Круглосуточная работа и двигатель ПД-8: как Россия справляется с импортозамещением авиации

Круглосуточная работа и двигатель ПД-8: как Россия справляется с импортозамещением авиации

В августе 2023 года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов пообещал поставлять ежегодно по 20 новых лайнеров Superjet SSJ New начиная с 2024-го. Первые самолеты начнут производить уже в декабре текущего года — ходившие ранее слухи о переносе сроков не подтвердились. Главная особенность модели — практически полное импортозамещение комплектующих. Лайнеры будут оснащены российскими двигателями ПД-8.

Авиационная отрасль сильно пострадала после ухода с российского рынка трех мировых гигантов — Boeing, Airbus и Embraer. Некоторые эксперты прогнозировали, что она и вовсе не сможет оправиться от потрясений. Тем не менее серьезные подвижки в этом направлении имеются, хоть многие вопросы и остаются открытыми. И сегодня мы о них поговорим.

Статистические факты

Если взглянуть на сухую статистику, может сложиться впечатление о катастрофическом состоянии отрасли. Судите сами:

Путем простых вычислений можно сделать вывод, что гражданская авиация в России на 96% состоит из иностранных деталей. Главными поставщиками традиционно выступали США, Евросоюз и Бразилия — сейчас запчасти оттуда не завозятся. Параллельный импорт здесь помогает плохо. Например, Китай практически сразу отказал России в поставках авиазапчастей. Сейчас есть только соглашение с Ираном, но на фоне количества действующих самолетов объемы поставок слишком низкие.

Еще больше омрачают ситуацию неутешительные новости с производств. Так, за полгода 2023-го в России было выпущено всего 2 гражданских лайнера. Эксперты Oliver Wyman прогнозируют, что к 2026 году страна лишится половины флота из-за различных неисправностей и невозможности ремонта.

Неужели в ближайшем будущем нам будет не на чем летать? Прямо сейчас на стадии реализации находится «Правительственная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года», которая предполагает поэтапную замену зарубежных лайнеров на полностью отечественные. По плану, ощутимые результаты будут продемонстрированы уже к концу 2023 года — без переноса сроков. Насколько реальна цель по замене столь внушительного количества иностранных самолетов, покажет только время. Мы же хотим познакомить вас с проектами, над которыми ведется работа.

Магистральные самолеты: МС-21, SSJ New, Ту-214, Ил-96

Россия — самая большая страна в мире по площади. И чтобы комфортно перемещаться из Владивостока в Краснодар, нам нужны магистральные самолеты, способные без дозаправки преодолевать 5-9 тыс. км. Соответствующие разработки уже есть, они тестируются и проходят сертификацию.

Круглосуточная работа и двигатель ПД-8: как Россия справляется с импортозамещением авиации
SSJ 100
SSJ 100

Ход работы над SSJ New. SSJ New — это новая версия лайнера Sukhoi Superjet 100 с аналогичными характеристиками. Но самолет с приставкой «New» будет на 97% российским — беспрецедентный уровень импортозамещения. Летом 2023 года велись испытания систем, но пока на экспериментальном SSJ New установлен французский двигатель SaM146. К концу года общественности покажут полностью работоспособные лайнеры уже на ПД-8. Как сообщают в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), работы ведутся без выходных и праздников в круглосуточном режиме, что позволяет придерживаться озвученных ранее сроков.

Какие есть проблемы? Эксперты утверждают, что озвученные сроки вполне реальны для выпуска лайнера. Но главная загвоздка касается двигателя. Тот факт, что экспериментальный образец летает на SaM146, говорит о неготовности ПД-8. Скорее всего, уровень импортозамещения в первых версиях будет гораздо ниже озвученных 97%. Отметим, что в SaM146 французскими являются все «горячие» компоненты (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камера сгорания, турбина высокого давления). В России НПО «Сатурн» добавляет к нему «холодные» части — вентилятор и турбину низкого давления. Поэтому при потенциальном введении санкций со стороны Snecma сборка новых SaM146 окажется невозможной.

<p>МС-21</p>

МС-21

Ход работы над МС-21. Когда речь заходит о надеждах отечественной авиации, в памяти сразу всплывает МС-21 («Магистральный Самолет 21 века»). Проект активно обсуждался в СМИ, его часто упоминали политики. Эксперты сообщают, что испытания лайнера ведутся в полном объеме, сроки соблюдаются. В 2024-ом планируется выпустить минимум 6 готовых к рейсам самолетов, а всего до 2030 года — 270 штук. Если ранее на МС-21 планировалось установить американский двигатель Pratt&Whitney PW1431G, то теперь его заменит отечественный ПД-14.

Какие есть проблемы? Опять массу вопросов вызывает двигатель. Многие российские конструкторы считают, что ПД-14 будет полностью испытан в лучшем случае в 2025 году, поэтому озвученные Правительством сроки вызывают сомнения. Ведь речь, все-таки, идет о безопасности полетов гражданских самолетов, и здесь торопиться нельзя. К тому же ПД-14 дороже PW и потребляет на 15% больше топлива, что обязательно отразится на цене билетов.

Ил-96
Ил-96

Выпуск Ил-96. ИЛ-96 — тяжеловес из мира самолетов, способный пролететь до 9000 км за один рейс. Интересно, что именно на этом лайнере летает президент: «Борт №1» — это модифицированный вариант ИЛ-96.

Какие есть проблемы? В 2021-2022 гг. было выпущено всего по 1 самолету данного типа. С 2024-го планируется нарастить объемы до 2 штук в год, но на большее промышленность пока не способна. Разумеется, это капля в море, когда заменить нужно 559 иностранных лайнеров.

Ту-214
Ту-214

Выпуск Ту-214. Первые испытания лайнера закончились еще в 1996 году. С тех пор самолет выпускался небольшими партиями (максимум в 2008 году — 10 штук). Российские авиакомпании постепенно пересели на зарубежные аналоги, и Ту-214 практически забыли. Сейчас проектом занимается Правительство: на расширение производства было выделено 41,8 млрд рублей.

Какие есть проблемы? У авиакомпаний есть масса претензий к самолетам. В частности, свой список недостатков производителю передал «Аэрофлот». Например, авиакомпания просит убрать из необходимого для управления персонала должность бортинженера — таких специалистов сейчас даже не обучают. Производитель при этом отмечает, что это требование трудновыполнимо. Есть подозрения, что Ту-214 уже успел устареть, так и не заняв значительное место в авиации.

Самолеты для региональных авиаперевозок

Для некоторых отдаленных регионов небольшие самолеты — это единственный способ добраться до населенного пункта. На этом рынке ситуация лучше, но пока очень далека до оптимальной.

Круглосуточная работа и двигатель ПД-8: как Россия справляется с импортозамещением авиации

Больше всего вопросов из приведенного списка вызывает модель Л-410 или Let L-410 Turbolet.

Л-410
Л-410

Дело в том, что это чешский самолет, производимый по действующей 30-летней лицензии в Екатеринбурге (до 2045 года). Даже в случае введения санкций со стороны владельца патентов Omnipol, производство Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) не прекратится, поэтому на аппарат возлагаются большие надежды. В будущем планируется оснастить его российским двигателем ВК-800 вместо европейского GE H80-200.

Ил-114 — это уже полностью отечественная разработка.

Ил-114
Ил-114

Еще в 2016 году начать их производство поручил президент Владимир Путин, но позже случилась авария: 17 августа 2021 года в Подмосковье потерпел катастрофу прототип военно-транспортного самолета Ил-112В, на котором был установлен двигатель ТВ7-117СТ-01 — такой же планируется устанавливать на гражданском Ил-114. Поэтому сроки поставки первых моделей были сдвинуты с конца 2023 на 2025 год. Но есть и другие вопросы к аппарату:

  • Ил-114 — низкоплан, что ставит под сомнение посадку на плохие по качеству аэродромы (а таких в России много);
  • ресурс у ТВ7-117СТ-01 ниже, чем у ближайшего конкурента Pratt & Whitney 127 (около 1000 часов против 6000);
  • при аварии Ил-112В загорелся правый двигатель (есть мнение, что он не до конца доработан).

Главное предназначение ТВРС-44 «Ладога» — заменить флот морально и физически устаревших АН-24.

ТВРС-44 «Ладога»
ТВРС-44 «Ладога»

Самолет способен приземляться на короткие взлетно-посадочные полосы не самого лучшего качества, что расширяет его применимость. Первый полет планируется совершить в 2024 году. Однако по информации журналистов и представителей Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), эти сроки далеки от реальности. По их мнению, первые «Ладоги» поступят заказчикам только в 2026-2027 гг. Особенно на фоне крушения Ил-112В.

А вот ЛМС-901 «Байкал», приемник Ан-2, уже был испытан в небе, но у него есть существенный недостаток — наличие американского двигателя.

ЛМС-901 «Байкал»
ЛМС-901 «Байкал»

По оценкам конструкторов, установить на самолет отечественный ВК-800СМ и получить все необходимые разрешения удастся только в 2025 году, а первые образцы авиакомпании получат в 2024-ом. Но и здесь не обошлось без «ложки дегтя»: первые «Байкалы» планируется использовать не для пассажирских перевозок, а в работе авиалесоохраны и санавиации. Плюс, эксперты заявляют о слишком высокой стоимости летного часа, так как самолет вмещает всего 9 человек. Если вместимость не увеличить, вертолет окажется дешевле.

Перспективы отечественной авиации

Главный тренд 2023 — «каннибализм» в сфере гражданской авиации. Самолеты разбираются на запчасти, в результате чего сокращается их количество. Эксперты полагают, что в таком режиме сфера может просуществовать 3-5 лет (до 2026-2028 гг). Но, как полагают в Правительстве, ситуация кардинально изменится уже в 2024-2025 гг, когда рынок заполонят серийные отечественные самолеты. Пока же «каннибализм» — вполне рабочая схема, помогающая продержаться несколько лет. Но, как мы выяснили ранее, не всем озвученным срокам суждено сбыться.

О таком сценарии развития напрямую говорят представители руководства РФ. Так, согласно «Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года» к концу 2025 года не менее 70% иностранных самолетов останутся в работе за счет «каннибализма» и параллельного импорта. Далее долю будут наращивать отечественные модели. Эксперты уверены, что при выполнении поставленных планов проблем не возникнет. Сразу вспоминается опыт Boeing 737 MAX, когда все испытания были пройдены, двигатели работали отлично, но случились аварии, и погибло 346 человек. Как выяснилось, компания поторопилась с выпуском, инженеры просчитались, а надзорные органы закрыли на это глаза.

По оценке некоторых специалистов, основная проблема кроется даже не в оборудовании — здесь как раз много наработок. «Самолеты делают люди, а не деньги, поэтому насыщение отрасли кадрами играет первостепенную роль», — такого мнения придерживается Федор Борисов из НИУ ВШЭ.

Вывод простой: подвижки в авиастроительном направлении есть, отечественные самолеты на самом деле существуют и планируются к выпуску. Российские компании способны удовлетворить спрос и не планируют сдвигать сроки. Но любой новый лайнер — это чрезвычайно сложная техника, требующая десятков тысяч часов экспериментальных налетов. Форсирование сроков, которое наблюдается сейчас, вызывает опасения. С другой стороны, выбора просто не остается — зарубежные самолеты «тают» на глазах из-за «каннибализма». Остается только надеяться, что новые МС-21, SSJ New, Ил-114 и другие новинки не постигнет печальная судьба Boeing 737 MAX и Ил-112В.

55
5 комментариев

Ну в целом на туполеве тоже комфортно... Глядишь через пару лет как в африки будем на франкенштейнах летать...

1

При самом оптимистичном раскладе по два самолёта в год явно недостаточно для отрасли. И это ещё не говоря про сомнительную конкурентоспособность и другие проблемы. Не тот в России масштаб, да и перспективные кадры давно уже боинг схантил

1

2 самолета это начало а в начале всегда не то что после раскрутки производства

Автор текста далёк от реалий и, судя по всему, работает пропагандистом

да прозападным прогандистом Типа ПД-14 стоит дороже и потребляет больше на 15% :)) И откула это взял? По моим данным стоит дешевле а сам МС-21 раза в три дешевле Боинга 737 макс , тот стоит 130 млн дол а МС-21 40 млн, или 4 млрд руб. и потребление ПД-14 максимум на 5% больше, а не на 15%. И то это умозрительно так как никто напрямую не мерял.