Нужно ли предпринимателю МБА? Разбираем, как устроено бизнес-образование

Где учиться бизнесу? Полезны ли курсы? Нужно ли идти на МБА или проживать практику бизнеса ценой полученных шишек и собственных практик? На эти вопросы трудно ответить, не представляя, что такое бизнес-образование. Я Димитриан Иваненко, ментор по продажам в Solvery, и в этой статье попробую классифицировать все сегменты рынка «обучения бизнесу».

Личинка бизнесмена

Люди начинают делать бизнес, когда что-то происходит с ними. Четких мотиваций нет: у кого-то появились запасы, кто-то отчаялся работать в найме, и они делают шаг в предпринимательство. Что является стимулом уйти в свое плавание — вопрос загадочный. Я не нашел статей и исследований на этот счет. Но так или иначе, мы знаем: путь к идее «я теперь бизнесмен» очень индивидуален, психологичен, и каждый проходит его сам.

А вот становиться бизнесменом помогает бизнес-обучение условно “низкого профиля”: книги про бизнес, учебники менеджмента, коучи-достигаторы, коучи «делай как я», инфобизнесмены, меняющие парадигму мышления, настраивающие на успех. Они не учат чему-то конкретному, но делают нечто важное: провоцируют человека на первый шаг к бизнесу. Это бизнес-обучение, направленное на создание потребности. После него люди вдохновляются, берут кредиты, уходят из найма и достигают или не достигают успеха.

Беда в том, что такое обучение не дает инструментов, не дает серьезных знаний, но их никто и не требует. Зато у них получается вдохновение и «первый шаг».

Часто авторы учебных программ гарантируют некий конкретный результат. Но это краткие курсы, где они жестко требуют “заткнуться” и делать то, что написано в их программе. Оно и понятно: шаблон может быть вполне рабочим. Рассуждать, думать, анализировать человек не научится, а какой-то небольшой бизнес построить можно. И это уже отлично, потому что успешные ребята достигают своих целей, ленивые отсеиваются сами, многие просто бросают, осознав, что бизнес не для них. В этом огромная польза инфобизнесменов: они создают из личинок — бабочек. Они умеют находить личинки, обрабатывать их, продавать им продукты с невысоким чеком и доводить до уровня, где их ждут уже игроки другого уровня.

Бизнес-образование как набор случайных программ

Бабочки-бизнесмены летят опылять рынки, собирать маржу и тут оказывается, что не все так гладко. Люди не спешат нести им деньги, мед победы горек и непрост. Тогда они начинают искать профильные решения по направлению бизнеса.

Часто ребята зарабатывают 100-500 тысяч в месяц, но чистая прибыль очень мала. Тогда они ищут услуги в области продаж и маркетинга, управления персоналом. Поэтому ищут курсы и программы.

К ним присоединяются корпоративные заказчики: руководители подразделений, департаментов, руководители HR-служб. Все ищут краткие программы обучения, чтобы снять головную боль: улучшить продажи, наладить командную работу, выстроить коммуникации, бизнес-процессы и т.д.

Предоставляют такие программы обучения уже люди посолиднее: бизнес-тренеры с богатым или бедным опытом, ВУЗЫ, образовательные центры. Программы тут разного уровня и качества, продают их через личные связи и умение понравиться, так как качество программы оценить трудно. Ведь часто один и тот же тренинг для Росатома или ИП Пупкин будет разным, обучающиеся тоже будут разными и результат обучения тает в тумане, ибо кто и как идеи курса или тренинга применит — неведомо.

Именно этим, кстати, поставщики учебных программ объясняют отказ любым образом оценивать результаты обучения, хотя для этого есть методика Кирпатрика. Когда обучившийся через полгода отвечает на вопросы:

  • сколько знаний он применил в работе?
  • Как изменилась его зарплата после обучения?
  • Как бы он рекомендовал сейчас этот курс?

По результатам опросников получаются отличные объективные картины, но провайдеры боятся их как чумы. Дело в том, что часто курсы неуспешны и не достигают целей. Об этом отдельный разговор.

По каким критериям выбирать программу МБА?

Программы МБА в основном дают ВУЗы и их отделы дополнительного образования. Они могут называться бизнес-школами.

Единого стандарта содержания программы МБА нет, но примерно все будут обучать комплексному взгляду на бизнес, поэтому тут будут менеджмент, маркетинг, HR, финансы. Считается, что такая степень делает из менеджера среднего звена крепкого профессионала-управленца.

На МБА отправляют таланты, сюда за свой счет приходят те, кто ищет развития, знаний и роста карьеры. Иногда талантам оплачивает учебу компания-работодатель.

Основа программ МБА — менеджмент. Тут учат управлять людьми: планировать, контролировать, организовывать и мотивировать. И этот тот домик, в котором бизнесмену и менеджеру уютно и все понятно.

Программа любой бизнес-школы состоит из 10-12 модулей обучения по 7 дней, где учиться надо по 8 часов в день. Плюс домашние задания, командные проекты. А лекций и семинаров нет. Предполагается, что книги и учебные пособия вы изучите до начала модуля.

МБА — это комплексный взгляд на бизнес. При этом есть профильные программы МБА для айтишников, логистов, финансистов, производственников. У каждого есть свои модули, но основа неизменна: менеджмент — наука о том, как добиваться результата через других людей.

Итогом обучения на МБА становится 50-60 практичных инструментов и теорий, которые можно применять в работе.

Важная особенность программы и признак классной школы: тут нет лекций, все часы — это работа в командах и работа над практическими кейсами.

Ниже укажу, что нужно уточнить перед выбором программы МБА.

Вопрос 1: какие именно модули будут?

Отвергайте “воду” в духе “SMM-маркетинг” или “продажи в соцсетях” или ересь “лидерство для менеджера”.

Признаки “воды”:

  • автор не работал топ-менеджером хотя бы 5 лет,
  • нет учебного пособия у программы,
  • нет степени МБА или Еxecutive МБА у преподавателя.

Кроме того, требуйте диплом преподавателя или любые свидетельства в области обучениях взрослых. Если у преподавателя в программе лекции и семинары как в вашем старом институте — убегайте из этой бизнес-школы. Препод должен вести тренинг по 3-4 дня и каждая минута должна быть захватывающей и интересной.

Вопрос 2: как будут проходить модули?

Уточняйте про наличие работы с кейсами, командных проектов, дипломных работ. Все обучение в бизнес-школах проводятся в группах и на кейсах. Если этого нет в программе — убегайте от этой бизнес-школы.

Добавлю, что обучение должно быть живым, оффлайновым. Такой метод обеспечивает 80% эффективности всего обучения. Если вам дают онлайн-МБА — вы теряете свои деньги.

Высший уровень бизнес-образования: Phd и DBA

До этого уровня бизнес-образования уже добираются далеко не все. Это докторская степень по управлению.

Сначала люди доходят до Doctor of Business Administration, а уже потом PhD —доктор философии по бизнесу. Обучение устроено также, как и на программах МБА, но оно более глубокое.

Если МБА делает ставку на практику, то DBA учит объяснять, почему эта практика работает. Если МБА дает 50-60 инструментов менеджера, то DBA объясняет, почему эти теории работают — какие концепции и доктрины стоят за ними, изучают их историю.

Надеюсь, вы разобрались немного в том, как устроено бизнес-образование. Если есть вопросы — пишите в комментариях, я постараюсь объяснить. И приходите ко мне на менторство по продажам в Solvery.

55
5 комментариев

Лучший курс для бизнеса - поработать в чужом бизнесе. Я лишился этого опыта в молодости, приходиться за свой счёт шишки набивать. А это дорого и, кажется, что медленнее.

2
Ответить

Вы правы

Ответить

Спасибо за статью! Было интересно читать 👍

Ответить

Спасибо, интересная статья.
Возможно вам будет полезно ознакомится с новым исследованием по предпринимательскому образованию "Индекс предпринимательской образовательной активности" https://fincubator.ru/company/docs/mps/

1
Ответить

Познакомлюсь конечно

Ответить