Как с помощью бота в ТГ уменьшить нагрузку на отдел продаж

Отдел продаж и менеджеры компании могут быть очень перегружены простыми и рутинными задачами. А ведь они могли бы заняться более важными вещами, чем рассказывать в сто первый раз про наличие товара на складе или авторизовывать пользователя. Доверьте это телеграм-ботам, а мы расскажем, что могут боты и как это можно реализовать.

Чем может помочь телеграм-бот

Телеграм-боты играют важную роль в автоматизации рабочих процессов и могут значительно снизить нагрузку на персонал, если их правильно использовать.

Боты могут взять на себя разные рутинные задачи. Например, бот может:

  • предлагать клиентам в Телеграме обратный звонок или обращение в call-центр;
  • делать рассылку новостей компании, акций, новых коллекций, подборок;
  • рассылать персональные предложения по базе постоянных клиентов;
  • задавать вопросы или создавать мини-опросы с возможностью для клиента быстро ответить прямо в диалоге;
  • напоминать клиенту о дате и времени визита в офис или магазин, подтверждать запись – уточнять, придет ли клиент в назначенные дату и время;
  • выявлять потребности клиентов, уточнять их желания и вносить это в таблицу;
  • продавать по холодной базе клиентов, главное – правильно прописать скрипты общения;
  • собирать обратную связь после предоставления услуги или продажи товара;
  • создавать допродажи, предлагая клиенту дополнительную продукцию.

Со стороны бизнеса чат-боты помогают значительно сокращать время отклика, давать клиенту возможность получить консультацию или помощь сейчас, а не когда освободится менеджер. Также боты экономят деньги компании и время сотрудников, позволяя им сконцентрироваться на других важных задачах.

Чаще всего их работа сводится к:

  • поддержке клиентов 24/7 – консультации, информирование, помощь в соответствии с базой знаний и скриптами;
  • автоматизации рутинных процессов – например, ответы на самые частые вопросы или информирование о наличии товаров;
  • генерации лидов в покупателей – бот может проводить пользователя от первого контакта до покупки.

Чтобы пользоваться ботом, не требуется особенных знаний или навыков в программировании. Нужно знать алгоритм и создавать бота по нему. Этому можно научиться на курсе «Продвижение в Телеграм» – один из модулей посвящен созданию и внедрению ботов в работу компании. Кроме того, на курсе научат правильно вести коммерческие аккаунты, чтобы количество и вовлеченность подписчиков и покупателей увеличивались.

<i>Бот компании «Сушинака» принимает заказы от пользователей</i>
Бот компании «Сушинака» принимает заказы от пользователей

Как боты могут помочь автоматизировать работу

Как уже сказано выше – боты умеют автоматизировать отдельные процессы и снижать нагрузку на персонал. Разберем некоторые их возможности подробнее.

Обработка повторяющихся задач

Телеграм-бота можно настроить для автоматического выполнения монотонных и часто повторяющихся задач.

Бот может:

  • Учить пользователя. Бот рассказывать посетителю о том, как ориентироваться на сайте: из каких разделов он состоит, где найти нужное, как можно сделать заказ, выполнить замеры или заказать звонок.
  • Предлагать и продвигать продукт. Бот расскажет о возможностях и функциях каждого продукта по запросу пользователя. Если он подключен к каталогу, то сможет быстро отвечать на вопросы о составе, размерах, цветах и моделях, доступных к заказу.
  • Отвечать на вопросы. Можно собрать и загрузить в бота часто задаваемые вопросы и ответы на них, чтобы он снял часть нагрузки с операторов и принимал обращения на первой линии. Если он не справится с вопросом – переведет на оператора. Но большинство простых вопросов примет и ответит, повысив лояльность клиента и его комфорт.
  • Принимать заявки и заказы. Если прописать для бота скрипт приема заявок, он будет опрашивать пользователя, создавать заявку и загружать данные в базу.
  • Рассчитывать стоимость. Опираясь на базу, характеристики товаров и условия доставки, бот может консультировать клиентов. В работе он может использовать заранее загруженные в него формулы и параметры.
  • Общаться с учетом истории клиента. Бот может адаптироваться к пользователю с учетом его предыдущих запросов, действий и предпочтений. А затем – отвечать на вопросы и рекомендовать решения/продукты в соответствии с ними.
  • Оповещать о статусе заказа. Бот может отправлять пользователю уведомления об изменении статуса заказа. Например: когда он собран на складе, ориентировочную дату доставки в пункт выдачи, когда можно забирать товар из пункта или когда продукт доставят на дом.
  • Осуществлять простую техническую поддержку. В бота можно заложить ссылки на инструкции и шаблоны ответов по конкретным поломкам / типичным возражениям пользователей. Также бот позовет специалиста, если не разберется.

С помощью ботов бесконечные вопросы и заявки будут приниматься автоматически, персонал будет помогать клиентам в сложных случаях и не будет так перегружен задачами. А клиенты смогут быстро получить желаемое и останутся довольны сервисом.

<i>С помощью бота можно оформить доставку</i>
С помощью бота можно оформить доставку

Уведомления и оповещения

Эта сторона навыков ботов сконцентрирована на внутренней работе компании. Боты могут помогать персоналу в текущих задачах. Особенно это важно в проектах, где часто что-то меняется, или в больших компаниях, где подразделения мало связаны между собой.

Что может делать бот, чтобы помочь сотрудникам в их задачах:

  • Уведомлять о сроках и напоминать о дедлайнах. Бот отслеживает календарь или таск-трекер, выделяет сроки и напоминает сотрудникам о них. Также напоминает о том, что срок задачи истекает через 1-2 дня (в зависимости от настроек). Так сотрудники всегда в курсе горящих задач и помнят о том, когда и что должно быть готово.
  • Сообщать о новых заказах и заявках. Эта функция позволяет сотрудникам быть в курсе каждого заказа и выполнять срочные задачи по нему – обзвон для уточнения, сборку или доставку. Например, каждый принятый заказ может попадать в программу и дублироваться ботом в сообщения склада, чтобы сотрудники собрали продукцию согласно наряду.
  • Сообщать об изменениях. Если в проекте что-то меняется, бот уведомляет персонал об этом. Например, при смене акции недели или завершении спецпроекта. Такие напоминания помогают сотрудникам ориентироваться и корректировать свою работу.
  • Расшифровывает голосовые сообщения. Помогает, если у руководителя нет возможности писать задачи текстом, а у сотрудников – времени все прослушивать. Расшифрованную задачу можно оперативно перенести в таск-трекер.
  • Создает задания для сотрудников. Руководитель может с помощью бота фиксировать и создавать задачи, в том числе и регулярные, для сотрудников. Причем задания могут создаваться сразу в нескольких чатах. Например, если руководителю нескольких подразделений нужен сводный отчет по продажам, одним заданием к боту он может отправить задачи во все отделы. Все созданные задания бот запомнит и затем напомнит сотрудникам через время о том, что у них есть невыполненная работа.

Это – примеры задач, с помощью которых можно автоматизировать работу внутри компании. Чтобы подобрать или создать бота, нужно сначала провести аналитику отдела и выявить задачи, которые постоянно повторяются и отнимают время у персонала. А затем – решить, как их можно автоматизировать с помощью ботов.

<i>Еще один пример, как может работать чат-бот и снимать нагрузку с сотрудников</i>
Еще один пример, как может работать чат-бот и снимать нагрузку с сотрудников

Сбор данных и статистики

Еще одно направление, в котором бот помогает компании уменьшить нагрузку на отдел продаж. С помощью собранной информации становится проще анализировать продажи и развитие компании, принимать решения и корректировать стратегию.

Например, бот может:

  • Отслеживать продажи. Он учитывает все продажи через указанный канал и предоставляет информацию. Это помогает оперативно разобраться в происходящем. Например, узнать, как изменились продажи после введения новой акции, запуска рекламы в Телеграме или повышения цен на отдельную категорию.
  • Анализировать поведение клиентов. Бот может собирать ответы и частые вопросы пользователей. На их основе можно понять, чего не хватает потенциальным клиентам и как их подтолкнуть к покупке.
  • Собирать обратную связь. Бот собирает отзывы клиентов, негатив и пожелания к работе компании. Это рутинный и скучный процесс для сотрудников, для бота – это привычное занятие, а для клиента – возможность высказаться. Из этой информации можно сделать множество выводов, например, относительно будущих рекламных кампаний, продвижения в Телеграме, улучшения сервиса и изменения условий доставки.

Примеры снижения нагрузки с помощью бота

Сейчас покажем несколько примеров, как можно внедрить чат-бота и реально заметно снизить нагрузку на персонал и оптимизировать простые рутинные процессы.

Снижение очереди на активацию программы лояльности

Кейс по снижению очередей на кассе и затрат с помощью QR-кода в телеграм-боте.

Сеть «Беру выходной» внедрила программу лояльности. Среди способов активации – по номеру телефона. Пользователю приходит код в смс, который нужно назвать на кассе. Естественно, этот подход стал собирать очереди в магазинах в вечерние часы – сообщение приходило не моментально, люди не могли быстро оплатить товары.

Компания разработала чат-бота, который в ответ на номер телефона генерировал QR-код. Этот код считывал продавец на кассе обычным сканером штрих-кодов, и пользователь получал свою скидку.

В результате процент авторизации по телефону сократился с 30 % до 1-2 %, затраты на смс значительно упали. Пользователям при этом стало удобнее – код генерируется быстрее, чем приходит смс, очередей на кассах теперь нет.

<i>Задача оказалась простой, а результат превзошел ожидания</i>
Задача оказалась простой, а результат превзошел ожидания

Внедрение бота-информатора по товарам

Другой кейс о том, как в крупной оптовой компании, которая занимается поставкой зарубежных товаров, удалось подключить бота для информирования аудитории.

У компании огромный объем поставок, поэтому к менеджерам постоянно поступают вопросы по наличию, характеристикам, срокам поставки товаров.

Разработали бота, который может взять на себя вопросы по:

  • ценам;
  • остаткам;
  • артикулам.

Кроме того, в бота добавили возможность связаться с менеджером – на случай, если у пользователя есть другие вопросы или сложности. В результате эффективность работы менеджеров выросла в несколько раз – большинство простых вопросов теперь берет на себя бот.

<i>Бот помогает ориентироваться в товарах, отвечает на вопросы и многое другое</i>
Бот помогает ориентироваться в товарах, отвечает на вопросы и многое другое

Переход из email-рассылки в чат-бота и повышение конверсии

Кейс о том, как телеграм-бот может заменить собой email-рассылку и в 2-3 раза повысить конверсию в заказ.

Компания Synergetic решила запустить чат-бота и посмотреть, чем он будет отличаться от email-рассылки.

В результате:

  • 3-4 % – доля выручки телеграм-бота в общей выручке;
  • в 2-3 раза выше конверсия, чем у рассылки;
  • в 2,4 раза выше открываемость.

На данный момент бот привлекает аудиторию разными способами:

  • информирует об акциях и кешбэке;
  • предлагает подборки товаров;
  • сообщает о статусе заказа;
  • позволяет проверить баланс баллов;
  • помогает связаться с контакт-центром.

Чат-бот вовлечен в welcome-цепочку, кампанию по брошенным корзинам и в транзакционные рассылки. Это помогло снизить затраты на рассылки в WhatsApp и вовлечь пользователей в общение с брендом.

<i>Робот займется рутиной, а сотрудник сможет сделать что-то важное для проекта</i>
Робот займется рутиной, а сотрудник сможет сделать что-то важное для проекта

Что сделать, чтобы бот не раздражал клиентов

Иногда бот не может понять, что от него хочет пользователь. Кроме того, не все люди любят общаться с машиной, предпочитая переписку или разговор с живым оператором. Чтобы избежать раздражающего опыта общения с ботом для клиентов и негативного влияния на имидж компании, нужно создавать чат-бота правильно.

<i>У вас тоже может быть такой электронный помощник, который снимет часть задач с отдела продаж</i>
У вас тоже может быть такой электронный помощник, который снимет часть задач с отдела продаж

Вот несколько советов, как сделать так, чтобы бот не раздражал клиентов и приносил только пользу:

  • Сделать кнопку «назад». Возможно, пользователь случайно нажал не туда, куда хотел, передумал или решил снова вернуться в главное меню. Для этого у бота должна быть кнопка «назад».
  • Дать возможность вызвать оператора. Не все люди любят общаться с ботами, как мы уже писали выше. У клиента всегда должна быть возможность поговорить с живым человеком, на каждом этапе заказа.
  • Соблюдать tone of voice. Пропишите скрипты, которые соответствуют голосу бренда, но при этом придерживайтесь привычных для аудитории мессенджера размеров сообщений. Старайтесь прописывать текст так, чтобы он был коротким, но емким.
  • Тестировать сценарии. Составлять их нужно на основе реальных диалогов с пользователями и вычитывать вслух, чтобы текст бота был понятен или можно было внести изменения. Следите за тем, как пользователи реагируют на общение с ботом, чтобы вовремя внести правки при необходимости.
  • Изучать реакции аудитории. Если отслеживать, как люди ведут себя с чат-ботом, можно понять, какие ветки диалога или функции нужно добавить, а от каких лучше отказаться.

В заключение

Чтобы снизить нагрузку на отдел продаж, нужно:

  • разобраться, какие задачи можно доверить боту и снять с сотрудников;
  • разработать бота, который будет выполнять поставленные задачи, – разобраться с помощью курсов или заказать разработку специалистам;
  • внедрить бота и наблюдать за его работой, отслеживать, как ведут себя клиенты во время общения с роботом;
  • при необходимости редактировать сценарий работы чат-бота и снова отслеживать, насколько удобно целевой аудитории с ним общаться.
88
2 комментария

А есть кейсы создания полноценного магазина в формате бота и вообще насколько это здравая идея?

Cool статья!!!.
У кого есть время можете ли вы оценить один из проектов моих?(в PlayMarket - Invest Clicker: Idle Tap Game).
Разработка шла в течение 1 месяца.
По стеку flutter+firebase(для лидерборда).!
Если есть пожелания или какие нибудь идеи ответьте пожалуйста!

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.da.invest_clicker