Как выделиться маркетплейсу и не стать очередным YouDo

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о запуске маркетплейсов в 2019 году.

Придумать идею маркетплейса - не сложно. Достаточно вспомнить, в каких отраслях встречаются заказчик и исполнитель, и дать им площадку для встречи в онлайне. Все. Очередной YouDo готов. Только за две недели августа ко мне за мобильной разработкой заходили основатели проектов с идеей объединения:

  • Строителей и бригадиров
  • Парикмахеров и клиентов
  • Автовладельцев и магазины запчастей
  • Владельцев парковочных мест в Москве и автолюбителей
  • Бары и, так скажем, любителей тусовок

А, если собрать статистику за год, то только отраслей под полсотни точно наберётся. Здесь под моими статьями часто звучит вопрос про "выстрелившие" проекты. Очевидно, что стартапы - это высоко рискованное занятие. Только 2% от тех, кто запускается доходит до полноценного бизнеса "в плюс", а единорогами становятся доли процентов от выстреливших (сколько сервисов такси, принимающих заказ через приложения, а сколько компаний уровня Uber, Lyft или Яндекс.Такси?). В этой статье хочу разобрать несколько примеров, которые могут натолкнуть на мысли, как попасть в те самые 2%.

Когда трава была зеленее

YouDo запускался 7 лет назад, Авито - ещё раньше. В то время, основным конкурентом был старый способ найти мастера или продавца, например, загуглить компании в интернете, поспрашивать знакомых, поискать в Из рук в руки (помните такую газету? А, ведь, они запустили доску объявлений раньше Авито, но ставка была на печатное издание).

Запуская маркетплейс сейчас, приходится конкурировать как с типовым бизнесом, так и с раскрученными площадками. Задача усложнилась, т.к. рынок заказа услуг у прямого исполнителя или продавца - уже не "голубой океан". Таким образом, не сложно прийти к выводу, что запуск клона YouDo или иного раскрученного проекта является гарантией провала, а не успеха. Даже если сделать проект 1 в 1 с успешным аналогом, то какой смысл пользователям переходить в другой проект без явных преимуществ? Если допустить идею, что проект получится удобнее (красивее, продуманнее, подставьте слово на свой вкус), то перед пользователем так же будет выбор - остаться на проекте, где куча исполнителей или перейти в сервис, который удобнее, но где нет целевого ресурса. Выбор будет не в пользу нового сервиса.

Вывод из всех этих фактов в том, что новый проект должен быть новым. Под этой банальностью я понимаю два возможных исхода:

  • Запуск в узкой нише, где нет раскрученного аналога, который забрал себе хотя бы 10% рынка
  • Запуск в нише с конкуренцией, но внедряя в базовую модель заказчик-исполнитель некую добавочную ценность.

Сегодня речь пойдёт про второй тип.

Добавочная ценность

Как и в обычном бизнесе, здесь добавочная ценность - это некое улучшение, которое обосновывает необходимость покупать именно у вас. Можно поехать за картошкой в колхоз и купить дешевле, но быстрее доехать до Ашана и купить там, вместе с другими продуктами. Принцип примерно такой же. Пользователю должно быть выгоднее купить у вас, чем искать прямого продавца товара или услуги, либо идти к раскрученным конкурентам.

Давайте попробуем подумать как это сделать и разберём примеры. Не стесняйтесь делиться своими идеями в комментариях, мы же здесь и собрались для обмена опытом.

1. Товарный маркетплейс

Откуда, вообще, появились маркетплейсы?

Модель маркетплейса - это старая добрая продажа крупным игроком товаров от производителей, только в интернете. По сути, полка с крупами в "Пятерочке" - это офлайновый маркетплейс. Производителю такая модель выгодна, потому что снимает с него главную проблему - взаимодействие с конечным потребителем и мелкие розничные продажи. Производителю не нужно строить свои магазины, созывать туда людей. Покупателю выгодно, потому что он может выбрать нужную крупу, а заодно и все другие продукты купить, в одном месте.

Придумать добавочную ценность товарного маркетплейса достаточно легко - нужно посмотреть, а чем были удобны предшественники онлайн площадок. Покажу на примере известных маркетплейсов.

Ozon - типичный товарный маркетплейс. В нём множество магазинов-поставщиков, вы выбираете необходимое, покупаете, забираете в ближайшем пункте выдачи.

Где добавочная ценность? Базовая ценность маркетплейса - заказ онлайн, большой выбор. Чем обычные магазины удобнее маркетплейсов? Они рядом.

Большая сеть пунктов выдачи - это то, что выделяет Ozon от других маркетплейсов, что ценно покупателям.

Карта пунктов выдачи Ozon
Карта пунктов выдачи Ozon

Еще, как пример товарного маркетплейса, компания Wildberries. Один из минусов онлайн-шопинга - нельзя потрогать товар. С одеждой это критический недостаток. Wildberries дает возможность бесплатно примерить одежду в примерочной, если не подходит - можно сразу вернуть. Если бы пользователь покупал одежду напрямую у производителя, то ему бы пришлось оформлять возврат с каждым. Если бы покупал в другом онлайн-маркетплейсе одежды, то был бы страх "а вдруг не подойдёт?". А так эту функцию берет на себя Widberries.

2. Маркетплейс услуг

С услугами ситуация другая. Расположение офиса исполнителя чаще всего не играет определяющей роли. Что тогда дает компания и чего не может дать самозанятый исполнитель?

Профиль перевозчика Везёт всем
Профиль перевозчика Везёт всем

Неизвестный специалист - это риск. Риск, что не приедет, риск, что услуга будет не качественной.

Маркетплейс, как в примере с "Везет всем", может взять на себя все гарантии: оформить документы, создать тех.поддержку, показать честные отзывы о перевозчике.

Еще один частый пример - доска объявлений недвижимости. Хоть в нем происходит продажа товара - квартиры, по принципу работы это больше маркетплейс услуг: сайт или приложение заменяют вам агенство недвижимости.

За какими услугами, кроме подбора квартиры, люди обращаются в агенство? За услугами оценки, за консультацией с юристом и правильным оформлением бумаг.

Дополнительные услуги Домофонд
Дополнительные услуги Домофонд

На сайте Домофонда можно не только найти квартиру, но и скачать типовые документы, произвести оценку недвижимости. Думаю, что проект будет и дальше развиваться в парадигме "виртуальный риелтор". Учитывая планы государства по цифровой экономике и запуск ЭЦП для сделок с недвижимостью, не за горами онлайн покупка квартир с таких досок, с соответствующими гарантиями офлайна.

Какие ещё идеи попадались

Каждый день ко мне обращаются для создания приложений-маркетплейсов, есть своеобразный рейтинг самых популярных идей. Предлагаю придумать в комментариях добавочную ценность для них. Я напишу свои идеи здесь.

Маркетплейс бьюти услуг

Специфика индустрии такова, что мастера приходят работать в салон, собирают базу и уходят, уводя вместе с собой клиентов. Большинство салонов перешло на формат "сдачи кресла" мастеру. Владельцы салонов рассматривают создание маркетплейса, как альтернативный способ развития бизнеса. По сути - это арбитраж трафика для мастеров.

Маркетплейс автозапчастей и другие узкопрофильные товарные маркетплейсы

Чем плох Авито? Продать стол или шкаф можно легко. Для автомобилей и недвижки - тоже хороший функционал с удобными фильтрами. Но если это специфическая деталь, у которой свои характеристики, то в Авито и в других широкопрофильных маркетплейсах не получится настроить удобный поиск. Для Авито рынок слишком узок (затраты те же, что и на недвижку, а выхлоп - меньше), поэтому продавцы и покупатели довольствуются стандартными полями "категория", "цена", "город".

Запуская нишевой маркетплейс нужно делать ставку на две вещи: Удобный фильтр и каталог артикулов запчастей. Дополнительной ценностью могут стать предоставление сопутствующих услуг: замена детали, консультация, предоставление ремонта, т.е. внедрение в товарный маркетплейс некоторых функций маркетплейса услуг.

Бытовые услуги

Можно попробовать изменить формат. Сейчас такого рода проекты работают по принципу "заказчик пишет задание, а исполнители откликаются". Заказчики пишут в свободной форме, исполнители понимают как могут. Низкое качество выполнения - результат плохо составленного задания.

Решить эту проблему можно, если создать типовые задания (нечто подобное делает kwork). Если необходимо, на основе этого ТЗ генерировать договор и тем самым дать ценность безопасности.

Стартапы - это не придумывание чего-то нового. Это реализация существующих бизнес - моделей новыми технологиями. Не нужно уходить в "приложение ради приложения, маркетплейс ради маркетплейса". Какую ценность дает ваш проект? Вот несколько видео с разборами проектов, где я рассказывал про дополнительную ценность, которую даёт сервис:

  1. Сервис заказа фотографий Meero (продюсеры и ИИ)
  2. Сервис подработки Wonolo (моментальный подбор рабсилы)
  3. Юридический сервис Правовед (гарантия возврата средств)
3636
24 комментария

Первая статья автора, в которой он не так явно проводит рекламу своих услуг. Правильной дорогой идете.

11
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Всё верно, но трафик тоже нужно привлекать целевой, на основе тех болей, на которые делает ставку маркетплейс. Если гнать всех подряд, то будет очень дорогая стоимость платящего клиента и юнит-экономика не сойдётся

2
Ответить

Почему тогда таких конкурентных сервисов нет у Яндекса и маила

Ответить

Спасибо, КЭП...)

7
Ответить

Первая статья за много лет от которой я кончил и чего то в башку засунул.
Прогресс для виси. Виват виси Виват

4
Ответить

За статью спасибо, понравилась! Вы учли предыдущие "претензии" о рабочих проектах и решили хотя бы объяснить желающим создать Единорог, в каком направлении и о чем необходимо думать..))Что бы не вылететь в трубу.))
В отношении (ценности\пользы) Правовед, Ваши выводы не совсем верны. Но это понятно, так как Вы оцениваете "шаблонным" методом и не являетесь юристом.

3
Ответить