Матовая плитка, морской кожзам и коконы для пациентов. Особенности ремонта в медицине

Нельзя просто взять помещение в аренду, поставить лазерную установку и открыть офтальмологию.

Матовая плитка, морской кожзам и коконы для пациентов. Особенности ремонта в медицине

3Z – крупная федеральная сеть офтальмологических центров. Сейчас у нас 30 диагностических центров и 4 хирургические клиники в разных регионах страны. Процесс открытия новых филиалов за 16 лет работы отточен настолько, что, если оставить в чистом поле представителя АХО, меддирекции и бренд-менеджера, через 3 месяца там откроется диагностический центр.

Шутки шутками, но на самом деле каждая новая клиника или ДЦ – это новый вызов для команды. Рассказываем про особенности ремонта, оборудования и обустройства здания под медицину на примере кейса 3Z в Москве.

Выбор локации

Здание, где сейчас находится клиника 3Z (ВДНХ, ул. Б. Галушкина, 3) мы искали полтора года. Рабочая группа проводила в Москве 2 недели в месяц, подбирая и просматривая варианты. Всего мы просмотрели 120 объектов – 119 из них не подошли.

Основная проблема заключалась в том, что для медицинского центра 3Z нужно было помещение общей площадью 1,5-2 тысячи квадратных метров. В Москве строить такие здания под коммерческую недвижимость невыгодно. 85% предложений на рынке аренды – это либо памятники архитектуры, либо бывшие банки. Там мало окон, невысокие потолки, помещения под хранилища, сложности с реконструкцией стен и т.д. Открывать клинику в таких просто нельзя.

Александр Медведев, руководитель административно-хозяйственного управления 3Z

После 119 неподходящих вариантов было не до смеха даже опытной команде. Когда запланированное открытие оказалось фактически под угрозой, появилось здание на Галушкина, 3. Нам повезло дважды: во-первых, оно сразу было спроектировано под медицинский центр, во-вторых, мы узнали о нем еще до публикации объявления о сдаче в аренду – и были первыми на просмотре.

​

После изучения объекта стало ясно, что здание отвечает и другим важным для клиники требованиям:

  • находится в нужной локации, на первой линии
  • оборудовано грузовым и обычным лифтами (они нужны для транспортировки лазерных установок и другого габаритного оборудования, а также для перемещения маломобильных пациентов)
  • соответствует всем требованиям к состоянию электросетей, водопровода, канализации, вентиляции и кондиционирования воздуха

Подписав все необходимые документы, мы приступили к превращению безымянного медицинского центра в современный центр офтальмохирургии.

Борьба за вывеску и фирменный стиль

Когда начались работы по оформлению клиники, стало понятно, что уже сделанный ремонт – скорее минус, чем плюс. Прежде чем приступать к отделочным работам, бригаде пришлось сначала избавиться от результатов предыдущих.

Сентябрь 2017 года. Привезли отделочные материалы​
Сентябрь 2017 года. Привезли отделочные материалы​

Как мы уже рассказывали, клиника в Москве стала первой в большой семье «Три-З», оформленной в новом бренде. Множество мелочей должны были раскрыть его на 100%: крупная и заметная вывеска, медиастена в зоне ресепшн, разные цветовые решения для разных категорий пациентов – чтобы ориентироваться внутри было легче.

Айдентику фирменного стиля оказалось непросто реализовать на практике: важно было совместить строгость и лаконичность медицинского учреждения с яркими и нестандартными элементами бренда. При разработке дизайн-проекта отдельное внимание уделялось расположению шейпов: цветных элементов, которые символизируют разные отделения клиники.

В 3Z разные категории пациентов не должны пересекаться друг с другом: пациенты 18-45 лет, пришедшие на лазерную коррекцию зрения, обследуются на одном этаже, люди старшего поколения – на другом, где все оборудовано для лечения катаракты, глаукомы и т.д.

Благодаря такой логистике даже при большом наплыве людей в клинике не возникнет ощущения толпы и очередей.

Разные цветовые решения помогают пациентам лучше ориентироваться в здании: катарактальное отделение оформлено в желто-розовых тонах, рефракционное (лазерная коррекция зрения) – в фиолетово-лаймовых, детское – в розово-голубых.

На стене у регистратуры рефракционного отделения дизайн-проект предполагал наличие большой медиастены, состоящей из четырех ЖК-панелей. Каждая – с диагональю 55 дюймов. Нагрузка для стены серьезная, и как выяснилось в процессе ремонта, непосильная для выбранного здания. В итоге нужную стену пришлось укреплять металлическими «распорками».

Стойки регистратуры были изготовлены из акрила и искусственного камня. Материал ДСП не прошел наш внутренний фильтр.

Одновременно велась борьба за большую и заметную вывеску на здании. Проблемы возникли из-за требований архитектуры и градостроительства Москвы: их регламент не позволял установить на здании вывеску изначально запланированного размера. На чертеж нового проекта, его согласование и изготовление ушло около 3 месяцев. А когда вывеска была готова, оказалось, что особенности воздушного тоннеля в районе ВДНХ (здание клиники находится ровно напротив монумента «Рабочий и колхозница») не позволяют установить ее в нужном нам направлении.

Та самая крышная конструкция​
Та самая крышная конструкция​

После долгих переговоров и совещаний вывеску наконец установили. И вот тут началось самое для меня интересное – работу нужно было принять, и финальное слово оказалось за мной как за маркетологом клиники. Никогда в жизни до этого я не согласовывала расположение крышной конструкции, но тут пришлось залезть на крышу по пожарной лестнице, осмотреть, как это выглядит на крыше, а потом и с улицы

Эльза Батукаева, в 2018 году специалист по маркетингу 3Z в Москве, сейчас – PR-менеджер

Ремонт в медицине: + 100 к уровню сложности

Внутренний ремонт в здании, предназначенном для медицины – это отдельный вызов. Чтобы выполнить все нормы Санпина, в идеале необходимо взять пустое помещение и полностью подготовить его под задачи конкретного медцентра. Но у нас было здание с ремонтом.

Яркую оранжевую плитку, которой были оклеены стены в кабинетах, пришлось снимать и заменять на лаконичную белую, но при этом матовую. Существует требование, согласно которым стены в помещениях с лазерными установками, должны быть матовыми – от глянцевых могут отражаться лазерные лучи, хотя в реальности нам сложно представить себе такую ситуацию. По крайней мере, за почти 16 лет существования сети 3Z в наших операционных не было ни одного случая битвы на лазерных мечах :)

Отдельного внимание заслуживает оформление комнат для отдыха пациентов после коррекции зрения. В большинстве офтальмологических клиник это обычные затемненные палаты с больничными койками. Клиника 3Z в Москве стала первой в нашей сети, где мы решили отойти от такого формата в пользу современного помещения с креслами-коконами.

Операционная ​
Операционная ​

Еще до начала работы над московским проектом я сделала лазерную коррекцию зрения в нашей клинике в Краснодаре и на себе почувствовала все ощущения пациента. Сразу после операции хочется уединиться в тишине и полумраке, побыть в комфортной зоне, но не ложиться в кровать. В эти час-два ты одновременно пытаешься справиться со слезотечением и ощущением «песка» в глазах, привыкаешь к новому зрению, испытываешь кучу разных эмоций – спокойно лежать в таком состоянии довольно сложно. Мы подумали, пообщались с пациентами и пришли к выводу, что оптимальным вариантом для послеоперационного отдыха были бы кресла-коконы, в которых можно находиться как сидя, так и полулежа – и при этом испытывать ощущение защищенности.

Екатерина Шевченко, бренд-менеджер 3Z

Компанию, у которой можно было заказать такие кресла, нашли довольно быстро, но кейс для наших партнеров оказался сложнее обычного. Стандартные «коконы» обтянуты тканью – а в медицине любые тканевые поверхности исключены. По нормам Санпина, все поверхности в клиниках должны подходить под обработку дезинфицирующими средствами.

Матовая плитка, морской кожзам и коконы для пациентов. Особенности ремонта в медицине

Индивидуально для нас обивку кресел выполнили из морского кожзама – материала, использующегося для обивки мебели на яхтах и катерах.

Не слишком ли много нюансов?

Готовы ли мы были к компромиссам, работая над открытием 3Z в Москве? Пожалуй, нет. Конечно, самое важное для работы любого медицинского центра – это команда врачей и качественное оборудование, от сочетания этих факторов в итоге зависит благополучие пациентов. Но частной медицине необходимо также думать об упаковке: как выглядит клиника, удобно ли в ней пациенту, насколько качественный сервис он получает уже на этапе первого звонка или визита. Именно поэтому для нас было недостаточно просто выполнить нормы Санпина - а сделать это красиво.

Закончив ремонт и оформление 3Z в Москве, нам показалось, что это один из наших лучших кейсов по открытию клиники. Планы на 2020-й – «переодеть» в новый бренд клиники в Краснодаре, Ессентуках и Перми.

1515
7 комментариев

велась борьба за большую и заметную вывеску...Спасибо разрешительным инстанциям, иначе собственники готовы завесить рекламным говном фасады всех зданий по принципу: чем больше, тем лучше.
Странно, что в статье нет ни слова про самое важное для медучреждений: вентиляцию (нормативы воздухообмена другие), клининг и обработку поверхностей (люди приходят в уличной обуви), санузлы, помещения персонала и инвентаря, пути эвакуации.
Как проектировщик вижу, что статью писал маркетолог, для которого айдентика=проект.
По дизайну вопросов нет, всё достойно.

3
Ответить

Хм, наверное это один из немногих медицинских бизнесов что генерирует прибыль. Люди готовы отдать последние деньги за своё зрение. Но не готовы платить когда говорят что у них цирроз печени, а все потому что цирроз никак не беспокоит до стадии декомпенсации, а там уже лечить поздно

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А вот и специалисты подтянулись

1
Ответить

У вас классный концептуальный инстик. Был.

Ответить

Матовую плитку стоит везде использовать вместо глянцевой

Ответить

Зарегистрировался, чтобы сюда написать.

На самом деле, видно, что вы попытались использовать в интерьере стиль сайта, и что проектом занимались не профессиональные дизайнеры или архитекторы. Много ошибок. 

В целом интерьер производит впечатление очень бюджетного. Вряд ли ставилась такая задача? 

Ответить