Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Мало создать полезный для бизнеса и его целевой аудитории IT-продукт. Важно еще и обеспечить удобство его использования для специалистов, которые будут его поддерживать и развивать, а также для конечных пользователей. Для этого создается техническая документация. Она дает ответы на часто задаваемые вопросы по продукту и позволяет избежать потери времени на поиск необходимой информации. Созданием такой документации занимаются технические писатели.

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Технические писатели на самом деле занимаются более интересной работой, чем можно себе представить на первый взгляд. Должность технического писателя сочетает менеджерские и аналитические функции. Помимо всего прочего, специальность технического писателя еще и востребованная. Все больше компаний ищут специалистов на эту позицию: на момент публикации статьи на Head Hunter 435 вакансий по запросу «технический писатель», на Хабре — 75.

О том, как устроена работа технического писателя в сфере заказной разработки, рассказывает Сергей Кузьмишкин, руководитель подразделения Nota.Docs в компании Notamedia. В статье вы узнаете о горизонтальном и вертикальном росте техписа, а также о том, какой тип личности подходит на эту работу в зависимости от специфики проекта.

Кто такие технические писатели в IT

Технический писатель — это специалист, который создает документацию по сложному, технологическому продукту (сайту, сервису, мобильному приложению и т.д.) на понятном для целевой аудитории (ЦА) этого продукта языке. ЦА продукта может быть разная, начиная от пользователей сайта или мобильного приложения и заканчивая разработчиками.

Документация бывает как для внешних пользователей (пользователей сервиса), так и внутренних (сотрудников компании).

Техническая документация позволяет пользователям быстрее понимать и эффективно использовать функциональность продукта.

С кем взаимодействует технический писатель

Над разработкой продукта в IT-компании работает проектная команда. И для подготовки документации технический писатель взаимодействует со всеми ее участниками:

  • Разработчики. Технический писатель переводит понятные и прописные истины программиста на удобный для пользователя язык. Для этого он идет к разработчику и задает вопросы о том, как работает система.

  • Финансисты. Для оплаты услуг субподрядчика или оплаты услуг компании нужны сопутствующие документы. Технический писатель вместе с финансовым отделом участвует в разработке этих документов для заказчика и их приемке от субподрядчика.

  • Аналитики. С ними технический писатель обсуждает логику создания продукта, которую те придумали для разработчиков. Иногда совместно с аналитиками технический писатель может создавать документацию для команды разработки.
  • Дизайнеры. Взаимодействие с дизайнерами нужно для того, чтобы задокументировать те или иные решения по дизайну.

  • Руководители проектов. С РП технический писатель взаимодействует для координации и контроля над соблюдением всех необходимых формальностей со стороны участников проекта. Обеспечивает консистентность формальной части проекта.
Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Цели работы технического писателя

Работа в сфере заказной разработки — это командный вид спорта, поэтому цель работы технического писателя — это успех всей команды, всего проекта. Антицель — написать красивый документ по ГОСТу, по которому невозможно провести испытания (демонстрацию продукта заказчику), либо который не коррелируется с разработанной функциональностью продукта.

Поэтому технический писатель разрабатывает документацию для целей, которые должны совпадать с целями компании. Если он пишет отчетную документацию по конкретному проекту, то он должен тесно взаимодействовать с проектной командой и осознавать, что разработанная функциональность будет приниматься заказчиком именно на основе написанной им отчетной документации. А ошибки в отчетной документации приводят к провалу испытаний или вовсе к отказу в приемке работ.

Для технического писателя важно не зацикливаться на самом тексте, а смотреть в суть. Прийти к разработчику и спросить: «Все ли я правильно понял и написал?».

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Еще один важный момент — технический писатель должен не только предоставить заказчику комплект отчетной документации, но и согласовать ее с ним. Если клиенту что-то не нравится — выяснить, что именно, и понять, как это исправить.

Куда расти техническому писателю

Представим ситуацию, что человек приходит на позицию технического писателя, перерастает грейд Junior и в какой-то момент начинает думать: «А куда дальше развиваться? Буду ли я до конца карьеры писать технические документы, такие как руководство пользователя?»

Ответ: нет. У технического писателя есть конкретные зоны роста — как горизонтального, так и вертикального. Поговорим о горизонтальном росте подробнее.

Зона роста № 1 — управление

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Это менеджерские функции, связанные с руководством коллективом, решением формальных вопросов. Хороший технический писатель должен знать, какие шаги нужно пройти для успешной сдачи проекта. Это шаги, которые находятся не только в его компетенции, но и которые должны пройти другие участники команды: дизайнеры — нарисовать макеты, разработчики — написать код, аналитики — описать бизнес-процессы. И контроль выполнения работ другими участниками команды тоже может быть в числе обязанностей техписа.

Также техпис должен уметь оценивать затраты на разработку той или иной документации:

  1. Сначала сформулировать требования к другим участникам команды — в каком виде и в какие сроки ему должны предоставить исходные данные для формирования комплекта отчетной документации.

  2. С учетом качества и количества исходных данных прикинуть свои трудозатраты на формирование отчетной документации.

  3. Уложить это все на план-график исполнения контракта, понять, сколько нужно людей, какой трек согласования документации, и как вообще при этом выжить.

То есть это процессное и ресурсное управление, которым он должен владеть. И это схожие процессы с теми, которые есть у руководителя проекта.

Что из этого следует: техпис может быть правой или левой рукой руководителя проекта и, соответственно, в этом направлении развиваться. Так что хороший техпис может вырасти до РП.

Зона роста № 2 — аналитика

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Часто от технического писателя требуется аналитическая работа. Иногда это классическая аналитика при ведении проектов, когда сначала есть общие верхнеуровневые требования, а затем надо проговорить с заказчиком, что сделать — декомпозировать эти требования, провести трассировку, управлять ими.

Бывают и неклассические аспекты аналитики.

Например, мы берем проект, которым ранее занимался другой подрядчик. И теперь нам надо его развивать. Стартовая задача технического писателя — это разобраться в этом проекте, провести Reverse engineering технической части проекта: что написано, как это работает.

Вторая задача — посмотреть на документы, какие были договоры и технические задания. И понять, что реально представляет собой проект или конкретный продукт, и соотнести с тем, что написано в документах. То есть это Reverse engineering с прицелом на формальную часть.

Сергей Кузьмишкин, руководитель подразделения Nota.Docs

Нетипичный случай аналитики также возникает, когда нужно обосновать заказчику стоимость работ в ходе формальных процедур по подготовке к конкурсу. И тут надо понять детали реализации — сходить к разработчикам, понять, что они реализовали, и каким образом эта функциональность работает. Если разработчики еще не реализовали, то идти к продактам, которые развивают данную часть продукта, и узнавать, что они задумывали и сделали. Все это нужно оформить и защитить перед заказчиком, иногда вплоть до демонстрации кода продукта.

Поэтому технический писатель может вырасти в аналитика.

Зона роста № 3 — юриспруденция

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Это формализация деятельности между сторонами — юридическими лицами. В крупных контрактах, как коммерческих, так и государственных, есть правила привлечения генподрядчиком субподрядчиков: на какие работы их можно привлечь, на какие нет, на какие работы нужно привлечь обязательно. Типичный пример — если на проекте выполняются работы по информационной безопасности, то они требуют наличия лицензий, которых у генподрядчика может не быть. Если привлечь субподрядчика, не выполняя обязательные шаги по контракту, то генподрядчик не сдаст проект. То есть эта зона роста — на стыке IT и юриспруденции.

У нас в Notamedia есть кейс с сотрудником, который ранее работал на стороне заказчика и занимался проверкой формальной стороны договоров. Типичный подводный камень в договоре — исполнитель должен уведомить заказчика за 5 дней до проведения испытаний о том, что он к ним готов. И если он этого не сделал — начинаются проблемы. И этот сотрудник обладает способностью быстро вычитывать договоры, сразу подмечая места в документе, где могут возникнуть проблемы. Это полезно, так как РП тяжело погружаться в эти юридические тонкости. И здесь задача технического писателя — прикрывать РП по формальной части.

Вертикальный рост технического писателя

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Вертикальный рост технического писателя прост и понятен. В подразделении Nota.Docs четко выстроена градация между специалистами уровня Junior, Middle и Senior:

  • Junior — новичок, обладающий базовыми компетенциями: грамотность, владение MS Office, системность и структурированность мышления, внимательность к деталям. Но ему нужна помощь от более опытных коллег по ряду вопросов.
  • Middle — это человек с опытом, который работает самостоятельно. Если ему поставили задачу, он не прибегает к помощи других коллег-техписов. Это не означает, что он не имеет права задавать вопросы другим участникам проектной команды. Но значит то, что за ним не надо проверять. Он знает, как добыть информацию, к кому пойти по тому или иному вопросу и знает срок, к которому все должно быть сделано, а также в каком объеме и качестве.

  • Senior — это уже расширенные компетенции и нечто большее, чем все функциональные обязанности специалиста Middle. Это «большее» может быть с точки зрения, например, управленца — то есть человек, который ставит задачи нескольким мидлам. Или человек, который глубоко знает определенную предметную область или систему.

Поэтому специалист может вырасти до ведущего технического писателя, в подчинении которого находится несколько специалистов, затем — в руководителя подразделения технической документации.

Кому подходит карьера технического писателя

Главное качество, которое отличает технического писателя — это ответственность. Потому что мы работаем с формальным треком, который с крупным заказчиком проходит через его внутренний электронный документооборот, сопроводительные бумаги и письма. Поэтому невозможно физически договориться о том, что мы сегодня не успели и сделаем завтра. Если срок сдачи документа — 30 сентября, то не позднее этого дня он должен быть любой ценой.

Но при этом вариативность типа личности, которому подходит карьера технического писателя, велика. Есть люди, которые целый день проводят в переговорах, обсуждении договоренностей и планов. А есть те, кто сидит и разбирается в функциональности продукта, выясняет, что за полгода сделали разработчики.

Именно от специфики проекта зависит тот склад ума и характера человека, который под него подходит. Предположим, в компании открыто несколько вакансий технических писателей на разные проекты. Обязанность руководителя отдела технической документации при этом — понять, на какой проект лучше привлечь кандидата №1, а на какой — кандидата №2, исходя из оценки их софт- и хард-скилов.

Давайте смоделируем несколько ситуаций: проектов и подходящих под них типажей кандидатов.

Работа технического писателя в IT-компании: цели, зоны роста, кому подходит

Типаж 1 — «библиотечный бука»

Есть проект А, на котором приходится писать сложные документы. Например, пояснительную записку на 1000 страниц с техническими подробностями. Человек, который подходит под этот проект, может быть не очень коммуникабельным, но должен быть своеобразным «библиотечным букой»: зарыться в техническую информацию и сидеть с ней разбираться, выстраивая из этого стройный текст.

Типаж 2 — «решала»

Проект Б. На проекте много согласующих, но несложная документация. Не требуется глубоко лезть в технические вещи. На этом проекте, чтобы согласовать небольшую стопку документов, нужно встретиться с заказчиками и с 5-6 людьми договориться, понять, что они хотят, найти к каждому подход. Поэтому на этот проект нужен своеобразный «решала» — человек, который умеет договариваться, нравиться людям и находить компромиссы.

Типаж 3 — «бодала»

Проект В. На этом проекте непростое согласование документов, потому что со стороны заказчика есть люди, у которых свое представление о прекрасном. Нет широкого поля для коммуникаций, нет глобальных технических сложностей, но тут, находясь в одной связке с заказчиком, надо уметь отстаивать свои интересы. Человек, работающий на этом проекте, должен уметь работать в одной команде с заказчиком, но при этом «бодаться» — защищать свое мнение.

Выводы

  • Технический писатель в IT — это полноценный член проектной команды. Он взаимодействует со всеми участниками и напрямую отвечает за успех проекта.

  • У технического писателя есть конкретные зоны роста, помимо создания технической документации — это менеджмент, аналитика и юриспруденция.

  • Технический писатель может расти как горизонтально, так и горизонтально-вертикально, так и вертикально.

  • Не нужно сильно привязываться к софт-скилам. Они могут сильно отличаться в зависимости от типа проекта, на который ищут техписа. Если вы библиотечный бука и не любите общаться — вы найдете работу. Если вы легкий на подъем, сильный в коммуникациях человек, но устаете от рутинной работы — вы тоже найдете работу.

  • Хард-скилы также могут сильно отличаться и зависят от проекта. Бывает, что нужен продвинутый техпис-аналитик, под конкретный проект с конкретным стеком технологий. И хард-скилы — это то, что легче прокачать, в отличие от софтов.

Прямо сейчас у нас открыт набор технических писателей в нашу команду! Если у вас уже есть опыт работы, или вы только хотите попробовать для себя эту специальность, присылайте резюме на почту k.samohina@notamedia.ru или в Telegram @kSamohina.

А если у вас есть вопросы о работе технического писателя в IT-компании, задавайте их в комментариях — мы с удовольствием на них ответим.

3737
5 комментариев

Хочу попробовать себя в качестве техписа. Опыт есть, и «пояснительная записка » прям душу согрели)

Но есть вопрос: техписы, получается, должны работать в офисе? Ведь там куда больше коммуникации со всеми членами команды. Это особенно важно при анализе и сборе данных, на мой взгляд.

Добрый день!
У нас предусмотрен гибридный график для сотрудников. То есть возможна работа частично из офиса, частично удаленно. Присылайте нам резюме, мы с удовольствием рассмотрим!
Можно на почту: k.samohina@notamedia.ru
или в Telegram: @kSamohina.

2

Но ещё и в айти надо же разбираться, правильно?

Поясню свой ответ - почему вы думаете, что переход в сферу информационных технологий требует каких-то специфических знаний? На мой взгляд, если человек обладает компетенциями в своей профессиональной области и умеет структурно излагать свои мысли - это уже кандидат.

1