Как навыки коммуникации помогают в карьере: разбираем неприятный кейс при увольнении

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и на программе MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю, как сохранить хорошие отношения с коллегами при увольнении на примере случая из жизни.

Как навыки коммуникации помогают в карьере: разбираем неприятный кейс при увольнении

Итак, ситуация:

Представьте, вы работаете продактом и решили покинуть свою компанию. При уходе вы удалили папку с рабочими чатами, среди которых был диалог с личным менеджером. Бывший руководитель не стал игнорировать произошедшее и отреагировал сообщением:

«Привет! Почему удалил всю переписку? Хотела материалы по работе найти, а тут пусто. Задалась вопросом, можно понять твою мотивацию?»

Вы ответили, что это вышло случайно: «Мотивации никакой нет. Когда уходил, удалил рабочие чаты и случайно некоторые личные сообщения, переписка с тобой оказалась среди них».

На что слышите: «Это выглядит, как сжигание мостов. Ты хоть подумал о том, как команде дальше работать, прежде чем так делать?»

Конечно, можно не заморачиваться и проигнорировать это сообщение, ведь вы ушли из компании. Но есть один нюанс!

Если вы портите отношения с менеджером, он может испортить отношение команды к вам. А поддержание контактов с бывшими коллегами способствует, как бы странно ни звучало, профессиональному росту. Тактика «сжигания мостов» влечет за собой потерю иногда незаменимых ресурсов. Во-первых, страдает профессиональная сеть знакомств. Во-вторых, ваша репутация на рынке. Хорошие отношения с бывшими коллегами помогают ее укрепить, создать позитивный имидж в сфере.

Как навыки коммуникации помогают в карьере: разбираем неприятный кейс при увольнении

Возвращаемся к кейсу. В нашей школе мы разрешаем конфликты по системе, состоящей из 4 этапов: обработка эмоций, обозначение личных границ, защита границ и сепарация. Она универсальна и не работает только там, где невозможна сепарация: в тюрьме, армии и школе.

Как навыки коммуникации помогают в карьере: разбираем неприятный кейс при увольнении

Итак, последняя фраза менеджера: «Это выглядит как сжигание мостов. Ты хоть подумал о том, как команде дальше работать, прежде чем так делать?»

Для начала нужно понять, что в сообщении кроется эмоция — обида из-за удаленных материалов. Можно предположить, что они срочно потребовались, а так как их не оказалось, случилась фрустрация и человек решил выместить весь спектр своих эмоций вас. Пока человек на эмоциях, нет смысла разговаривать с ним рационально, он не будет вас слушать. Поэтому в подобных эмоциональных конфликтах первым делом нужно обработать эмоции. Например, можно показать важность чувств человека:

«Я даже боюсь представить, насколько тебе сейчас весело и трудно от того факта, что материалов не нашлось…»

Далее обращаем внимание на претензию: «Ты хоть подумал о том, как команде дальше работать, прежде чем так делать?» Это манипуляция, которая присваивает вам роль эгоиста. В случаях, когда на вас пытаются навешать какой-то ярлык, идеально использовать прием декодирование. Вам нужно проговорить, что человек имел в виду на самом деле:

«Я бы тоже на твоем месте считал, что это эгоистичный поступок и нифига не похоже на командную работу»

А теперь завершим фразу вопросом, который позволит получить больше информации и понять, как мы можем помочь человеку:

«Подскажи, пожалуйста, что я могу сделать, чтобы эта ситуация была менее болезненной для тебя?»

Соединяем обработку эмоций, декодирование и вопрос — получаем ответ на конфликтную фразу, который показывает нас в хорошем свете, не навязывает негативную социальную роль.

Скорее всего оппонент будет ошарашен таким ответом, потому что манипуляторы ожидают от вас либо агрессии, либо оправдания. Ведь эти реакции подтверждают, что вы негодяй :)

Как навыки коммуникации помогают в карьере: разбираем неприятный кейс при увольнении

В телеграм-канале Soft Skills Lab подписчик предложил такой вариант ответа начальнику:

«Прости, имя, это был факап! Честно говоря, я всегда считал, что если хранить рабочие материалы, созданные общим трудом и принадлежащие компании так безответственно, то рано или поздно это приведет к проблеме. Мне жаль, что я стал именно этим кейсом. Давай помогу восстановить, что смогу! Но давай уже откажемся от этой порочный практики хранить ценное в телеге?»

Несмотря на то, что человек и извинился, и пожалел, и помощь предложил, у начальника останется негативное впечатление после разговора. Почему? Все просто. Он и так на эмоциях, а с ним пытаются разговаривать рационально, еще и говорят, что он безответственный.

Не стоит отвечать на конфликтные фразы, начиная с обвинений. Так вы еще больше поссоритесь с человеком или просто сформируете негативное отношение к себе. Оставьте выражение своего недовольства на последний этап решения конфликта — показывание границ.

Как навыки коммуникации помогают в карьере: разбираем неприятный кейс при увольнении

После того, как вы предложили помощь и помогли человеку, конфликт будет исчерпан с большей вероятностью. Однако если вы чувствуете, что границы нарушены и вам неприятно, следует обозначить их по схеме: факт + я-ощущение + потребность + просьба.

«И еще один момент. Когда ты спросила, подумал ли я о команде, удаляя диалоги, мне правда показалось, что ты считаешь, что я думаю только о себе, а мне как раз важно сохранить хорошие отношения с бывшими коллегами, поэтому могу попросить тебя больше не говорить, что я не думаю о людях?»

Скорее всего, после этого вашу границу примут и возражений не будет. Вы получите слова благодарности за материалы и сохраните отношения с руководителем.

Как итог, запоминаем: сначала обрабатываем эмоции, затем даем решение и только потом показываем границы.

Есть вопросы по кейсу и применению теории? Задавайте в комментариях, будем обсуждать!

Я только создал блог на VC, поэтому если хотите почитать больше подобного контента про коммуникацию, то можно подписаться на мой Телеграм-канал канал или переходите в Телеграм-канал Soft Skills Lab. Там накопилось много разборов кейсов и теории!

2424
9 комментариев

Как много вредных советов в одном месте. Чувак, который уволился, свысока объясняет бывшему начальнику, чтобы тот чего-то про него не говорил, ведь ему это важно. Да бывшему начальнику срать, что тебе важно. Всем в общем случае на это срать. И когда кто-то мне начинает рассказывать, что ему важно и что мне в связи с этим нужно сделать, это выглядит адски жалко и нелепо. Ну и все остальное тоже глупое.

Ответить

Это хорошая статья для нормальных корпоративных культур. Если вы в красной организации работаете, то да, всем и правда насрать, но это уже другой вопрос…

3
Ответить

Полезные советы как отвечать на вопросы манипуляторов и не чувствовать себя найс

Ответить

Увольнение это не всегда неприятно, иногда это дает толчок

Ответить

Розовые сопли :) Показать неуважение к менеджеру - это говорить как раз такими нежными приторными словечками. Менеджер тертый калач, ему не до соплей и ему не нужно чтобы его кто-то успокаивал и отрабатывал эмоции. Как ответить менеджеру ближе к реальности: "Прошу прощения, косяк, сделал не специально, восстановлю что смогу в течение недели"

Ответить

Но вообще чел мудак, специально же удалил. Сказки какие то)

Ответить