Кому и зачем нужны убыточные стартапы?

Приверженцам юнит-анализа часто суют под нос примеры американских планово-убыточных стартапов, привлекающих инвестиции, продающихся за бешеные деньги и всякими другими способами демонстрирующие признаки успеха, с криками: «И где же тут ваш юнит-анализ?».

В американской экономике публичных компаний юнитом является не единица проданного товара/оказанной услуги, а одна акция. «Прибыль» публичной компании в упрощенном виде = стоимость акций на конец периода – стоимость акций на начало периода – убытки от операционной деятельности. Капитализация компании выросла на $100M, убытки на продажах товара составили $50M. Вот вам $50M «прибыли», которую можно обкэшить, продав свои же акции.

Для компании стоимостью $500M, например: вложили в разработку нового продукта $10M, запустили рекламу на $10M, продали миллион единиц товара с убытком $10 на каждый, но в результате повысили стоимость акций на 10%. Считаем в плюс $50M от роста стоимости компании. В минус $10M (разработка) + $10M (реклама) + $10M (убытки на продажах). В сухом остатке — $20M в плюс.

Та же компания купила стартап за $50M, отрапортовали о «синергии», «новых рынках и возможностях». Стоимость акций подросла на 15%, вот вам $25M ($500M*15% – $50M) в плюсе.

Это и есть причина того, почему крупные компании методично скупают стартапы. Если компания крупная, то органический рост на ее рынке — уже не может быть большим. Небольшой рост — меньше ожиданий. Меньше ожиданий — меньше рост стоимости акций. Меньше рост — меньше «прибыль», которую можно получить на продаже акций. Значит, для увеличения «прибыли» надо сильнее растить ожидания. Проверенный способ растить ожидания и стоимость акций — покупать стартапы.

Вот почему создаются убыточные стартапы, и почему в них инвестируют. Потому что есть обоснованная надежда на то, что когда пусть и убыточный проект попадет на радары крупняков, то они задумаются о том, нельзя ли для роста своих акций купить вот эту штучку. При этом смотрят не на то, можно ли на этом стартапе операционно заработать — а покроет ли рост стоимости своих акций затраты на покупку стартапа и операционные убытки от его деятельности.

Как говорится: «понты — те же деньги». Но только в том случае, если их можно продать на бирже.

PS. Простите за кучу упрощений в тексте. Финансистов прошу «в пианиста не стрелять, играет, как умеет» :)

Больше публикаций на тему бизнеса и инвестиций можно найти в Telegram-канале «Тёмная сторона» и блоге в Instagram.

44
8 комментариев

Только одно "но". Акции стартапов не котируются на бирже - иначе они уже прошли IPO и это уже не стартапы. Акции стартапов продаются на внебиржевом рынке, но для того чтобы их покупали нужен спрос. Поэтому в статье только теория.

1
Ответить

Ну, пусть не акции, а доли. В аспекте статьи суть одна.

1
Ответить