Навыки «переводчика»: три ключевых софт скила для ИТ-консультанта

Менеджер по обучению и адаптации персонала ALP Group Ольга Симонова объясняет, какие гибкие навыки нужны хорошему консультанту, и как они связаны с репутацией компании на рынке.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2Fauthor%2Fkumarprem&postId=837302" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">KumarPrem</a>, Freepik
Источник: KumarPrem, Freepik

В прошлой статье мы с вами поговорили о том, насколько важны софт скилы для программистов (не все читатели VC оказались с этим согласны :), сейчас же давайте посмотрим на консультантов. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что без хорошо развитых гибких навыков ИТ-консультант вряд ли достигнет высоких результатов в карьере. Вопрос только в том, какие навыки можно считать наиболее ценными…

Как правило, у работодателей существует базовый набор требований к гибким навыкам кандидатов. Чаще всего это «исполнительность», «клиентоориентированность» и «коммуникабельность». Это требования-клише, которые лежат на поверхности и кажутся настолько очевидными, что даже как-то неловко проговаривать их вслух (если человек работает с клиентами — естественно, он должен быть клиентоориентированным). Но для ИТ-консультанта этих шаблонных качеств явно недостаточно. Давайте взглянем на три других гибких навыка, которые реже озвучиваются работодателями, но являются, пожалуй, даже более важными в рамках специфики работы ИТ-консультанта.

Стрессоустойчивость и гибкость (+ умение работать в режиме многозадачности, умение убеждать и говорить «нет»)

Стрессоустойчивость — это способность вести себя адекватно и спокойно в сложных ситуациях, умение принимать взвешенные решения даже когда все мечутся в панике и не знают, что делать, и при этом сохранять высокий рабочий темп. Руководители, представители заказчика, коллеги, программисты — всем постоянно что-то нужно от консультанта. А тут еще и сроки висят дамокловым мечом… Ближе к выпуску релиза всё чаще громом гремят слова «надо» и «срочно надо». Все это неизбежно создает давление, с которым нужно уметь работать.

Вследствие специфики проектной работы, заниматься только одной задачей почти невозможно, но этим-то и интересна работа консультанта. Всегда есть возможность попробовать себя в разном. Однако, у каждого человека свой уровень многозадачности, а есть люди, которые совсем не готовы жонглировать тасками. Такой формат работы может их сильно разбалансировать. Тут необходимо постоянно сканировать свое внутреннее состояние и принимать меры, пока не развилось стойкое эмоциональное выгорание и отвращение к делу, которое ты делаешь. В прошлом году сразу три наших консультанта-новичка переоценили свою способность работать в режиме многозадачности в той степени, которая есть на наших проектах. И хорошо, что они осознали это еще до окончания испытательного срока — ведь гораздо хуже, когда стремление дотянуть до завышенной планки приводит к стойкому выгоранию сотрудника.

Работа консультанта — это, прежде всего, взаимодействие с заказчиком, а заказчики, как и ситуации, бывают разные. Хороший консультант не будет предлагать клиенту неоптимальное решение или соглашаться с любыми, даже технически мало осуществимыми, идеями. Настоящий талант консультанта — это умение четко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо поработать, грамотно донести информацию до заказчика и убедить его в необходимости изменения определенных бизнес-процессов, если того требует логика автоматизации. Сделать это гораздо сложнее, когда бизнес-процессы так укоренились, что заказчик не допускает даже мысли о каких-либо изменениях. Тогда что-либо изменить стоит больших усилий, причем с обеих сторон. Такие ситуации мы разбираем на примере бизнес-кейсов на наших вебинарах по переговорам с заказчиком — для консультантов это возможность отработать свои доводы и поделиться «фишками» с коллегами.

Также очень важно уметь правильно сказать заказчику «нет». Но это не просто «нет и всё тут!», а умение убедить того, кто уверен в своей правоте, что можно сделать что-то по-другому. Это очень непросто. В рамках тренингов мы специально прорабатываем ситуации, когда заказчик хочет реализовать вариант, который заведомо невыполним в рамках имеющейся конфигурации. Лучший способ перекрыть негативное впечатление от отказа что-либо выполнять — аргументировать свою позицию и предложить заказчику несколько альтернативных вариантов. Обладая определенной гибкостью, консультант может объяснить клиенту, почему это должно быть не так, а по-другому, или так, но чуть-чуть иначе, либо совсем не так, но есть лучший вариант.

Хочется отметить, что умение справляться со стрессом невозможно без оптимистичного настроя, потому что пессимизм даже одного члена команды может существенно подорвать общий настрой на победу. Можно сказать, что чужой пессимизм заразителен. Я наблюдала живые тому подтверждения не один раз. Бывает, что один из консультантов теряет мотивацию или испытывает личные трудности, и это отражается на всех людях, которые с ним работают. И вот уже все члены команды ходят понурые и начинают высказывать свои опасения насчет результативности работы и горящих сроков. Всё это напоминает эпизод сериала «Доктор Хаус», в котором все пассажиры самолета поголовно начинают испытывать тошноту. Как выясняется к концу серии, дело не в какой-то страшной инфекции, а в банальном зеркальном синдроме: когда одному пассажиру стало плохо, все остальные начали находить у себя те же симптомы.

Но зеркальный синдром работает и в другую сторону: бывает, что в команду приходит новый сотрудник, который настроен на победу, горит энтузиазмом, и тогда он заражает своей энергией всех вокруг — и вот уже команда, которая испытывала какие-то сложности на проекте, получает второе дыхание и начинает работать заметно эффективнее.

Постоянное развитие и желание учиться

Хороший консультант должен уметь разговаривать на одном языке с представителями всех служб заказчика: продаж, HR, финансов, бухгалтерии, логистики… Чтобы это получилось хорошо, консультант должен знать и техническую, и методологическую стороны вопросов. В нашей компании есть несколько консультантов, которые на одном профессиональном уровне разговаривают с главбухами заказчика.

Кроме того, хороший консультант должен уметь разговаривать на одном языке и с разработчиками, выполняя роль аналитика, своеобразного проводника и переводя с языка заказчика на язык, понятный технарю. Это также подразумевает умение хорошо говорить, писать письма и ЧТЗ, а также знать решения и методологию внедряемых процессов. Таким образом, идет бесконечный процесс расширения и углубления знаний в разных сферах для того, чтобы стать ценным специалистом в своей команде.

Да и сама сфера ИТ испытывает многочисленные изменения, которые очень быстро обесценивают предыдущие знания и опыт. Поэтому ИТ-специалисту особенно необходимы регулярное обучение, расширение кругозора и самообразование. Сегодня все разрабатывают, внедряют и автоматизируют одни процессы, завтра — другие, а послезавтра насущной задачей становится импортозамещение — и ты снова учишься. Хорошо, если загруженность на проекте позволяет проходить нужное обучение вовремя. Однако, это не всегда так. Порой приходится жертвовать своим личным временем, чтобы получить нужный сертификат. И это тоже часть специфики профессии.

Увы, те, кто не был готов к такому темпу развития отрасли и такому большому количеству нового, быстро начинают отставать и уходят. Осознавая это, некоторые консультанты на наших встречах по разработке планов индивидуального развития просят переслать им свежие материалы для подготовки к экзаменам по уже имеющимся сертификатам. Консультант вполне осознает, что если сертификат был получен, скажем, в 2016 году, то за прошедшие семь лет в данной области неизбежно произошли изменения, и знания необходимо обновить.

Ориентация на результат

Последнее, но не менее важное качество. Результат — это основа основ работы консультанта! Именно за него платят клиенты. Есть люди-администраторы, которые ориентированы на процессы и управление процессами, и это совершенно нормально. Но в работе консультанта поставленная задача должна быть выполнена в четко обозначенный срок и с достойным качеством. Задача в консалтинге — это приключенческий блокбастер с хеппи-эндом, а не бесконечная мыльная опера. Как бы сюжет ни вился и ни усложнялся (как бы ни менялись условия у заказчика, какие бы ни возникали технические сложности), этот «фильм» должен закончиться хорошо и принести бизнесу прибыль.

Часто именно результат работы консультанта приносит новые проекты и улучшает репутацию компании на рынке. Я говорю это не только с позиции эйчара, но и с позиции клиента: однажды я выступала в роли заказчика корпоративного портала и выбирала команду исполнителей на проект. Проведя встречи с представителями четырех разных компаний, которые предлагали примерно одно и то же решение, я выбрала ту, с чьим консультантом мне оказалось легче всего общаться. По сути, именно консультант формирует у заказчика мнение о компании. Выбранный консультант задавал правильные вопросы, умел слушать и слышать и мягко отводил меня от не самых идеальных решений. При общении с ним у меня возникло ощущение, что я реально ориентируюсь в технической теме. Более того, через какое-то время я научилась предугадывать, что будет нужно разработчикам. То есть он еще и ухитрился научить меня, что может потребоваться! Это уже высший профессионализм.

Я бы дала этой статье альтернативный заголовок — «Ода консультанту», ведь в эту профессию притягиваются прекрасные талантливые люди, замечательные эрудиты и профессионалы высокого уровня, которые всегда открыты новому. С ними приятно и интересно общаться, у них острый аналитический ум и высокий эмоциональный интеллект, поэтому неудивительно, что со многими из них становишься добрыми друзьями.

P. S. Напишите в комментариях, какими еще навыками первоклассного консультанта вы бы дополнили мой список и почему?

99
8 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

С удовольствием почитаем ваши свежие мысли. Наверняка в них кладезь полезного. Как говорят англичане - we're all ears... and eyes))

Ответить

Как важно найти баланс между энтузиазмом и излишней уверенностью, тут главное не перегореть

1
Ответить

Согласна с Вами.

Ответить

Стрессоустойчивость наше все, и умение быть спокойным тоже

Ответить

О, это точно! Качество, которое в наше время становится чуть ли не основным условием выживания )))

Ответить