Как я разочаровался во фрилансе за 3 года работы

Или как у меня так и не вышло выйти на стабильный доход.

Ровно 3 года назад я занялся фрилансом. До этого у меня уже был маленький опыт в виде 1 или 2 сайтов, собранных на шаблоне wordpress. Поэтому с нишей определился быстро.

С поиском клиентов тоже особых проблем не возникало. Основной поток шёл с биржи фриланса и по рекомендациям старых клиентов.

Я клепал однотипные сайты на wordpress, даже не разбираясь в программировании или верстке. Мои познания в этих областях заканчивались на уровне "сделать слово ссылкой и немного поправить css".

Несмотря на это, практически все клиенты уходили довольными, получалось довольно неплохо зарабатывать и недостатка в деньгах я не ощущал.

Но совершенно отчётливо ощущал, что я не хочу делать сомнительного качества проекты и дальше. Однозначно нужно развиваться как специалист в каком-то одном направлении и я выбрал дизайн, а на разработку нашёл неплохого специалиста себе в партнёры.

Как дизайнер я подрос довольно быстро, проекты вышли на другой уровень, но, откровенно говоря, все ещё были не очень.

Для клиента цена за работу выросла, но т.к. бюджет делился между мной и разработчиком, зарабатывать я больше не стал. На тот момент меня это не сильно волновало, важнее для меня было качество проектов.

Все шло довольно хорошо. Поток клиентов не уменьшился и, хотя по рекомендации ко мне уже почти никто не приходил, в целом доход был постоянным.

Почему меня перестали рекомендовать старые клиенты? А мы планомерно срывали дедлайны. В основном задержки были на стороне разработки, но предпринимать активных действий я не торопился. В остальном разработчик полностью устраивал, поэтому я просто решил обсудить с ним этот момент и найти выход, который устроил бы нас обоих.

Как водится, дальше разговоров дело не пошло и с каждым проектом срыв дедлайна был все больше. Не знаю, как нам так везло, что со всеми заказчиками мы расставались на относительно позитивной ноте, но нескольким последним клиентам я все же предложил вернуть деньги за работу, т.к. мы сильно вышли за оговоренные сроки.

Естественно, в такой ситуации практически все свободное время уходило на решение проблем с текущими клиентами и поиск новых. Ни о каком профессиональном развитии речи уже не шло, стояла задача просто остаться на плаву.

Так и что в итоге?

Это, конечно, не конец истории. После были и другие разработчики и другие проекты. Но в общем ситуация сильно не поменялась.

Удалось поработать в одном крупном проекте только как дизайнер, не беря на себя никаких обязательств по разработке. И, скажу я, это было потрясающе. Никаких нервотрепок, все внимание только на дизайн. Как итог, вышел качественный результат, в оговоренные сроки и с довольным клиентом.

Разумеется, я решил такой подход использовать и в других проектах. Нашёл хорошего разработчика, всем потенциальным заказчикам сразу сообщал, что я занимаюсь только дизайном, а разработчика могу только порекомендовать. Но на бирже многим нужен отличный специалист за 10 000 руб. и 5 в 1 - дизайнер, разработчик, копирайтер, директолог и seo'шник. Такие дела.

Мои субъективные выводы

1. Новичкам на фриланс идти не стоит.

Придётся много времени тратить на непрофильные вещи: поиск клиентов, переговоры и снова поиск клиентов. А ещё на решение всяких организационных проблем. На профессиональный рост остаётся очень мало времени, если вообще остаётся. В итоге за год работы в хорошей дизайн-команде вы могли бы получить больше профильного опыта, чем за 3 года на фрилансе.

2. В русскоязычном фрилансе очень мало денег.

Жирных заказов достаточно мало, а конкуренция за них большая.

Сказал бы, что адекватных заказчиков ещё меньше, но мне попадались только адекватные и хорошие ребята.

Возможно, не плохо живут купи-продайки, которые берут пачками низкобюджетные проекты и передают их за ещё меньшие суммы другим фрилансерам. Но нормальному специалисту закрепиться тут будет не просто, хотя и не невозможно.

3. Опять про профессиональный рост.

Помимо нехватки времени есть ещё один важный пункт: низкие бюджеты и личные хотелки заказчика не позволяют выдавать качественный результат. И, даже если вы смогли сделать хороший дизайн в короткие сроки, несколько правок заказчика может убить проект так, что вы даже не добавите его в своё портфолио.

Хорошо, если вы умеете убеждать и можете грамотно аргументировать свои решения перед клиентом. Но на приобретение этого навыка тоже требуется время.

Надеюсь, статья не получилась слишком слезливой. Хотел рассказать внутреннюю кухню без прикрас.

P.S. Всю воду убрал, пару раз вычитывал, но осторожно! могут присутствовать ошибки.

99
32 комментария

Комментарий недоступен

8

Слабо на wp реализовать что-то типа связного или детского мира

У них не на WP сайты. Что логично. Я тут делал сайтик для друзей на WP, чуть-чуть посложнее начинаешь делать и сайт превращается в новогоднюю ёлку увешанную плагинами.

3

Вопрос - зачем я это все прочитал?
Чел собирал сайтики на вп и разочаровался?
Ну ок

7

Никогда такого не было и вот опять.

2

Так разочаровался я тогда, когда перестал собирать сайтики на wp.

1

Судя по статье, в малом заработке виноваты сами. Самые страшные вещи, приводящие во фрилансе к неуспеху, - это постоянные срывы дедлайнов, разброс в сферах деятельности, занижение стоимости работы (причём самим фрилансером, лишь бы выбрали), шагание на поводу у заказчиков с их корректировками и регистрация только на русскоязычной бирже. Новички тоже могут быстро начать зарабатывать. Говорю по своему опыту. Не пугайте людей своими неудачами, в которых виноваты только вы сами.

2

Конечно, сам виноват. Как верно сказал Alex, нужно было сразу сконцентрироваться только на своей сфере и не быть посредником между заказчиком и программистом.

Если бы вы внимательно прочитали статью ( хотя может и я не понятно написал ), то поняли бы, что в основном сложности наступили тогда, когда я перестал ориентироваться на низко оплачиваемые проекты. Из вашего списка верно сказано про дедлайн и русскоязычные биржи.

Понятно, что даже когда найденный мной разработчик срывает сроки, это в первую очередь моя ошибка. Тут вы правы.