От анекдотов за 10 долларов до краудинвестинговой платформы за 21 год: путь Альберта Алиева

Альберту Алиеву 47 лет. Он стоял у истоков развития мобильного рекламного рынка в России и создавал продукты для организации голосования по смс в КВН в двухтысячных, скачивания рингтонов на мобильный из хит-парада MTV, аудио анекдоты по коротким номерам. За 21 год в бизнесе пришел от рекламного агентства к собственной краудинвестинговой платформе brainbox.VC.

В интервью Альберт поделился, как зарабатывал на безумно растущем рынке мобильной рекламы, как сжег свои деньги в стартапах и зачем решил открыть краудинвестинговую платформу.

Альберт Алиев, СЕО brainbox.VC
Альберт Алиев, СЕО brainbox.VC

Ты с нулевых занимаешься рекламой. Расскажи, с чего начинал и на чем зарабатывал?

Когда делюсь этой историей, всегда говорю — так делать точно не надо.

Я открыл рекламное агентство по размещению радиорекламы в 2002 году. Тогда казалось что это новая и незанятая ниша. На его открытие планировал привлечь $10 тыс. Для этих целей составил бизнес-план, сделал презентацию и давал её “гулять по рукам”, показывал знакомым. Один из них сказал, что $10 тыс. – сумма несерьезная и нужно делать совсем по-другому. Посоветовал переделать презентацию и искать сразу $50 тыс. Я сделал все, как мне советовали, и мне удалось привлечь от одного инвестора всю сумму.

Как оказалось, я допустил большую ошибку на самом старте: вместо маленького бизнеса мы стали строить сразу большой. Наняли команду, сняли большой офис — это же нас и погубило. Я много думал об этом периоде — если бы я снял одну комнату и не раздувал штат, то у нас все получилось бы.

Через несколько месяцев стало не хватать денег. Пришлось сокращать штат, резать расходы. Очень неприятный опыт. Мы так и не вышли на окупаемость и по совету того же инвестора нам пришлось закрыться уже в 2003 году. Под самый конец работы к нам пришел интересный заказ от компании Solva Internation — записать аудио анекдоты по $10 за штуку. Их клиенты звонили на специальные платные короткие номера, чтобы послушать анекдоты, прогноз погоды и другие голосовые услуги.

Собственно, после закрытия рекламного бизнеса я перешел в эту компанию директором по маркетингу. Мы развивали их аудио сервисы. Для меня было открытием, что люди могут звонить и получать такие услуги. Тогда в России зародилась целая отрасль с короткими номерами и аудиоконтентом.

На должности директора по маркетингу я проработал около одного года и затем перешел на аналогичную должность в похожую компанию — InformMobile.

Работая в найме, я развивал два направления — партнерские сервисы по продаже обычной рекламы и интерактивных продуктов для ТВ: VR сервисы, программы для смс-голосования и т.д. Особенно хорошо получилось второе направление — мы делали формы голосования для: MTV, шоу на ТНТ, КВН.

Затем кризис с руководством привел к тому, что я и часть ребят уволились из компании. Мы ушли и стали делать свой проект, который впоследствии стал компанией FunBox. По старым связям удалось заключить годовой контракт с MTV на интерактивное сопровождение. Мы буквально с нуля за пару недель сделали для них собственные сервисы. Например, мы разработали сервис, который позволял скачать себе на телефон в качестве рингтона любую песню из еженедельного хит-парада на MTV, отправив смс на короткий номер.

Какой доход тогда приносила эта деятельность?

Если очень грубо, то расходы на рекламу у нас составляли $200 тыс., $100 тыс. — прибыль. Но вот масштабироваться не получилось.

А можешь вспомнить, когда ты получил первые большие деньги для тебя? Сколько это было? На что потратил?

Самые первые — еще в студенчестве. Мне удалось за одну сделку заработать сразу $3000. Для меня это были безумные деньги. Я зарабатывал около $300 в месяц. Запомнилось на всю жизнь.

Затем рост был постепенным. Когда мы с ребятами увольнялись из InformMobile, каждый из нас получал по 200 тыс. рублей в месяц. Мы создавали бизнес, который приносил бы нам столько же денег, но сделал бы нас более самостоятельными и независимыми.

Доход плавно увеличивался. Без резких скачков. Когда прибыль достигла 1 млн рублей на каждого из основателей — я выдохнул. Понял, что наш проект — уже серьезный бизнес.

Когда мы выросли в доходе до 4-5 млн рублей прибыли в месяц, я стал задумываться об инвестициях. И вместе с партнерами мы стали откладывать по 10% от дохода на инвестиции и 10% на резервный фонд.

Как ты можешь описать рекламный рынок нулевых? Отставал ли российский рынок мобильной рекламы от западного?

Я не чувствовал, что мы отстаем. Рынок сотовой связи развивался бурно по всему миру. Российские операторы, как минимум, были на равных. А где-то даже опережали. Например, российские сотовые операторы внедрили систему пересылки сообщений (те самые СМС) тогда, когда Nokia только презентовал подобный формат. Когда у них только появилась такая технология, то, оказалось, что в России такое уже работает.

Как ты оцениваешь рекламу через мобильные сервисы в России сейчас, и какой прогноз дашь на ближайшее будущее?

Мобильная реклама в России развивалась на основе инструментария, который был у мобильных операторов. На его основе что-то продавалось третьим лицам. Инструментов для рекламы не так много — в основном это СМС и таргетирование. СМС сейчас не очень актуальны, а вот таргетирование — это основной актив. У сотового оператора огромный массив данных для поиска целевых клиентов третьих лиц. Мобильные операторы знают геолокацию, знают, по каким сайтам пользователь “ходит” в интернете и по каким запросам. На Западе, к слову, деятельность сотовых операторов больше регулировалась, поэтому там такого всплеска рекламы не было. В России же до сих пор торгуют данными абонентов.

Таргетированная реклама через сотовых операторов и дальше будет развиваться. Сейчас всё идёт к тому, что Telegram со временем заберет всю российскую аудиторию. Мне кажется, они — самая боеспособная команда. Таким темпом развития не может похвастаться ни один мессенджер. То, как Павел Дуров собрал команду, поставил её на рельсы, на спринты, — это вызывает восхищение и уважение. Поэтому, мне кажется, что мобильная реклама тоже, скорее всего, будет в руках Telegram. Он будет задавать принципы для развития мобильной рекламы. Другие мессенджеры уже “угорели” на этом. Тот же Viber — собрал аудиторию и не придумал, что с ней делать. В итоге они пришли к тому, что разрешили бизнесу напрямую отправлять рекламные сообщения клиентам и с этого момента Viber начал загибаться.

Мобильная реклама — это то, что нужно делать аккуратно. У WhatsApp и Telegram разный подход к этому. WhatsApp более лоялен к рекламе. Telegram же словно больше делает упор на конфиденциальность данных. Мне кажется, что будущее за подходом последнего. Потому что здесь пользователь в безопасности, защищённый, он получает только ту информацию, которую сам запросил.

Почему ты ушел из FunBox?

В мае 2022 года мы договорились с партнерами, что они выкупят мою долю. Мы проработали вместе 15 лет и построили отличную компанию. Но мне хотелось чего-то нового. С кешаута и с накопленных средств я основал краудинвестинговую платформу brainbox.VC.

Почему краудинвестинг?
Это эволюционное решение. Изначально планировали создать портал, где предприниматели могли бы найти команду для развития своих стартапов за счет распределения своей доли. Но, как оказалось, это второй шаг. Первый и более важный — привлечь инвестиции и мотивировать сотрудников. Поэтому родилась идея с краудинвестингом.
Как показывает практика, при получении первых инвестиций основные траты стартапа — это команда. На деньги бизнес-ангелов нанимаются специалисты, которые создают продукт. brainbox.VC позволяет привлечь первые деньги за счет акционирования стартапа. Средства обычно идут на усиление команды стартапа, масштабирование, маркетинг и другие расходы, в зависимости от первоначального запроса. При этом для членов команды есть два варианта: они получают либо акции компании, либо фиксированные выплаты.

Венчурный рынок в России — это падающий рынок? А ты, получается, хочешь на него выходить.

Я считаю, что венчур не так быстро умрет в России. И санкции, и закрытие доступа к технологиям, и к венчурным рынкам, в том числе международным, — это для нас становится объективной реальностью. Нам в ней нужно жить, не надеяться, что нас ждут в международном сообществе. Нам нужно научиться тому, что уже умеют на Западе, но делать это внутри своей страны .

Я верю, что наша инвестиционная среда просто будет взрослеть. Если раньше мы надеялись на то, что придет большой венчурный фонд и заберет у нас стартапы, то теперь надежды нет. Опыт предыдущих лет показывает, что и в России есть сильные команды. Для нас и нашей страны это определенный вызов. Мы должны его преодолеть, чтобы самим научиться инвестировать в себя.

В России традиционно, на мой взгляд, есть определённое противоречивое отношение к финансовым инвестициям. Причиной этому являются, с одной стороны, финансовые пирамиды типа “Кешбэри”, с другой — желание людей получить 100% доходность. Как повысить уровень финансовой грамотности людей?

Я не знаю, как отучить людей от желания халявы. На своем примере – в brainbox.VC мы создаем осознанную систему финансирования стартапов на ранней стадии. Нужно показывать людям новую систему гарантированной доходности и объяснять особенность инвестиций в стартапы. Нельзя спрогнозировать доходность, если говорить о венчуре. Мы предлагаем людям стать бизнес-ангелами. Слово “ангел” — это когда человек совершает что-то такое, что не вписывается в рамки человеческого поведения. Ангельская деятельность — это как раз та деятельность, которая даёт стартапу возможность дальше существовать и делать своё дело. Поэтому наш подход — это инвестировать не в доходность, а в команды, в людей.

Вы предлагаете инвестировать в стартапы от 5000 рублей. Не привлечет ли это финансово неграмотных пользователей, которые при первом же неудачном проекте могут начать массово жаловаться на проект?

Я понимаю о чем ты. Наша деятельность регулируется в том числе и Банком России, который особое внимание уделяет защите неквалифицированных инвесторов. Поэтому на нашей платформе мы подробно разъясняем все потенциальные риски и особенность инвестиций в стартапы. При покупке акций нужно будет несколько раз поставить условную галочку, что ты понимаешь все риски — доходность не гарантирована, и ты покупаешь акции на ранней стадии, с проектом может случиться что угодно. Со стороны может показаться, что мы отговариваем вкладывать деньги. Но это необходимо, чтобы привлекать тех, кто осознанно подходит к подобному виду инвестирования.

Как вы будете отбирать проекты, чтобы не попадались люди, которые просто сожгут деньги?

В каждый проект, который запускается на brainbox.VC, мы будем инвестировать 10% от раунда. Так мы несем все те же риски, что и наши пользователи. Мы не бездумно даём деньги, а помогаем стартапам реализовать свой план, который они должны будут защитить, прежде чем размещаться у нас.

Например, у проекта есть спрос на услуги, но для теста бизнес-модели требуются инвестиции. Или другой случай — бизнес-модель уже проверена, но нужны новые источники трафика. Вот таких мы отбираем. После получения стартапом денег, мы выступаем в роли трекера и запрашиваем у стартапа отчетность, где отражена реализация полученных средств.

Инвестировал ли ты сам ранее в стартапы?

Если говорить про неудачные — образовательные стартапы “Академия перемен” и “Умназия”. С ними очень долго пытались выжить, но в итоге просто зафиксировали убытки. Был и успешный кешаут — я был в числе соинвесторовов системы распознования лиц NtechLab. Компания в итоге была продана Ростелекому и это принесло мне, как инвестору, несколько иксов. В основе успеха стартапа лежала команда основателей. Очень талантливые.

Расскажи о планах brainbox.VC. К чему планируете прийти?

Мы решили поступить по принципам краудинвестинга и собрать акционеров, которые заинтересованы в том, чтобы не только дать свои деньги, но и помогать нашим стартапам, нашему проекту. Поэтому мы приглашаем smart-инвесторов: в нашей концепции так называют экспертов. Это люди, которые вкладывают деньги в наш общий банк. Из него мы финансируем стартапы как лид-инвестор.

На данный момент у нас около 15 экспертов, и поиск мы не прекращаем.

Планируем до середины 2024 года запустить через платформу 50 стартапов, которые суммарно соберут 500 млн рублей инвестиций. Мы, как лид-инвестор, за счет нашего фонда инвестируем 10% от этой суммы – 50 млн рублей.

Кто вложился и будет вкладываться в создание фонда?

30 млн рублей – мои собственные средства. Еще 20 млн рублей – за счет продажи 20% долей в brainbox.VC. Мы планируем в этом году привлечь инвестиции при оценке в 100 млн рублей: находимся в постоянном поиске смарт-инвесторов, пока не наберем нужную сумму.

2929
7 комментариев
Комментарий удалён модератором

Вот и я думаю...Или я дебил, или технологии на столько шагнули вперед, что все написанное, мне, как инвестору старой формации кажется полным бредом сивой кобылы.
После прочтения каша в голове, и никакого понимания где там прибыль. В жизни не вложился бы в эту ерунду.

Ответить

Мне интересен Альберт как предприниматель. У него богатый опыт и интересное мышление.
Факапы свои он тоже рассказал

Ответить

"В России же до сих пор торгуют данными абонентов." Это точно. Куда не ткнешь, потом получишь сполна.

Ответить