У славян – яблоки и груши, а в Индии - кокос: продолжаем говорить о священных плодах

В прошлой статье мы начали говорить о священных плодах в разных странах. Оказалось, что инжир спас Будду от смерти, а манго помогает построить счастливую семью. Но на этом история священных плодов не заканчивается.

В продолжении темы вы узнаете, почему яблоки и груши считаются священными у славянских народов, а кокос считают семейным божеством.

У славян – яблоки и груши, а в Индии - кокос: продолжаем говорить о священных плодах

Яблоки: символ вечной жизни, причина Троянской войны и новогодняя традиция

Яблоня — одно из древнейших плодовых деревьев на Земле. Ее история начинается с появления первых косточковых деревьев, из которых и развились современные яблоневые породы. Первые дикорастущие яблони возникли около 4 тысяч лет назад на территории современного Китая и Турции. С тех пор яблоня распространилась по всему миру благодаря своей универсальности и вкусным плодам, и стала важным источником питания для древних народов.

Неудивительно, что яблоки считаются священными плодами во многих культурах мира и занимают почетное место в мифологии. Например, на Руси яблони издревле называли святым деревом, потому что ни одна его часть не пропадала и шла в хозяйство. Из яблок делали сидр и уксус, их сушили, мочили, варили, а яблоневая смола считалась целебной. Пару яблок, как правило, оставляли на осень: с одной стороны — примета, чтобы следующий урожай был хороший, с другой — корм для белок и птиц.

Именно с яблонями связаны первые традиции праздновать Новый год, который до приказа Петра I в 1700 году, праздновался 1 сентября. Яблони, которые к началу осени уже облетали, заворачивали в золотистую, жёлтую и красную бумагу, украшали флажками, гирляндами. Вокруг такой нарядной яблони водили хороводы – так отмечали Новый год, который праздновали после окончания всех полевых и огородных работ.

В еврейской традиции во время праздничной новогодней трапезы едят яблоки, обмакивая их в мёд, что символизирует благополучие в новом году.

Новый год до 1700 года в селе. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpatrik1990.livejournal.com%2F168553.html&postId=838456" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Новый год до 1700 года в селе. Источник

В русских народных сказках яблоко предсказывает судьбу, определяет судьбу героя или героини. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» (А.Н. Афанасьев «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»). Яблоня и ее плод знают обо всем, что происходит в мире, показывают всю его красоту.

В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» на зарытых в землю костях коровы вырастет яблонька как символ воскресения, бессмертия души. Хаврошечка, по просьбе проезжающего молодца преподнесла ему наливное яблочко и стала его невестой. А в сказке Братьев Гримм «Безручка» несчастная героиня, отведав золотого яблока из незнакомого сада, стала невестой короля. А в русской сказке «Гуси-лебеди», девочка, отведавшая плод дикой яблони, была спасена вместе с братом накрывшим их ветвями деревом. («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»).

Однако яблоко также олицетворяет и низкие качества человека, например, зависть. В основе выражения «яблоко раздора» лежит древнегреческий миф о богинях Олимпа: богиня раздора Эрида, обидевшись на богов за то, что ее не пригласили на свадьбу смертного Пелея с богиней Фетидой, похитила одно из яблок Гесперид (дающих бессмертие). И с надписью «Прекраснейшей» подкинула на свадебный пир. Поднялся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. В итоге разразилась Троянская война и появился фразеологизм «яблоко раздора», означающий всякую причину споров и распрей.

<p>Сюжет мифа о яблоке раздора на картине.<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkronos-astro.ru%2Fyabloko-razdora%2F.html&postId=838456" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Источник</a></p>

Сюжет мифа о яблоке раздора на картине. Источник

Сегодня к яблокам относятся с особым почетом в праздник Преображения Господня (19 августа). В этот день православные христиане отмечают “Яблочный спас”, освящают плоды и разговляются. А рецепт вкуснейшей яблочной шарлотки можно найти на площадке «Своё Родное» в разделе «Рецепты».

Груша - покровительница женщин и семейного счастья

Груша – одно из самых древних плодовых деревьев, окультуренных человеком. Ученые считают, что окультуривание этого дерева произошло три тысячи лет назад на территории Китая, откуда сладкий и ароматный плод начал победное шествие по странам и континентам. В Европе грушу не только любили и охотно сажали около домов, но и приписывали ей магические свойства.

В Чехии ещё с XVII века посыпают поля золой из ствола груши, чтобы защитить землю от гибели урожая и болезней злаков. Поляки на могилы безвременно умерших молодых парней и девушек сажали грушевые деревья. Засохшая, одинокая груша в поле в народных польских песнях считается символом разлуки и тоски по любимому.

У всех славянских народов груша окружена ореолом почитания и любви. Сербы говорят: «Грушенька – моя церковка» и совершенно искренне считают, что молиться Богу можно не только в храме, но и у дерева груши. Болгары сажают груши на меже, считая, что таким образом не только указывают границы между участками, но и защищают себя от разных недобрых сил. Есть стойкое поверье, что в тени груши не бывает ни злых демонов, ни ядовитых змей.

В книге «Народная демонология Полесья» Л. Виноградовой сказано о многих традициях славян, связанных с грушей:

  • на дорогу, по которой проезжает свадебный поезд, непременно нужно рассыпать сушеные груши, чтобы семья была счастливой. Плодами груши осыпает мать жениха, провожая его в церковь, чтобы защитить от сглаза;
  • ветку груши кладут на курятник, чтобы сделать кур плодовитыми;
  • колыбельку ребенку кладут сахар, мед и грушевую чурочку, чтобы жизнь была сладкой, а здоровье крепким;
  • повитуха обязательно поит роженицу напитком, приготовленным из плодов груши, чтобы роды прошли успешно;
  • чтобы ребенок был здоров, воду после купания малыша полагалось вылить на корни груши
  • на Иванов день делали большой венок, в который вплетали ветку груши, и через этот венок пролезали все девушки, что обешало счастливое замужество и много детей;

· предки полагали, что женщина должна жить рядом с грушей, есть ее плоды и сидеть под этим деревом как можно чаще, чтобы самой иметь много здоровых и крепких детей.

В христианской традиции груша также окружена почтением. В Белоруссии, например, существует негласный запрет рубить груши, даже старые и засохшие. Связано это с тем, что именно под грушей отдыхает Богородица, когда спускается на землю.

Груша также считается деревом, несущим добро и процветание. Недаром её очень любили сажать возле жилого дома. Например, в южных областях России, хозяин, купив новый дом, непременно сажал возле него грушу-дичку. Считается, что плоды приносят здоровье, плодовитость и лад в семью.

Кокос - символ плодородия и священный плод нескольких стран

Жители племен из Восточной Африки почитают кокосовую пальму как мать, ведь дерево даёт им жизнь и пропитание. Для них уничтожение кокосовой пальмы приравнивается к матереубийству.

Все части пальмы используются, либо в строительных целях, либо в пищевых. Жители племен строят жилища из ее стволов, а крышу покрывают её ветвями. Из сока соцветий делают алкогольный напиток, кокосовое молоко и мякоть ореха употребляют в пищу. Из высушенной мякоти, копры, выжимают масло, которое идет на изготовление мыла, свечей и маргарина. Жмых скармливают скоту, из скорлупы кокоса делают посуду, а из упругих волокон оболочки ореха изготовляют канаты, плетут циновки и грубые ткани.

<p>Циновки из пальмовых волокон. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwo-room.ru%2Fbez-rubriki%2Ftsinovki-raznovidnosti-kovrikov-i-ih-primenenie-v-oformlenii-interera.html&postId=838456" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Циновки из пальмовых волокон. Источник

Как известно, кокосовая пальма и ее орех очень высоко почитаются в индуизме. В индуистских храмах наряду с цветами, благовониями и пищей люди приносят в жертву кокос. Кокосовые орехи постоянно используются для подношения Шиве и Ганеше. Их разбивают у подножия Божества или на балипитха – специальном камне сферической формы или в виде цветка, расположенном обычно напротив алтаря. Кокос также преподносится на фестивалях, при покупке нового автомобиля, строительстве моста, дома и т.д.

<p>Богиня Шива. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbangkokbook.ru%2Fgalereya%2Fstatuya-shivy-v-indii-90-foto.html&postId=838456" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Богиня Шива. Источник

В Гуджарате невеста дарит кокос жениху во время свадебной церемонии, и тот сохраняет его в течение всей жизни как память об этом радостном моменте.

<p>Церемониальные кокосы на индийской свадьбе. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fabout&postId=838456" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Церемониальные кокосы на индийской свадьбе. Источник

В Северной Индии кокосовые орехи считаются священными плодами и их называют шрифала - плодами богини плодородия Шри. Есть предание, что если женщина хочет забеременеть, ей нужно отведать мякоть спелого кокоса, который произрастает в окрестностях Старого Калабара.

Жители штата Карнатака почитают кокос как семейное божество. Члены касты пробху во время брачной церемонии несколько раз вертят кокос над головой жениха, затем разбивают его и разбрасывают кусочки во все стороны (что предотвращает действие злых сил).

Пожалуй, пика почитания кокосовый орех достигает во время паломничества к Богу Айяппе в индийском штате Керала. Перед тем как начать путь в Шабарималу, адепты – свами, или Айяппаны, приходят в храм к гурусвами – учителю и наставнику, который дает им благословение на паломничество и вручает мешочек ирумути.

Самым главным содержимым ирумути является кокосовый орех, у которого пробит один глазок, сцежена влага, а вместо нее внутренность ореха заполнена очищенным топленым маслом. Отверстие после этого затыкают пробкой, а на два других глазка наносят красные и желтые точки. Этот орех символизирует тело и, в частности, голову паломника.

Когда адепт достигает храма, входит в главную святыню обители и лицезреет образ Айяппы, он, наконец, разбивает орех – символически приносит в жертву свое тело, свою голову, и струи золотистого масла орошают статую Бога. Этот обряд символизирует уничтожение бренного тела и долгожданное слияние души человека с Богом.

Надеемся, что наш рассказ пробудил в вас интерес к мировой истории, а может и желание полакомиться фруктами. Купить свежие фрукты и овощи можно круглый год на маркетплейсе «Своё Родное». Огромный ассортимент вкусных продуктов с фермерских хозяйств ждёт вас.

Актуальные новости и материале по тематике агротехнологий, короткие питчи стартапов, анонсы релевантных мероприятий, сведения об инновационных разработках и инвестиционных сделках доступны в Telegram-канале РСХБ в цифре, на сайте и Rutube-канале.

1212
2 комментария

Классная статья. Прочитала с удовольствием!

1
Ответить

Прикольно вы рекламу интегрировали. Даже интересно было почитать)

Ответить