Как вести дела с партнерами, чтобы у компании всегда были деньги

Как вести дела с партнерами, чтобы у компании всегда были деньги

На эту тему есть сотни статей, но ситуация остается прежней: предприниматели не понимают, как выстраивать финансовые отношения с партнерами, и уходят в минус, хотя теоретически владеют миллионами. В статье дам 6 советов, которые помогут правильно выбирать партнеров и не сидеть без денег.

Привет!

Меня зовут Степан Родионов — я предприниматель и основатель сервиса Adesk.

Тема не новая, но, как сейчас говорят, «вечнозеленая» — вчера, сегодня и через 5 лет будут предприниматели, которые только осваивают работу с дебиторкой и пока не понимают, почему иногда приходится платить сотрудникам из своего кармана и экстренно затыкать другие дыры в бюджете.

Одна из причин, почему работы много, а денег нет — дебиторская задолженность. По своему опыту и опыту коллег я сформулировал 6 советов, которые помогут вам эффективно управлять долгами клиентов, не допускать кассовых разрывов и просрочек.

Совет 1. Проверяйте репутацию партнеров

Есть два плана — минимум и максимум. Если сделка на скромную сумму, задержка которой не сильно повредит компании, придерживайтесь плана минимум:

  • Запросите у компании-партнера документы — копию устава, свидетельство о регистрации компании, о постановке на учет в налоговой, копию паспорта предпринимателя.
  • Посмотрите, что пишут в интернете. Почитайте отзывы клиентов, сотрудников, оцените репутацию компании в интернете. Можно погуглить или сходить в социальные сети. Или использовать специальные сервисы, которые помогают отслеживать упоминания компании в интернете — с ними вы быстро найдете все публикации о партнере.
  • Загляните в картографические сервисы. Убедитесь, что организация действительно находится по указанному в документах фактическому адресу. Если партнер владеет складами или производственными помещениями — их местонахождение тоже можно проверить.

Если предстоящая сделка будет крупной, то есть невыплата задолженности принесет вашему бизнесу серьезные неудобства, потратьте время на углубленный анализ:

  • Удостоверьтесь, что руководитель в курсе. Бывает, что менеджер договаривается о подписании контракта, а руководитель об этом даже не знает. Заручитесь подтверждением руководителя предприятия.
  • Запросите финансовую отчетность. Нормально, если вы попросите показать вам ОПиУ и Баланс, а иногда и расшифровку кредиторки и дебиторки — это поможет удостовериться, что когда наступит дата оплаты, у партнера будут на это деньги.
  • Пообщайтесь с лицом, принимающим решения. Менеджер — это хорошо, но если сделка действительно крупная, лучше выйти на ЛПР и проговорить договоренности с ним.
  • Напроситесь в гости. Если получится, посетите офис или загляните на производство к партнеру.
  • Свяжитесь с другими партнерами. Узнайте, с кем по аналогичному направлению партнер работал раньше и поспрашивайте об их опыте и впечатлениях.

Для комплексной проверки можно использовать официальные базы данных, например, сайт ФНС, реестр недобросовестных поставщиков или картотеки судебных дел и исполнительных производств.

Если блуждать по государственным сайтам не хочется, можно воспользоваться специальными сервисами — они собирают информацию о контрагенте из разных источников и выдают ее вам в виде готового отчета.

Часть функционала таких сервисов бесплатная, но там только поверхностная информация. За углубленный анализ партнера придется заплатить, но зато вы сэкономите кучу времени.

<p>Заключение по компании ООО «Яндекс» в сервисе «Главбух Контрагенты». Результат анализа включает: основную информацию, данные о проверках, лицензиях, госконтрактах, судебных делах, товарных знаках и т.д. </p>

Заключение по компании ООО «Яндекс» в сервисе «Главбух Контрагенты». Результат анализа включает: основную информацию, данные о проверках, лицензиях, госконтрактах, судебных делах, товарных знаках и т.д.

Популярные сервисы для проверки контрагентов:

  • FEK.RU — можно оформить доступ к профессиональному тарифу на 1 день за 250 рублей или оплатить сразу год доступа за 3 600 рублей.
  • «СБИС» — есть два тарифа: базовый за 6 500 в год и расширенный — за 10 500.
  • Rusprofile — годовой доступ стоит 4 250 рублей.
  • «Контур.Фокус» — три тарифа от 28 000 до 79 000 тысяч в год. Цена зависит от углубленности проверки, самый дорогой тариф, например, позволяет получить даже отчеты выездных проверок.
  • «Главбух Контрагенты» — два тарифа: за 25 900 и за 40 900 рублей в год.

Оплачивать годовой доступ за 30-70 тысяч имеет смысл, когда у вас заключаются сотни сделок. Для разовых проверок можно покупать доступ на короткий срок.

Сервисы сервисами, но про здравый смысл тоже забывать не стоит. Необязательно обрывать все контакты, если потенциальный партнер выступает ответчиком в суде или имеет какие-то дела с приставами. Может он всего-то штраф в ГИБДД оплатить забыл.

Другое дело, если сумма исков больше, чем прибыль по отчетам — тут действительно стоит задуматься.

Чтобы сотрудники не забывали проверять контрагентов, введите правило: заполнять соответствующее поле с датой проверки в вашем сервисе финансового учета. Расписывать все детали необязательно — фразы «Проверено 1.09.2023» будет достаточно.

Как вести дела с партнерами, чтобы у компании всегда были деньги

Совет 2. Оформляйте новый заказ после проверки задолженности по старому

Представим, что вы производите мебель и продаете ее мебельным магазинам. И вот один из таких магазинов несколько лет исправно платил, а потом вдруг поменял приоритеты: теперь в первую очередь он платит другому поставщику, потому что его товары более высокомаржинальные. И вот вы ждете своей очереди, а тем временем долг взлетает до небес.

Чтобы избежать таких ситуаций и урегулировать отношения с партнером, разработайте кредитную политику: какой максимальный размер дебиторки допускается по каждому из партнеров. Суммы могут быть разными и меняться, исходя из финансовой отчетности контрагента и его дисциплинированности в платежах.

Как это может выглядеть на практике:

ООО «Плюшкин» всегда платит вовремя, а ежегодная проверка финансовой отчетности показала, что прибыль компании выросла. В такой ситуации вы предлагаете отсрочку 90 дней и максимальную сумму в 1 500 000 рублей.

У ООО «Ромашка» страдает платежная дисциплина: за три последние отгрузки они рассчитывались только после десятого звонка менеджера, постоянно ссылаясь на какие-то обстоятельства. Прибыль компании за минувший год особо не изменилась. Такому контрагенту вы даете отсрочку в 45 дней, а максимальную сумму дебиторки устанавливаете на уровне 600 000 рублей.

Главное не просто разработать кредитную политику, а следовать ей. Чтобы ничего не забылось, фиксируйте сумму дебиторской задолженности и отказывайте в поставке товара или услуги, если лимиты уже превышены.

<p>Баланс контрагентов в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fclck.ru%2F35rnza&postId=846601" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Adesk</a></p>

Баланс контрагентов в Adesk

Совет 3. Контролируйте общую сумму дебиторки в компании

Идеальный вариант: размер дебиторки примерно равен размеру кредиторки, то есть в случае взаиморасчетов вы не уйдете в минус. Если дебиторка больше, чем кредиторка, вам придется работать на своих деньгах, а это увеличивает риск кассового разрыва.

В <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fclck.ru%2F35rnza&postId=846601" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сервисе Adesk</a> есть отчет по задолженностям, который показывает размер кредиторки и дебиторки по компании, а также по конкретным контрагентам
В сервисе Adesk есть отчет по задолженностям, который показывает размер кредиторки и дебиторки по компании, а также по конкретным контрагентам

Аналогичная ситуация с оборачиваемостью задолженностей. Если вы даете отсрочку 90 дней, а вам — 60, то вы целый месяц будете сидеть без денег. Чтобы такого не было, оборачиваемость кредиторки и дебиторки должна быть одинаковой. Варианта два: либо увеличивать отсрочку для себя, либо сокращать сроки своих дебиторов.

Совет 4. Следите за платежами

Вы должны четко понимать, кто, когда и сколько денег должен вам заплатить. За своей платежной дисциплиной тоже надо следить, но это тема отдельной статьи :). Вести учет должников, сроков и сумм можно в таблице, если партнеров у вас несколько. Если клиентов много, удобнее использовать специальный сервис, например, Adesk.

Вам не нужно будет руками вносить все данные и держать наготове стопку с договорами, чтобы отыскать дату платежа. А если подключите интеграцию с банком, то платежи будут сами попадать в сервис и учитываться в балансе контрагента. Так вы убиваете двух зайцев: имеете актуальную информацию по задолженностям и можете контролировать кредитный лимит.

Совет 5. Не стесняйтесь требовать оплату

Ситуации, действительно, бывают разные, но если просрочки уже вошли в привычку — самое время освоить искусство требования денег. Главное тут, говорить с клиентом на его языке и приводить аргументы, которые он понимает.

Чтобы менеджерам было проще ориентироваться в ситуации, разработайте регламент — опишите, что и в какие сроки нужно сделать, чтобы получить от клиента деньги.

Как вести дела с партнерами, чтобы у компании всегда были деньги

Совет 6. Включите дебиторку в KPI сотрудников

Менеджеру наверняка нравится получить бонусы за факт совершенной сделки, но в этом случае он стремится подписать договор, а не получить оплату. Ему вообще без разницы, рассчитается партнер через 30 дней или через 2 года. Поэтому рекомендую пересмотреть мотивацию сотрудников и привязать ее к исполненным обязательствам со стороны партнера, а не к количеству заключенных сделок.

Когда бонусная часть зарплаты менеджера упадет вдвое из-за того, что клиент просрочил платеж, в следующий раз сотрудник будет более решительным: проверит контрагента, проследит за суммой дебиторки и вовремя потребует оплату.

А если клиент говорит, что уйдет к другому поставщику, пусть менеджеры по продажам ссылаются на политику компании: «Не могу отгрузить вам новую партию, потому что у нас такой регламент».

Что в итоге

  • Проверяйте партнеров-дебиторов — сами или с помощью специальных сервисов.
  • Установите «потолок» по задолженности для контрагентов и не выходите за него.
  • Поддерживайте баланс кредиторки и дебиторки, а также их оборачиваемости.
  • Мотивируйте сотрудников получать не только подписанный договор, но и деньги по нему.
  • Ведите учет задолженностей в таблице или в сервисе управленческого учета, например, в Adesk — это поможет вам держать дебиторку под контролем и не столкнуться с ситуацией, когда деньги есть, но не у вас.

Кстати, протестировать как работает Adesk вы можете бесплатно — за 14 дней можно подключить все нужные интеграции, построить отчеты, посмотреть, как работает учет задолженностей.

А как у вас обстоят дела с дебиторкой? Пишите в комментариях, как работаете с задолженностями или задавайте вопросы — разберемся вместе.

88
5 комментариев

Очень сомневаюсь, что кто-то нормально отреагирует на просьбу показать фин отчетность

Ответить

На самом деле — это нормальная практика. Если компании-партнеру нечего скрывать, то ничего страшного в просьбе показать финансовую отчетность он не увидит)

Ответить

А лучше вообще не давать никому в долг. Сразу минус головная боль 😁

Ответить

Главное помнить, что поставщики тоже могут перестать отгружать вам сырье с отсрочкой или оказывать услуги без оплаты)

Ответить

беру сразу депозит 😁

Ответить