Как я попрощалась с последней нервной клеткой, пока искала IT-подрядчика

Статья пропитана ароматами валерианы. Сегодня ведь так мало поводов понервничать, да?

Предисловие: почти полгода как я тружусь в IT-компании в качестве сотрудника, ответственного за маркетинг. Индустрия для меня новая именно в плане исполнителя своей роли, но будучи "по ту сторону баррикад", а именно клиентом, я сталкивалась ранее с ситуациями, когда:
- что-то сломалось, надо починить (покупки совершались, товар не списывался),
- что-то масштабировалось (есть большой объем продаж через сайт, надо часть трафика перенаправить на маркетплейсы, часть увести в свое приложение),
- что-то создавалось с нуля (посадочная страница для рекламы/своё собственное портфолио/анкета для опроса и пр.).

В общем, маркетологи и рекламщики меня поймут - довольно часто нужно найти исполнителя на задачу как глобальную, так и на что-то небольшое, типа тестирование гипотез на собранной в экстренном режиме "посадке". И покажутся знакомыми обозначенные проблемки и лицам, принимающие решения в компании - как директора, так и руководители направлений. Даже собственники бизнеса, которые привыкли делать всё и за всех, местами.

Как я попрощалась с последней нервной клеткой, пока искала IT-подрядчика

Давайте сначала. Итак, надо найти кого-то, кто, например, сделает интернет-магазин. Что делаем? Даже так: а что обычно делают люди, оказавшиеся в ситуации, подобной моей?

  1. ВЫБОР ПУТИ

На рынке много предложений. У заказчика не всегда есть время полностью погрузиться в отрасль. Ну вот взять меня — работаю на бизнес в B2C, надо бы мне интернет-магазин реанимировать. Но я еще не знаю, текущий поковырять или лучше новый собрать... В общем, обычно в ход идут: рекомендации "коллег по цеху", тендеры, рейтинги разработчиков. Что из этого рабочее, а что не очень, разберем ниже.

Рекомендации: всё классно, но никто не гарантирует компетентность лица, который Вам дал конкретную рекомендацию. Также важно учитывать, что ситуации, скорее всего, у вас разные. Или вот кто знает, может человек по реферальной программе дает свой искренний совет? Для тех, кто не в курсе, то это бонусы за “приведенного друга”, конвертированного в клиента. Рекомендую пруфы запрашивать у названного эксперта.

Тендеры: первое, о чем можно здесь задуматься это то, что в тендеры вступают только те компании, которые соответствуют определенным критериям. С одной стороны - то, что нужно! Значит ребята не "на коленке" собирают, сотрудников точно какое-то внушительное количество, ну и обмануть не должны, всё ж серьезно! И да, всё так, но если вам нужен лендинг, да за 30 тысяч, еще и вчера — в тендеры лезть уж точно не стоит.

И пройдя опыт использования одной из неназванных, но узнаваемых тендерных площадок, могу сделать вывод, что не так уж всё и серьезно, как казалось:
1) поймала откликнувшихся на том, что есть некоторые преувеличения достижений, ими названных;
2) я заколебалась отвечать на одни и те же вопросы 15-ти компаниям;
3) прочувствовала на своей шкуре все формы и методы продаж. Например, как вам сообщения в час ночи в WhatsApp?

Рейтинги: тут мнения разнятся, но моя субъективная оценка — это не гарантия лучшего результата. Рейтингами надо целенаправленно заниматься и выделять многочасов на оформление кейсов, выгрузку, подтверждение данных + финансирование участия. Это вещь хорошая и часто, кто занял первое место, реально этого достоин. Но сами задумайтесь, если вы где-то взяли первенство, значит можно и цену увеличить, и в рекламном оффере прописать. Регалии всегда про ценность, а ценность стоит денег.

2. РИСКИ

Если кратко, то:

  • чрезмерные траты на задачу (тут и про время, и про деньги),
  • сюрпризы от исполнителя (внезапное изменение сметы или вообще могут с радаров пропасть),
  • юридические траблы (скопипастили чужой проект и водрузили Ваш логотип. А потом те, кем вдохновлялись креаторы, нашли Вас. Додумайте историю сами),
  • отсутствие поддержки по завершению работ (собрали что-то там на костылях, все сломалось спустя время, а на связь ребятки больше не выходят),
  • утечка данных (вы почитайте, какие штрафы за это сулят. Вот тут например).

Ну и продолжать можно бесконечно. Резюмирую: последствия — от упущенной выгоды — до серьезных санкций. Не шуточки вовсе!

Как я попрощалась с последней нервной клеткой, пока искала IT-подрядчика

3. И ЧТО ТОГДА ДЕЛАТЬ?

Первый вариант (очевидный и непродуктивный): пойти по моему пути и оставить n-нное количество заявок на сайтах IT-компаний вам порекомендованных или определенным по рейтингам в открытых источниках/опубликовать тендер → получить шквал звонков и ходить по кругу с уточнениями от каждого исполнителя по вашей задаче.

Может в тексте кажется это и не таким уж неприятным, но по факту тебе звонят и пишут во ВСЕ мессенджеры, хотя ты указал для связи саму площадку + электронную почту. При этом, собеседники совершенно не задумываются, что существует некоторая разница во времени в этом мире :) Ну и вот, пару недель тебе названивают за границами твоего рабочего времени, потом получаешь 15 разных предложений с разбегом по сумме реализации в 10 раз и пытаешься разгадать, вздыхая от беспрестанно подергивающегося глаза, что же делать с этим всем дальше?!

И да, кстати, если вы хоть раз себя ловили на мысли, что кто-то искусственно цену завышает, чтобы подзаработать на вас, значит ходили уже по этому пути и для вас вполне предсказуем финал. Почему один предлагает сделать за 100к, а другой за 1 млн — загадка.

Второй вариант (неочевидный и эффективный): обратиться в одну компанию, поработать с ней варианты решения, попросить провести агрегацию требований и подсчитать бюджет. А потом, уже с этими заранее подготовленными требованиями, можно выходить на рынок и проводить мониторинг цен.

На первый взгляд, это может показаться медленным и муторным процессом, но! Увеличенные временные затраты на старте позволяют сократить финансовые потери в будущем. И репутационные. Потому что в итоге получится более качественный и осмысленный продукт.

При выборе первого пути проблема определения исполнителя стоит максимально остро. Мало того, что нужно пройти испытание шквалом звонков и сообщений с вопросами от потенциальных исполнителей, так еще и на руках оказывается куча предложений в совершенно разных ценовых категориях. Второй же путь наиболее осмысленный и понятный: конкретизация требований даст возможность получить +- одинаковые КП, которые уже можно сравнивать, и позволит избежать повторяющихся вопросов.

Ну и, если быть до конца честной, с грамотным человеком прорабатывая задачу, у самого заказчика (читай "меня") в голове выстраивается больше логических цепочек, которые аккуратненько вписываются в ТЗ.

Как я попрощалась с последней нервной клеткой, пока искала IT-подрядчика

Какие принципиально важные моменты необходимо отметить на старте общения с потенциальными исполнителями?

С кем идет обсуждение проекта?

Вы заполнили заявку, а вам звонит продажник? Сразу обозначаю, ему вряд ли есть, что сказать по существу, а тем более спросить о вашем проекте. Его цель - продать. Условно, в компании, где он трудится, "битриксоиды" - значит и вам он будет продавать продукт именно на Битрикс. Даже если это вам на самом-то деле и не нужно. Возможно, такой персонаж даже кинет вам бриф и не будет тратить время на вопросы, что именно хотите-то. Беда, однозначно. Не наш вариант.

Как минимум, это должен быть проект-менеджер, потому что он уже ближе к делу и способен провести первичный анализ задачи. Если речь идет о разработке серьезного сервиса или интеграциях - то так вообще бизнес-аналитик. Это не просто человек, который считает деньги, но и специалист, который может помочь сформулировать бизнес-задачи, определить, какие технологии подходят и предложить наилучшие варианты.

Так что, если вам предложили встречу с бизнес-аналитиком - хороший знак! Наличие этого специалиста в штате говорит о том, что IT-компания серьезно подходит к вопросу анализа и пониманию бизнеса своего заказчика.

Всё просто, на самом деле: если вы обсуждаете проект с продажником — это плохо, с проект-менеджером — хорошо, с бизнес-аналитиком — просто супер.

Как я попрощалась с последней нервной клеткой, пока искала IT-подрядчика

Переходим к вопросам, которые должны быть озвучены со стороны исполнителя/человека, кто формирует Вам ТЗ.

"Какой результат Вы ожидаете получить?"

Принципиально важный вопрос за которым часто скрывается этап жизненного цикла проекта. Рабочий продукт? MVP? Рестарт? Ответ на этот вопрос предполагает определение формата работ:

  • быстро и на коленке;
  • нормально, но уложиться в бюджет;
  • надо прям “best of the best”, чтобы запаса хватило на 3-5 лет.

"На какую нагрузку рассчитан проект?"

Еще один неочевидный, но важный вопрос. Ответ на него определяет архитектуру и стоимость проекта. Нагрузка на проект существенно влияет на его реализацию. Если вы ожидаете 1 000 пользователей в сутки и некую стабильность с отсутствием прогрессии или же старт аналогичен, но в планах 1 000 000 пользователей в сутки через год — то это совершенно разные проекты с кратно отличимой стоимостью.

"В какие сроки хотим реализовать?"

Просто знайте: стоимость 3-х человек на 9 месяцев сильно меньше стоимости 9-ти человек на 3 месяца. Здесь законы математики чуть-чуть пошли наперекосяк.

Например, если сроки сильно ограничены, то зачастую нужно искать готовые решения или запускать MVP. С ними отдельная история и далеко не всегда она заканчивается хорошо. Ну или выделять дополнительные ресурсы на реализацию. А дополнительные ресурсы требуют дополнительного согласования, администрирования и управления (вы же не думаете, что разработчики сами себе ставят задачи и сами их выполняют?). И это напрямую влияет на стоимость. В принципе, это один из ключевых моментов — может ли компания за указанный срок завершить проект.

"На какой бюджет рассчитываете?"

В определенных кругах этот вопрос видится неприличным. Ответ позволяет определить, на каких технологиях можно реализовать проект, учитывая его функционал и требования по нагрузке. Ведь одну и ту же задачу можно решить разными способами.

"Есть ли техническое задание или постановка?"

И только после того, как у вас попросят разжевать все эти вопросы, аналитик вернется с предложением и обоснованием технологии, этапами и сроками, а также вилкой цен. То есть, с техническим заданием.

Теперь давайте проясним все эти вопросы на примере.

Представьте, вы хотите автомобиль для перевозки грузов. С кем же вы будете вести диалог?
- Перекуп — он предложит вам то, что у него есть в наличии,
- продажник, специализирующийся на сельхозтехнике — он порекомендует вам что-то бОльшее и мощное.
- официальный дилер, у него есть в арсенале весь спектр автомобильной техники, да еще и с некоторыми гарантиями, ТО и прочее.

Вот где начинаются нюансы. Если ваша задача — перевозить несколько ящиков офисных документов в день, вам может подойти мотороллер, первый или второй собеседник вам поможет с этим, ок. Если же вы хотите перевозить стройматериалы или продукты на регулярной основе, мотороллер, скорее всего, не справится. Тут ведь и холодильное оборудование надо, да? Какие-то крепежи для груза...что там еще? В общем, тут бы уже грузовик... И какой именно, зависит от объема и характера груза.

Очень плохо, когда вы ожидаете самосвал, а получаете в конце мотороллер с корзинкой. А время на решение задачи уже прошло, что для бизнеса простой = упущенная выгода.

Как я попрощалась с последней нервной клеткой, пока искала IT-подрядчика

Также не стоит удивляться, если аналитик скажет, что в ваших рамках задача не решается, и нужно менять постановку или корректировать бюджет. Это нормально и говорит о профессионализме команды. К счастью, где тружусь я, такой человек есть, он славится своей прямолинейностью и объективностью.

В общем, вывод такой - лучше один раз посчитать реализацию с экспертом, чем пытаться разобраться во всех тонкостях IT-мира и беситься от бесконечных входящих звонков, писем и сообщений.
Не делайте моих ошибок и избавьте себя от страданий, мой вам совет искренне и от души!

Резюмирую:

1. Гораздо более результативно будет уделить 3 часа одной компании, чем по часу 10-ти. Мало того, что это структурирует Ваши требования, но и определит формат решения, по которому Вы уже далее будете запрашивать стоимость реализации.

2. Качество проработки вашей задачи напрямую зависит от сотрудника IT-компании — Вашего собеседника. Бизнес-аналитик будет лучшим из возможных.

3. Определить компетентность можно по неочевидным вопросам, которые задаются не просто так.

4. Недостаточная проработка на начальном этапе может привести к страданиям и боли в конце.

11
7 комментариев

Полностью соглашусь с автором, не много от себя добавлю.
1 . Проработаное ТЗ всему голова, исправление до реализации ТЗ стоит намного дешевле чем во время реализации его. Бизнес требования, функциональные и не функциональные требования, архитектура данного проекта, метрики нагрузки и роста.
2. При заключение договора с подрядчиком/исполнителем нужно прописать ключевые метрики: требование к коду, требование к дизайну. Механизм к диплою на прод и откатака версии с прода.
3. Время реакции на исправления багов
4. Время по реагированию на инцинденты и штрафные санкции.
5. Описать в договоре процедуры передачи авторского права, передачи части работы по графику и приемку данной работе.

Основные моменты добавил, если что-то упустил коллеги меня дополнят.

1
Ответить

Да, однозначно! Время реакции тоже прям болячка распространенная. Еще вот любименькое, когда MVP запускается, там баг на баге и подрядчики такие "Ну мы же говорили! Поправим на след. неделе". И пока поправляют, там новых проблем насыпало...

Ответить

А исправление багов уже идет за счет исполнителей а им не выгодно это выполнять.

1
Ответить

MVP не подразумевает баги, MVP это минимальный функционал но рабочий

Ответить

Если грамотно MVP сделали, то да. Что не всегда есть в реальности)

Ответить

На пример можете привести кейс

Ответить

А вот даже есть такой! Там надо в деталях расписывать) Позже займусь и опубликую) Спасибо за идею!)

Ответить