольство сотрудников, приводило к конфликтам.

После этого я понял, что финансовые потоки нужно разделять на личные и финансы компании. В этот же период у меня возник кризис нехватки управленческих компетенций — не хватало навыков делегирования, контроля, прогнозирования рисков

Это все создавало ситуации, когда возникали пожары, которые мне приходилось тушить. На этом фоне сильно перегорали. Кроме того, у нас был один выходной — тогда еще казалось, что надо работать больше, чтобы больше заработать.

Как мы внедрили CRM и поменяли весь штат

Второй кризис произошел до того, как я поступил в Международную школу бизнеса. Клиентов и сделок стало много, но не было какого-то систематизированного формализованного учета. Запоминать и своевременно передавать всю эту информацию даже между сотрудниками, сидящими в одних и тех же кабинетах, стало невозможным.

Когда число клиентов перевалило за сотню — возникла большая путанница. Надо было помнить, кто и когда работал с клиентом, о чем договорился, как с ним дальше контактировать, на каком этапе работа по сделке. Вести все это в каких-то экселевских файлах или записных книжках было очень сложно. Происходили конфликты, увольнялись сотрудники, а вместе с уходом сотрудников информация становилась абсолютно хаотичной.

Я решил внедрить CRM. При внедрении возникало сопротивление — и это еще один кризис, в течение которого поменялся почти весь штат компании. Конечно, тогда сказались слабые навыки управления в условиях изменений.

Мы прошли через несколько крупных кризисов в компании и стране, а также через сотни изменений в процессах и продукте. И сегодня можно уверенно говорить: и я, и сама компания воспринимаем изменения как беспрерывный естественный процесс развития.

Главные ценности для любого бизнеса

Если мы боремся за клиента, то должны понимать, что нужно признать его высшей ценностью.

Клиент — это тот человек который платит. За счет клиента мы в свою очередь платим заработную плату, достигаем прибыли, получаем те или иные блага. Клиента ставим во главе угла и признаем высшей ценностью компании. Мы о нем заботимся, помогаем, делаем все, чтобы быть ему полезным.

Следующая ценностью считаю постоянный рост и развитие — себя, процесса оказания услуги и самого продукта.

Еще одна ценность — экологичность. Даже несмотря на то, что ничего не производим, мы можем приложить усилия к заботе об окружающей среде в пределах своих возможностей. Например, потреблять меньше бумаги, производить меньше мусора, проводить акции и субботники, пропагандировать чистоту, соблюдение санитарных норм и правил.

Также важна экологичность по отношению к личности — к коллегам, подчиненным, клиентам, партнерам. При выстраивании диалога, взаимоотношений исходим из взаимного уважения и понимания.

Сообщить любую информацию можно по разному. Неприятную новость, обратную связь, критику тоже можно преподнести по-разному. Нужно, чтобы все это делалось доброжелательно, уважительно и не задевало какие-то аспекты личности.

Как сделать из сотрудников идеальную команду

Со временем мы начали формировать корпоративную культуру. У нас произошли серьезные сдвиги в сторону послабления ограничений и правил, уход от штрафов. Начали формировать культуру открытости, взаимного понимания и уважения к личности.

Мы поставили в главе угла человека, его потребности в самореализации и общении. Понимаем, что сотрудник для нас — одна из высших ценностей наряду с клиентом.

Мы выстраивали команды двух уровней — команда руководителей и по отделам. Порой возникали недопонимание и конфликтные ситуации между отделами. Решение, к которому пришли — это наладить нормальные межличностные отношения. Это сглаживает углы и приводит к взаимоуважению и пониманию. Люди учатся слушать и слышать друг друга.

Как адаптироваться в любой компании

В рамках подбора персонала мы начали оказывать большое внимание адаптации новичков. У нас и так все хотят помочь, потому что сами прошли этот путь. В связи с этим мы сформировали программу адаптации, в рамках которой даем новичку наставника. Также есть тренинг-менеджер, который курирует нового сотрудника.

По моему мнению, новичку не нужно стараться казаться умным. Необходимо всегда быть открытым новому.

Порой мы надеваем маску и не хотим показаться глупыми, не задаем вопросы и не открыты к новым знаниям, игнорируем, делаем вид, что поняли — особенно в незнакомой обстановке. Нужно отказаться от этого и просто быть — быть собой и не бояться задавать вопросы.

Планы на будущее

На фоне последних событий мы поняли, то можно обеспечить только безбедное “сегодня”. Стабильности в мире нет. Происходит глобализация, все процессы ускоряются.

Если мы остановимся — то либо нас затопчут конкуренты, либо настигнет какое-то событие, которое выбьет из колеи. Сейчас нет места стагнации — надо быть постоянно в тренде, постоянно развиваться.

В ближайшее время хотим выйти за пределы тендерного сопровождения. Будем плотно заниматься консалтингом — не только в финансовой и юридической сфере. Дополним линейку продуктами не только для господрядчиков, но и для любого крупного и среднего бизнеса.

Также планирую активно вести блог на этом ресурсе. Буду рассказывать о сложной теме госзакупок простым языком, делиться опытом и кейсами. Подписывайтесь.

Актуальную информацию о сфере госзакупок мы публикуем здесь:

2828
9 комментариев

Пришла в компанию как раз в момент перехода от жесткой корп культуры к гибкой и более свободной. Было тяжко, но сейчас очень комфортно работается)

8
Ответить

подмигни, если тебя держат на мушке

1
Ответить

"Мы поставили в главе угла человека, его потребности в самореализации и общении. Понимаем, что сотрудник для нас — одна из высших ценностей наряду с клиентом."-аминь, всем бы таких руководителей

3
Ответить

Так на словах все такие, а на деле…

Ответить

Круто! Скажите, а как вы отбираете клиентов? Понятное дело, что получить госзаказ желающих много, но выиграть, по идее, может только лучший? Тупо протащить клиента ведь тоже рискованно? Понятно, что пикантный вопрос

Ответить

Я так понимаю, что это ремейк прошлой статьи, к которой было много вопросов и которую удалили через пару часов.
Кто статью прочел, расскажите, как товарищи предприниматели могут помочь получить госзаказ не нарушая закон?)

Ответить