Ozon или Wildberries: что лучше для бизнеса?

Белорусские предприниматели при запуске и расширении бизнеса часто отдают предпочтение маркетплейсам. И этому есть объяснение: онлайн-площадки открывают большие возможности ритейлерам.

Перед бизнесменами, которые решают занять свою нишу на торговой площадке, встаёт вопрос: с кем сотрудничать — Wildberries или Ozon? В статье рассказываем о текущем положении, перспективах, показываем статистику роста платформ, их плюсы и минусы.

<i>Изображение Global Sales</i>
Изображение Global Sales

Зачем бизнесу маркетплейсы?

Онлайн-платформы удобны для покупателей, следовательно, для бизнеса это тоже выигрышный вариант:

  • большой ассортимент — продавец может присутствовать на рынке с неограниченным количеством товаров любой категории;
  • снижение затрат — не нужно нести затраты на аренду помещения, ремонт, наем продавцов, разработку сайта;
  • расширение географии — товар могут заказать в Беларуси, России, Казахстане и других странах, где есть пункты выдачи;
  • экономия времени — в случае обслуживания в магазине продавец уделяет все внимание только одному клиенту, а при онлайн-заказах за минуту может быть оформлена сотня покупок;
  • удобная логистика — если интернет-магазин доставляет покупки собственными силами до клиента, то при торговле на площадке можно делегировать эту функцию.

Чтобы бренд стал узнаваемым и хорошо продавался, важно правильно оформить карточки товаров, составить SEO-оптимизированные тексты, работать с отзывами, следить за спросом на рынке.

Трафик и аудитория: чего ждать?

По статистике в Беларуси в 2022 году наблюдался рекордный подъем продаж на Вайлдберриз и Озон. Отследить это легко через Яндекс WordStat. Только в нашей стране число запросов значительно выросло:

  • Вайлдберриз: с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. — с 58 558 до 126 437;
  • Озон: с апреля 2021 г. по апрель 2022 г. — с 9954 до 28 552.

По официальным данным WB площадку ежедневно посещают 7 миллионов пользователей из 10 государств. Каждый день оформляют 780 тыс. покупок. По статистике Озон в месяц фиксируется 80 миллионов посетителей.

Аудитория на торговых площадках примерно одинаковая. Основное ядро составляют люди от 25 до 35 лет. На Wildberries чаще покупают женщины — 52,5%, на Ozon — мужчины — 53%.

<i>Изображение Global Sales</i>
Изображение Global Sales

С каким товаром лучше выходить на маркетплейсы?

Выход на e-commerce будет прибыльным, если иметь достоверные данные о спросе, сезонности. Маркетплейсы позволяют проводить анализ рынка. Имея эту информацию, легче принимать решение, с чем выходить в коммерцию.

Наибольшим спросом пользуются предметы ежедневного пользования. Топ-5 ниш для выхода на e-commerce:

  • Одежда, аксессуары: футболки, платья, шорты, сумки, шапки.
  • Бытовые средства: гели для душа, прокладки, шампуни, порошки.
  • Предметы для дома: салфетки, полотенца, пледы, часы, свечи.
  • Детские товары: подгузники, бутылочки, игры, книжки, коврики.
  • Уходовая и декоративная косметика: тональные кремы, базы под макияж, тени, карандаши.

Чтобы понять, на какую площадку выходить, нужно:

  • Проанализировать, на какой платформе конкуренция на выбранную категорию меньше: чем больше позиций, тем ниже спрос.
  • Изучить отзывы на топовые товары вашей категории: если их много, значит, спрос высокий.
  • Определиться, готовы ли вы заплатить за регистрацию: на Озоне она бесплатна, на WB платная.

При выходе в электронную коммерцию важно составить план и провести анализ. Для этого мало пользоваться бесплатными инструментами, они не дают полноценной картины. Проанализировать самостоятельно рынок без специализированных знаний сложно. Можно обратиться в компанию, которая оказывает услуги по продвижению на маркетплейсах. Менеджеры с помощью специальных сервисов составят подробный отчёт, дадут рекомендации, продвинут карточки товаров, помогут продавать больше.

Схемы работы и способы продвижения

Для белорусских селлеров есть несколько схем работы:

  • FBS (fulfillment by supplier) — продавец хранит товар на своем складе. При поступлении заказа он отвозит его в сортировочный центр. Такой формат подходит крупным организациям, реализующим товары большими партиями.
  • FBO (fulfillment by operator) — селлер отгружает товар в логистический центр маркетплейса на хранение. Сотрудники склада упаковывают и отправляют заказ клиенту. Нужно учитывать, что за услугу придется заплатить комиссию и покрыть логистические затраты;
  • rFBS (real fulfillment by supplier) — продавец доставляет заказ до покупателя своими силами. Сделать это можно через подрядчика. Такая форма существует пока только на Озон.

Маркетплейсы предлагают инструменты, которые помогают продвигать товары: участие в акциях, платная реклама, скидки, покупка баннера. Эти возможности доступны в личном кабинете продавца.

<i>Изображение Global Sales</i>
Изображение Global Sales

Комиссия, стоимость доставки, штрафы, вывод денег

Сотрудничество с торговыми онлайн-площадками предполагает комиссионное вознаграждение. Размер устанавливается в зависимости от категории товара. В среднем цифры составляют:

  • на WB — не более 15% от цены плюс логистические расходы;
  • на Ozon — 5–20%, зависит от стоимости заказа.

На стоимость также влияет форма сотрудничества с маркетплейсом. Правила торговли на обеих площадках схожи. За их нарушение предусмотрены штрафы вплоть до блокировки личного кабинета.

Наиболее частые причины для «наказания»:

  • несоответствие реального товара указанной в карточке информации;
  • отсутствие нужных документов или использование фиктивных;
  • торговля неразрешёнными изделиями;
  • ненадлежащая упаковка.

Список может становиться шире, адаптироваться под ситуации. На Озоне и Вайлдберриз разная периодичность вывода средств: на WB — каждый понедельник, на Ozon — два раза в месяц.

Уровень конкуренции

Конкуренция на площадках высока, и этот показатель стремится вверх. Чтобы обеспечить желаемый уровень дохода, селлеру нужно следить за рынком, оптимизировать карточки, вкладывать средства в продвижение и рекламу.

Чтобы обойти конкурентов, получать прибыль, приходится изучать алгоритмы ранжирования конкретной площадки. Если самостоятельно сделать это сложно, доверьте работу компании, которая поможет увеличить продажи.

Что выбрать: WB или Ozon?

У обеих платформ есть свои условия, преимущества и недостатки.

<i>Изображение Global Sales</i>
Изображение Global Sales

Начинать бизнес рекомендуют с WB. Плюсы Вайлдберриз:

  • возможность быстро регулировать стоимость;
  • подробные аналитические отчёты;
  • отработанная система доставки.

Минус в том, что WB часто меняет свою политику и всегда на стороне клиента — конечного покупателя.

<i>Изображение Global Sales</i>
Изображение Global Sales

Плюсы Озон:

  • простой интерфейс, быстрая настройка внутренней рекламы;
  • бесплатная регистрация кабинета;
  • обучающие материалы для партнёров в личном кабинете.

Минусы: логистические затраты выше, вывод суммы два раза в месяц.

Таким образом при выборе платформы для выхода в e-commerce необходимо:

  • определить нишу;
  • провести аналитику;
  • сравнить все за и против;
  • создать качественные карточки товаров;
  • постоянно оптимизировать их;
  • работать над дальнейшим их продвижением.

Желаем успехов!

44
2 комментария

Это максимально глупый вопрос. Конечно, с обоими работать.

Вопросы бывают разные. И этот селлеры часто задают на первом этапе. Вполне резонно помочь найти на него ответ