Напридумали «компетенций 21 го века», а как им учиться и где?

Есть списки компетенций, которые якобы нужны всем в 2023-м, 2025-м годах и далее. Придумывают их капиталисты (опросы сотен компаний) для будущих сотрудников. И он более-менее общий уже лет 5-6. Активно этот список обсуждают на форуме в Давосе. Так что же хотят от нас работодатели в будущем? И главное, как этому учиться в России?

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving). Тут имеется в виду примерно следующее: когда тебе надо сбросить 5-6 кг к лету, ты начинаешь думать про диету, немного про спорт, про изменение образа жизни и в целом видишь комплекс мер. Вот ёто и есть многоуровневое решение. Работодатели будущего желают, чтоб мы искали непростые решения, потому что все сложно, мир усложняется. И эта компетенция №1 в списках.

Как этому учиться? Системное мышление, рисование систем, задачки на системный взгляд, STEEP анализ, анализ 5 сил Портера - тоже дают системный взгляд (если вы в бизнесе).

Где этому учат? Книжки, есть курсы. Корпорации тоже охотно берут эти тренинги. Главное - практиковаться и рисовать системы, стрелки. Есть открытые курсы на Coursera.

2) Критическое мышление (Critical thinking)

Критическое мышление — это такой способ мышления, который ставит под сомнение уже существующие правила и даже свои убеждения. То есть, капитал хочет, чтобы мы подвергали сомнениям установки, штампы и существующие системы. Ведь если 100 человек уверены, что что-то невозможно, находится один, который уверен в невозможном. Вот он и молодец. Хорошо выпендриться против ветра и достичь результата.

Как этому учиться? Делать исследования, проекты, собственную аналитику в табличке. Даже минимальные дозы исследовательской работы уже круто прокачивают этот скилл.

Где этому учат? Идеально - в институте. Если вы в уже работаете где-то, то доклады, выступления на конференциях - возможный шанс это испытать. Для остальных взрослых уже проблематично. Хорошо это на себе можно испытать, делая каст-девы и исследования клиентов. Вопросы в духе: почему вы покупаете товар? чтобы что? Что еще рассматриваете? Это не что иное, как критический взгляд. Поэтому один из вариантов - открыть стартап. Еще вариант - каст-девить внутренних заказчиков и всех вообще. Постоянно "вопрошать": а почему вы то-се делаете? Чтобы что? Такой взгляд на мир и есть критическое мышление.

3) Креативность в широком смысле.

От нас ждут нестандартных решений привычных задач, идей, выдумок, нетривиальных ходов в любой сфере. Это не значит умение украсить кабинет на Новый год. От нас хотят интересного мышления, свежего ветра. На мой взгляд самая неоднозначная компетенция. Учиться этому сложно, но можно. Приведу пример: был в МФЦ и там был стенд от МосАрхива. На красивом постаменте под стеклом нарядно лежали три ксерокопии - вы не поверите - трех обложек учебных программ под названием "Учебные программы по народной живописи, 1954 год". Ни пояснений, ни комментариев, точка. Вот креативность в широком смысле - это чтоб такой х..ерни не было. Чтобы каждый в своей задаче придумал бы что-то интересное.

Как этому учиться? Взять правило: вариантов для решения должны быть не менее 3-х. Обычно первые 2 всегда скучные, настоящее решение - третье. Можно развить привычку обдумывать 3 варианта. Есть курсы по ТРИЗ, курсы по генерации идей (мозговой штурм, метод Буша). Для работающих - включать простейшие мозговые штурмы, включать других на помощь в генерации идей.

Где этому учат. Учим мы, у нас есть пособие «150 идей для креативных решений», А также ряд тренингов на эту тему. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, буду высылать вам анонсы тренингов и мероприятий. https://t.me/StrategyDimitrian

4) Мотивация.

Тут имеется в виду способность прокачивать себя и других, уметь в других людях разглядеть огонь и талант и дать им раскрыться. Компетенция влияния на людей. Но не менеджмент, а как бы мягкая неформальная сила на окружающих.

Как этому учиться? Читать Книжки Дейла Карнеги - они уже 50 лет на полках книжных магазинов продаются очень успешно. Как заводить друзей и оказывать влияние на людей - лучшее пособие. Изучать Обратную Связь - простой метод мотивировать и влиять. Изучать Источники Власти в организации. Все это есть в курсах бизнес-школ.

Где этому учат? Знаю, что ребята из mit.run такие программы делали в ряде бизнес-школ.

5) Любознательность и обучение на протяжении всей жизни

Видели старичков, которые заканчивают курсы по Phyton в 90 лет? Помните Льва Термена, который в 95 лет пошел в партийную школу КПСС? Вот от нас ждут похожего поведения. Быстро учиться, переучиваться и сохранять способность к развитию максимально долго. Сохранять, так сказать, свои нейронные связи. Интерес капиталистов понятен. Люди - новая нефть. Их выгоднее переобучать, перепрофилировать, чем нанимать и учить с нуля. К тому же бодрые старички учатся за свой счет. Поэтому переложить обучение на наши плечи под соусом "будь любознательным, дружок" - милое дело.

Как этому учиться? Да чорт его знает. Если знаете вы - напишите в комментарии.

Следующие 5 компетенций рассмотрим в дальнейшей статье.

И да, подпишитесь на мой канал - пишу про бизнес-образование и обучение.

4 комментария

Многим компетенциям сложно научиться по книгам и тренингам, зачастую только решая реальные задачи

Ну и если честно, иногда подобные компетенции в вакансиях написаны для красного словца, а на деле в компании этого не придерживаются

п.с. мотивация и любознательность тоже считаются компетенциями?

2
Ответить

Ну там это вольный перевод. Мотивация имеется в виду способность других мотивировать и самому мотивироваться новым. Любознательность как способность постоянно обучаться.

Ответить

что, правда что-ли?

1
Ответить

"Любознательность и обучение на протяжении всей жизни. Помните Льва Термена, который в 95 лет ..."
95 лет очень интересный возраст. Встречал не одного в этом возрасте, полных любознательности, планирования и движения.

Выковыривать из каждого события что-то для роста личности и производительности, просто открывая глаза.

1
Ответить