Как презентовать идею так, чтобы в неё захотели инвестировать

Как презентовать идею так, чтобы в неё захотели инвестировать

Часто даже хорошая идея остается лежать «в столе» из-за того, что ее автор не смог заразить ей потенциальных инвесторов. Есть несколько простых лайфхаков, как правильно презентовать свою идею, чтобы ваш проект поддержали.

Об этом рассказала Марина Захезина, менеджер Х5 Group, которая 20 лет развивает логистику с опытом в России и за рубежом.

Шаг первый. Увидеть реальную проблему

Абстрактные идеи или идеи, которые несут в себе скорее косметические корректировки и так работающих процессов, имеют мало шансов на то, чтобы кого-то заинтересовать.

Совсем другое дело, если вы нашли решение проблемы, которая была очевидна для многих и многим мешала.

Но не менее ценным для бизнеса бывает и свежий взгляд на привычные процессы: вы можете заметить проблему, которая до вас не считалась проблемой. Если ее решение в потенциале несет измеримые выгоды, шансы на то, что вас услышат, сильно возрастают.

Например, у нас был такой кейс. В 2016 году государство запустило программу установки автоматических постов весового контроля. Пост — это участок дороги, в который встроены весы для измерения нагрузки на ось, есть видеокамеры, считывающие государственный номер грузовика и датчики, определяющие габариты грузовика. Грузовик проезжает через пост, автоматически происходит замер, и, если есть превышение нагрузки на ось, то выставляется штраф.

В то время по направлениям с постами нам было дешевле недогрузить один-два паллета, чем заплатить штраф от 100 до 500 тысяч рублей за рейс в зависимости от величины перегруза. Другими словами – мы возили воздух, закрывая риски получения штрафов снижением утилизации грузовиков.

Конечно, такое решение было неэффективным для бизнеса.

Шаг второй. Сформулировать решение

Прийти к руководителю и рассказать, что ты обнаружил проблему – недостаточно. Как и недостаточно подать очень абстрактную идею, например, «мне кажется, тут может помочь автоматизация процессов».

Вам нужно хорошо сформулировать свою мысль, просчитать, какой эффект ее внедрение окажет на бизнес, какие затраты потребуются.

И только убедившись, что выгод от внедрения идеи будет больше, чем вложение, можно переходить к презентации.

Как презентовать идею так, чтобы в неё захотели инвестировать

В нашем примере мы изучили рынок и нашли подходящее программное обеспечение. Программа учитывает допустимую нагрузку на ось, параметры конкретного грузовика и конкретного заказа, делает расчёт и выдаёт оптимальную схему загрузки машин с товаром для магазинов. При этом программа не перемешивает магазины по маршруту.

Грузовик едет по оптимальному маршруту, созданному ранее в программе для маршрутизации заказов. Программа делает перестановки единиц товара и определяет какой стороной – короткой или длинной – загрузить паллеты. Если все количество грузовых единиц рейса невозможно загрузить без перегруза, то программа определяет самый оптимальный паллет для исключения из этого рейса.

Шаг третий. Выделить время на подготовку

Чтобы быть услышанным, нужно выделить время и подготовиться заранее.

Это тот случай, когда на импровизацию лучше не полагаться.

Основные ваши шаги: составить презентацию (минимум текста, современная визуализация – простые и понятные схемы, продуманная композиция), понимать, сколько времени у вас будет на общение с руководителем, прописать тезисы для будущей речи и отрепетировать её, чтобы уложиться в тайминг.

Также важно понимать специфику работы руководителя, которому вы презентуете идею. Помните, что ваша презентация должна давать четкий ответ на вопрос, как именно ваша идея поможет в работе и показателям именно этому человеку.

Как презентовать идею так, чтобы в неё захотели инвестировать

Очень полезно смотреть, есть ли внутри корпоративные акселераторы, программы инноваций. Через них всегда проще реализовать идею, потому что такие инструменты заточены именно на это.

Так вы, даже если никогда не управляли проектами, научитесь это делать, получите деньги на реализацию и новые знания. А дополнительно разовьёте soft skills и заведёте новые, полезные знакомства.

Шаг четвертый. Правильно расставить акценты

В своем выступлении следует запланировать последовательность опорных точек. Классические пункты, которые необходимо донести до потенциального инвестора, это: в чём суть идеи, зачем это компании, на какой бизнес-показатель она влияет, насколько проект реализуем, то есть подтверждение жизнеспособности инициативы – можно ли её протестировать и что будет после roll out.

Обязательно нужно уделить время экономическому обоснованию, продемонстрировать расчёты, аналитику, ожидаемое влияние на бизнес-показатели.

В плюс сыграет подробный Roadmap (дорожная карта) проекта и его стадий, а также демонстрация предполагаемых KPI.

Правильно расставленные акценты помогут и распределить роли в команде. Вы не будете один заниматься проектом, и надо это понимать. Поэтому необходимо распределить нагрузку в зависимости от навыков и умений всех членов команды.

Например, один отвечает за коммуникацию с подрядчиком, другой – закрывает моменты с документооборотом и бухгалтерией, третий занимается IT составляющей, четвёртый отвечает за дизайн, пятый лидирует проект и так далее. Так вы сможете быстрее прийти к намеченной цели.

Пятое. Наглядно и понятно донести свою мысль

Частая ошибка – понадеяться, что цифры и графики скажут все за себя. На самом деле до 90% успеха зависит от подачи: от того, как выглядит презентация, насколько наглядно представлены данные, а также от того, как вы говорите и насколько уверены в своем проекте.

Поэтому так важно отрепетировать свою речь, чтобы избавиться от громоздких словесных конструкций, некритичных деталей и по возможности волнения.

Как презентовать идею так, чтобы в неё захотели инвестировать

Когда мы с командой поняли, что наша идея реализуема и выгодна компании, мы презентовали проект руководителю. Он подтвердил, что такой инструмент будет компании полезен, и посоветовал подать заявку в программу корпоративного предпринимательства X5 Idea Challenge, где учат и помогают развивать корпоративные стартапы.

Теперь многие компании идут этим путём – не только мониторят рынок, но и собирают инициативы внутри. Чтобы попасть в программу, нужно предложить работающую идею для бизнеса, это может сделать любой сотрудник компании – от продавца торговых сетей до аналитика Big Data. Дальше жюри оценивают и выбирают релевантные заявки, авторам успешных идей помогают сформировать проектные команды, и они начинают проходить программу акселерации из нескольких этапов.

Мы с ребятами кратко описали инициативу, нашу заявку одобрили. И дальше прошли отбор для участия в программе с командой коллег из логистики с большим желанием решить нашу проблему.

Через неделю со мной связались коллеги из Х5 Tech – они заявлялись в программу с такой же темой, но не прошли отбор, и хотели бы присоединиться к нам. В результате мы объединили усилия и стали самой большой командой с участниками в четырех городах: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде.

Мы начали работу над проектом в конце 2020, пандемийного, года, большую его часть реализовали на удалёнке и встретились вживую уже на физических запусках программы в распределительных центрах компании.

Оглядываясь назад, хочется еще добавить, что

Не нужно стесняться предлагать идеи.

Можно столкнуться с мнением – моя идея не столь новая, интересная, революционная. Но самое важное, чтобы она была полезной компании и бизнесу. Нужно больше общаться, узнавать, что происходит у коллег в других подразделениях. Это поможет придумать новые инициативы.

И в то же время нужно быть готовым к тому, что реализация проекта будет далеко не быстрой. Как правило, в больших компаниях этот процесс занимает продолжительное время.

Поэтому наберитесь терпения и всё получится. Нужно каждый день делать шаг навстречу своей цели. И так постепенно из отдельных кирпичиков сложится дом. На реализацию нашего решения ушло 2 года. Зато теперь программа доступна по всем направлениям торговой сети "Пятёрочка", и с помощью этой технологии мы уже сэкономили для Х5 больше 50 миллионов рублей за семь месяцев.

11
2 комментария

У меня корзинка идей для Вас... Что дальше?

Как достучаться до Вас?