"Цифровая Сила" – способность концентрировать, физически или виртуально, представителей поколения Y и Z

С тех самых пор, как были созданы государства, лучшие умы размышляли над тем, как наилучшим образом ими управлять, чтобы достичь наибольшего влияния на других. И каждая историческая эпоха давала на этот вопрос свои ответы, многие из которых успешно применяются и по сей день, поскольку по большей части менялась форма правления, но не его содержание. Однако в эпоху глобализации и стремительного развития цифровых технологий начинает меняться и сама суть государства, его место и поведение в системе международных отношений, а вместе с этим – и его сила.

Концепция силы в международных отношениях имеет разные определения, однако все они так или иначе сводятся либо к экономическому, либо к военному потенциалу. С другой стороны, такие устоявшиеся термины как «Мягкая и Жесткая силы», их сочетание, дающее «Умную силу», и относительно недавно введённый термин «Острая сила», говорят о возможностях одной страны за счет определённых ресурсов, воздействовать на другую страну в русле своих национальных интересов. Однако в эпоху цифровых технологий роль государств начинает меняться, а их сила в традиционном понимании – существенно ослабевать. Такие компании, как Apple, Facebook, Alphabet, Microsoft и др. имеют капитализацию больше, чем ВВП некоторых стран, а с ростом их акций растет и их влияние в мире. И если еще в 2006 году в ТОП-5 самых дорогих компаний входила всего лишь одна технологическая компания, то в 2019-м их уже 4. Нефтяные компании имели и продолжают иметь достаточное влияние в кулуарах власти. Но это влияние приобретено за счет лоббистских усилий, а значит – не слишком устойчиво.

"Цифровая Сила" – способность концентрировать, физически или виртуально, представителей поколения Y и Z

Конечно, технологические компании также начинают больше тратить на лоббизм своих интересов, однако, в отличие от нефтяных или финансовых компаний, их главный козырь – поддержка, даже своего рода любовь пользователей – народа, причем выходящая далеко за рамки одной страны.Технологическим компаниям удалось сделать то, что до тех пор не удавалось никому – объединить мир! Дело в том, что, в отличие от традиционных компаний, технологические смогли «подорвать» не только рынки, на которых они оказывают услуги, но и правила регулирования со стороны правительств.

"Цифровая Сила" – способность концентрировать, физически или виртуально, представителей поколения Y и Z

Вместо прямого воздействия на регулирующие органы эти компании (через улучшение своих сервисов и продуктов посредством декодирования информации, больших данных о потребителях, с помощью сложных алгоритмов и искусственного интеллекта) завоевывали сердца и умы своих клиентов, в итоге превратив их в критическую массу, способную оказать весьма существенное давление на органы госрегулирования.

"Цифровая Сила" – способность концентрировать, физически или виртуально, представителей поколения Y и Z

Примечательно, что в свое время Киссинджер говорил: «Контролируя нефть, вы контролируете целые государства; контролируя продовольствие, вы контролируете народ». В эпоху цифровизации всех процессов к этому постулату следует сделать дополнение: «А контролируя технологии и инновации, вы контролируете весь мир». «Новый мир», если быть точным. Под «новым миром» подразумевается поколения Y и Z, а это, как видно из графика, уже более 60% населения планеты.

"Цифровая Сила" – способность концентрировать, физически или виртуально, представителей поколения Y и Z

Несмотря на то, что оба поколения очень комфортно общаются с технологиями, поколение Z, в отличие от миллениалов, уже родилось в эпоху глобальной сети, поэтому не представляет своей жизни без интернета. Как сказал один из представителей этого поколения, «поколение Z отличается тем, что вообще не видит разницы между виртуальным и реальным». Известный французский маркетолог Клотер Рапай в своей книге "Глобальный код" пишет: "Если вы хотите лучше понять, как вокруг вас меняются мир, города и общества, лучшим источником для этого послужит общение с последующим поколением".

Сегодня, согласно выводам доктора Рапая, у молодежи нет чувства патриотизма в традиционном для нас понимании. Она перебирается из одного города в другой, из одной страны в другую. Есть определенные центры, где она любит собираться, называя их своим домом – Сингапур, Дубай, Лондон, Лос-Анджелес и др. Сегодняшняя молодежь говорит на нескольких языках, использует последние технологии и считает себя более гражданами мира, нежели какой-то определенной страны. И ей совсем не важно, царит в стране монархия или демократия. Намного важнее – последовательность и верховенство закона: правила игры должны быть прозрачны, понятны и одинаковы для всех. Тем самым молодежь может прогнозировать риски при выборе своего нового "дома". Это и является важнейшим критерием при принятии решения. Кто-то жертвует свободой слова ради безопасности и чистоты, кто-то – наоборот. Но не важно, что предлагает та или иная страна, и какие в ней законы – важно, чтобы они работали для всех и каждого.

Хотя и эта концепция уже устаревает. Новое поколение становится действительно цифровым, а новым всемирным языком становится программирование. Сегодня возможно получить э-резидентство другой страны, открыть там банковский счет и учредить компанию, не покидая собственного дома.

Такого рода трансформации требуют выработки новых механизмов управления государством, соответствующих переменам цифровой эпохи. Сегодня, когда весь мир переходит в цифровое поле, у стран, желающих иметь устойчивое развитие, не остается иного выбора, кроме как принять цифровую трансформацию.

Однако, в «новом мире» и этого недостаточно; для него важна скорость, с которой происходят процессы вокруг. Представителям «нового мира» важно получить мгновенный (instant) ответ, моментальный результат и незамедлительное вознаграждение. Соответственно, для «нового мира» важно, чтобы все государственные услуги были доступны на расстоянии одного клика, одним словом, необходимо иметь «государство в смартфоне». А пока правительства решают «что такое хорошо и что такое плохо», хайтек-компании строят новый цифровой мир, свою утопию, и подчиняют его собственным правилам. И даже если эти правила не всегда понятны и очевидны «новому миру», он с ними соглашается, кликнув на кнопку «принять». А рекордные штрафы, которые вынуждены платить технологические компании за нарушение правил старого мира, не останавливают их работу по написанию новых цифровых заветов. Для новых цифровых мессий цели всегда оправдывают средства, и проблемы, которые возможно решить деньгами, – всего лишь расходы.

Поэтому очень важно понимать, какие именно силы на самом деле воздействуют на «новый мир». Превращение «нового мира» в цифровой (посредством цифровой же трансформации процессов, использования высоких технологий, интегрирования интернета вещей в повседневную жизнь, возросшей скорости передачи информации через современные средства коммуникаций и медиа, анализа больших данных, и в целом увеличения частоты инновационных всплесков) породило новую силу – Цифровую. За счет этой силы, в рамках 4-й индустриальной революции, формируется новая глобальная политэкономическая культура, сопровождаемая транснациональными, социальными и политическими движениями, и локомотивами этих движений выступают скорее ТНК, нежели международные организации или государства.

Таким образом, «Цифровая сила» – это способность субъекта концентрировать у себя, физически или виртуально, представителей «нового мира», которые, в свою очередь, посредством инноваций обеспечивают его дальнейшее устойчивое развитие и наращивание глобального влияния. «Новый мир», как и новая сила, несет в себе новое пророчество. И концепция «цифровой силы» станет инструментом для его появления!

2 комментария

c содранным логотипом у Mubert

Ответить

Интересная статья.👍🏼

Ответить