Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0

Обновление — у вас в смартфоне, а история его создания — в этой статье.

Представьте, вы готовите большое обновление приложения, которым пользуются десятки миллионов человек. Что в него войдёт? Наш ответ: много пользы и кое-что «для души». Рассказываем, как работали над июльским запуском Сбербанк Онлайн, почему он получился именно таким и какие сложные решения нам пришлось принимать в процессе.

Зачем нам большие обновления мобильного приложения

Несколько лет назад приложение Сбербанк Онлайн обновлялось 2-3 раза в год. Каждый такой релиз был событием и для клиентов, и для команды. Со временем приложением стали пользоваться десятки миллионов человек, которые хотели больше новых фич и как можно скорее. Да и банку было важно максимально быстро выводить сервисы в «цифру». Поэтому постепенно мы стали выпускать обновления всё чаще — и сейчас релизы на iPhone и на Android выходят раз в 3 недели. В каждом обновлении есть разное количество заметных и не очень изменений, над которыми работают команды по всему банку.

Такой релизный ритм хорош тем, что команды могут быстро выкатывать новые сервисы, не боясь опоздать к очередному запуску. Но когда фичей и релизов слишком много, привлечь внимание к ним становится сложно. Мы не рассчитываем, что пользователи будут отслеживать каждое обновление, но и совсем пропадать с радара клиентов нам не хочется. Поэтому мы решили время от времени делать большие обновления Сбербанк Онлайн: несколько ярких функций и заметных улучшений собираем в один релиз и сопровождаем его мощным продвижением. Такой запуск помогает сделать акцент на самых важных изменениях, определяющих будущее Сбербанк Онлайн.

Подготовка большого релиза идёт параллельно с улучшением базовых функций по комментариям наших клиентов — здесь у нас ещё много работы, она никогда не останавливается.

В прошлом октябре мы сделали первое большое обновление с Открытками, Сторис, новыми штрафами и историей операций. Результаты нам понравились. Следующий запланировали на середину 2019-го.

Изменения в дизайне без новых фич вызывают вопросы: зачем вы тратили на это время, лучше бы запустили что-то полезное. А сухие функции без эмоций просто не запоминаются. Нужно сразу и то и другое. Этот подход определил состав нашего 10.0.

Алексей Круглов

,

руководитель дивизиона «Цифровая платформа», Сбербанк

18 июля обновлённый Сбербанк Онлайн появился в магазинах приложений.

Делай раз: персонализация

Главной темой запуска мы сделали персонализацию. Мы уже копали в этом направлении, когда перерабатывали поиск, но это было только начало. Пришло время взяться за главный экран. По традиции банковских приложений он представляет собой разрастающийся список секций — от карт и вкладов до валют и инвестиций. Его стандартное строение отражает скорее линейку продуктов банка, а не интересы конкретного клиента.

В то же время каждому человеку нужны конкретные функции — от переводов до оплаты компьютерных игр. Логично было бы сделать так, чтобы каждый клиент видел на главном экране только нужные ему фичи. Мы сделали первый шаг в этом направлении. В «шапке» появились Действия — персонализированные карточки, которые подбираются специальными алгоритмами. Примеры карточек — «Перевести маме», «Оплатить интернет».

Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0

В плане персонализации ближайшим ориентиром из других индустрий для нас был e-commerce. Многие интернет-магазины предлагают релевантные товары на основе профиля человека. В Действиях мы начали делать что-то подобное: алгоритмы подбирают операции, которые сейчас могут быть актуальны клиенту.

Использование нейронной сети позволяет учитывать множество характеристик клиента и адресата операции: частоту, периодичность, время с последней операции, суммы и т.д. Кроме того, как оказалось, даже разница в возрасте между отправителем и получателем перевода имеет значение! Из списка доступных операций для каждого клиента выбираются те, которые в конкретный день имеют наибольшую вероятность произойти. Чем больше клиент пользуется сервисом, тем релевантнее для него выдача рекомендаций за счёт постоянного дообучения сети. В настоящий момент рекомендациями покрыты уже 45% всех платежей и переводов клиентов.

Игорь Зарубинский

,

руководитель дивизиона «Массовая персонализация», Сбербанк

Ещё мы поработали с, казалось бы, банальной вещью — списком банковских карт. У большинства наших клиентов открыты всего одна-две карты. Но у остальных (а это миллионы людей) три карты и больше. Список карт в таком случае занимает целый экран, вклады и другие разделы опускаются ещё ниже. Поэтому мы, во-первых, сделали так, чтобы в начале списка были карты, к которым клиент обращается чаще всего. Во-вторых, если у вас есть запасные неиспользуемые карты, приложение теперь их просто скрывает.

Делай два: больше эмоций

Второй блок изменений связан с эмоциями.

Если просто запускать функции и не заботиться о том, какие впечатления формируются у людей, то по-настоящему классного продукта у вас не получится. Это касается не только развлекательных сервисов, но и всех остальных тоже, включая банковские. Поэтому мы стараемся привносить эмоции в свой продукт.

Алексей Круглов

,

руководитель дивизиона «Цифровая платформа», Сбербанк

Первая эмоциональная фишка появилась в Сбербанк Онлайн в 2015-м. Это было «Приветствие» — короткая заставка, когда приложение здоровается по имени и показывает анимацию в зависимости от времени суток. Эта, на первый взгляд, простая штука всем быстро полюбилась и разошлась на мемасы.

Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0

Мы не раз собирались изменить дизайн заставки, но всё откладывали, и со временем она стала выглядеть совсем «олдскульно». И вот наконец всё сложилось: заметные изменения в функциях мы органично дополнили новым приветствием. После проигрывания заставка становится подложкой главного экрана. Анимация перетекает на главный экран, продолжая проигрываться там. Приложение окрашивается в цвет неба — алый на закате, глубокий синий ночью и так далее. Такой фон выглядит суперсвежим, необычным, динамичным — на контрасте со стандартным зелёным, который был у нас всегда. Вот правда, это изменение для нас большая дизайнерская смелость, и результат нам самим очень нравится.

Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0

Бонус: мы добавили к приветствию персонализацию. Сделали специальные заставки для Москвы, Питера, Алтая и других мест, список постепенно пополняется. В планах не только географические темы, но и другие — праздничные, например.

Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0

Плюс к эмоциям: мы добавили в iPhone-приложение звуки и вибрации. Хотели, чтобы клиентам было проще различать события — например, когда оплата прошла успешно и когда её надо подтвердить. Что может быть логичнее звона монеток, когда на карту приходят деньги? Проверили на себе: с таким звуком улыбка от зачисления зарплаты становится ещё шире.

А еще здорово, что звуки пригодились и незрячим пользователям: для них с помощью звуковых акцентов работа со Сбербанк Онлайн стала ещё немного проще.

Добавим драмы

Подготовка к обновлению была безумным периодом для всей команды. Хотите драмы? Сейчас будет. Вот, например: до запуска нам пришлось дважды кардинально поменять подход к клиентскому опыту.

Крутой поворот №1. Сначала мы хотели сделать карточки Действий горизонтальными и разместить их в верхней части главного экрана. Истории в таком случае сдвигались в отдельную ленту под картами клиента. Однако в какой-то момент мы осознали, что и Действия, и Истории — это персонализированные сущности, которые стали занимать два пространства на главном экране, хотя по своей сути близки. А ещё на небольших смартфонах Истории были так низко, что без скролла их почти не было видно. Нам не хотелось убирать их далеко от клиента.

В результате решили объединить два этих раздела. Клиент первым делом увидит именно ту вкладку, которую сам выбрал, — с Действиями, Историями или Финансами.

Вывод: дискуссии команд с разными точками зрения иногда помогают найти подход, который несёт добро пользователям.

Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0

Крутой поворот №2. Изначально мы планировали сделать так: после входа появляется заставка, которая затем продолжает проигрываться в верхней части главного экрана. В это время загружаются карточки с Действиями, и за счёт анимации прогрузка главного экрана не напрягает.

Однако в реальной сборке всё выглядело не так, как мы рассчитывали. Хотя элементы загружались с прежней скоростью, анимация и условное «пустое пространство» создавали впечатление, что всё происходит очень долго.

Мы стали быстро менять подход. Теперь, как только вы видите главный экран, на нем сразу есть карточки действий «по умолчанию» и Истории, которые через пару мгновений отъезжают, сменяясь персональными действиями. Ощущение пустоты и долгой загрузки ушло.

Простой вывод отсюда: иногда восприятие важнее объективной метрики и нужно ориентироваться именно на него.

Что получилось

В первую неделю после запуска уже больше 60% наших пользователей заходили в Сбербанк Онлайн с новой версии. Конечно, некоторые нас критиковали, но большинству обновление понравилось: средняя оценка в App Store и в Google Play установилась в районе 4,8+ звезд. Это очень позитивный результат, особенно с учётом того, что часто после ярких изменений дизайна рейтинг скачет, пока пользователи привыкают к новому интерфейсу. Мы же обошлись без падения оценки, да ещё и немного её увеличили, ура!

И ещё пару цифр, которыми готовы поделиться сейчас.

За неделю карточками действий воспользовалось более миллиона клиентов. Это хороший старт и повод продолжить работать над алгоритмами и над фичей в целом.

Заодно у нас получилось привлечь внимание к «старым» фичам. Например, баланс «Спасибо» теперь располагается в «шапке» (вкладка «Финансы»). Людям стало удобнее заходить туда — число пользователей раздела выросло в 2,9 раз.

В этом релизе мы зашли на новую для себя территорию, и пользователи позитивно восприняли эти изменения, несмотря на то, что нам ещё далеко до идеала. Для нас оценка клиентов — самый главный сигнал, что стоит продолжать в том же духе.

3434
72 комментария

А планируется ли введение приветствий на основание остатка средств на карте?
Например "Привет, Нищеброд. Если хочешь посмотреть, как выглядят деньги, зайди в демо-режим".

47

Тогда лучше с рекомендациями... Привет, нищеброд, Александр! Какой сегодня чудесный день! У вас на карте 200 рублей - рекомендуем купить шаурму и бутылку светлого пива. Хорошего дня!

11

Самое важное изменение, которое вы могли бы сделать, это сократить список привилегий раза в три-четыре. Неважно, какое у вас красивое приложение если я не могу им пользоваться, ограничив в правах, которые ему не нужны.
Это список из Google Play:
This app has access to:
Device & app history
- retrieve running apps
- read sensitive log data
Storage
- read the contents of your USB storage
- modify or delete the contents of your USB storage
Camera
- take pictures and videos
Location
- approximate location (network-based)
- precise location (GPS and network-based)
- access extra location provider commands
Device ID & call information
- read phone status and identity
Phone
- directly call phone numbers
- read phone status and identity
Microphone
- record audio
Photos/Media/Files
- read the contents of your USB storage
- modify or delete the contents of your USB storage
Identity
- find accounts on the device
Contacts
- read your contacts
- find accounts on the device
Wi-Fi connection information
- view Wi-Fi connections
Other
- receive data from Internet
- view network connections
- change network connectivity
- run at startup
- modify system settings
- control vibration
- full network access
- close other apps
- change your audio settings
- connect and disconnect from Wi-Fi
- control Near Field Communication
- pair with Bluetooth devices
- prevent device from sleeping

17

Им похер.
Вообще в стор нужно жаловаться, наверное.
Приложение злоупотребляет доступом к данным.

Комментарий недоступен

Ну что вы начинаете!? Товарищ майор же не может быть в неведении!

Сделайте уже черновики в платежах.

Ужасно бесит, когда ты 10 минут заполняешь всякие инн, р/c. (чтобы сделать перевод другой организации)

Потом принимаешь входящий звонок, 5 минут разговариваешь.

Возвращается в приложении, хочешь закончить платеж, а тут бац, нужно опять по новой заполнять реквики.

Логично было предложить: продолжить черновик или начать новый платеж?


Ну и касаемо "эмоциональная фишке", на отдыхе где другой часовой пояс (типа Кубы), забавно когда мне показывают заставку по московскому времени, тип "добрый день+солнышке", а у меня тут ночь.
Можно же сделать проверку и показывать заставки по локальному времени?

И сделайте пжл, чтобы я сам мог конфигурировать под себя нижнее меню.
Зачем мне там "диалоги" "на карте " и так далее ( я в эти вкладки только что зашел, чтобы чекнуть что там)
Я хочу чтобы там просто было 3 наиболее удобные для меня функции.

8