Об истоках зависимостей. Часть 1

Все мы иногда тревожимся, это нормально. Всем знакомо это переживание. Хотя зачастую, в моменте, оно даже не осознаваемо.

С другой стороны, порой оно бывает невыносимым. Как минимум потому что невозможно идентифицировать, от чего не по себе и что вообще порождает это «беспокойство».

Постоянное присутствие этой неопределенности, чего-то беспокоящего на фоне заставляет искать способ снятия напряжения. Например, за счет еды, табака, алкоголя, наркотиков. Но этот способ во-первых не решает проблему, во-вторых превращается в новую проблему: наркотического характера.

Предлагаю рассмотреть, как ранние отношения матери и ребёнка могут быть истоками зависимостей.

Д. Виннекот говорил о том , что «достаточно хорошая» мать переживает чувство слияния со своим ребёнком первые недели его жизни. Однако, если это слияние продолжает существовать в дальнейшем, оно становится паталогическим, превращается в преследование младенца.

Двигательная активность, эмоциональность, смышленность, чувствительность, ощущение телесности развиваются до той степени, до которой сама мать позволяет. До той степени, до которой мама их позитивно нагружает. Она может тормозить эти аспекты развития, если ее ребёнок служит для смягчения переживаний по поводу неосуществлённых потребностей в ЕЕ внутреннем мире.

Например, ей тяжело переживать одиночество. Или она хочет быть идеально хорошей мамой, тревожится, чтобы ребенок не сталкивался с болезненными ощущениями (физическими и душевными), так как у нее самой нет этого навыка. Тогда она окружает ребенка своим присутствием. Мама, которая делает все за ребенка, контролирует его, делая его беспомощным, привязывает его к себе.

Развитие того, что называется «способность к одиночеству» подвергается опасности: ребёнок постоянно ищет материнского присутствия, чтобы справиться с любым аффективным переживанием.

Из-за собственной тревожности, бессознательных страхов и желаний мать потенциально способна внушать своему младенцу «наркотическое отношение к ее присутствию» и ее функциям по уходу за ним. В определённом смысле мать сама находится в состоянии зависимости от своего ребёнка.

Поэтому существует потенциальный риск, что ребенок останется неспособным к самоуспокоению и заботе в моменты внутреннего и внешнего напряжения.

В ответ на отсутствиевнутренних механизмов заботы о себе взрослый неизбежно пробует, как он это делал в детстве, найти их во внешнем мире:

  • Наркотики
  • Пища
  • Алкоголь
  • Табак и тп

Эти объекты используются для смягчения болезненных душевных состояний: они исполняют функцию матери, которую взрослый неспособен выполнить для себя сам. Эти наркотические объекты воплощают материнское окружение и в то же время освобождают ребёнка от полной зависимости от материнского присутствия, что было невозможно в детстве (способ избежать гиперконтроля, взять контроль в своем руки, что является иллюзией, тк наркотическая привычка берет верх).

Наркотические объекты являются соматическими (телесными), а не психологическими способами справиться с отсутствием матери. И обеспечивают только временное облегчение, потому ➡ терпят неудачу.

Наркотическое решение является попыткой самоизлечения при столкновении с угрожающими психическими состояниями тревоги. Но внутреннее состояние равновесия не может быть восстановлено при помощи объектов внешнего мира, отсюда - компульсивные обращения к наркотическому объекту.

Продолжение следует.

88
11 комментариев

Теперь лечимся от наркотиков на вц

Ответить

Здравствуйте, Серго, спасибо за внимание. Статья носит информационный характер!

Ответить
Комментарий удалён модератором

Зависимость - симптом. Он часть конструкции. Он зачем-то нужен. Он о чем-то говорит. Он от чего-то защищает.
О чем и зачем - запрос на анализ.)

Ответить

Боже, как мило. Самое то для vc, мы тут все немного зависимые))) Спасибо за текст без кучи смайликов!

Ответить

Пожалуйста. Отсутствие, нехватка запускает процесс фантазирования. Так что каждый может подставить подходящий, свой.

Ответить