Что делать с нехваткой IT-специалистов в России?

Экспертный лейбл «Тишина» и РАЭК провели дискуссию, посвященную проблемам IT-рекрутмента в России сегодня. Для этого мы пригласили руководителей из МТС, TenChat, АО «Гринатом», АНО «Цифровая экономика» и международной компании Aston. В этом материале — главные хайлайты мероприятия.

Что делать с нехваткой IT-специалистов в России?

Правительство и бизнес говорят о дефиците IT-специалистов в России. Рост технологий, отток кадров за рубеж, демографическая ситуация — в результате этих факторов нехватка составляет около 500-700 тысяч квалифицированных сотрудников. Экспертный лейбл «Тишина» и РАЭК провели дискуссию с представителями отрасли. Во встрече участвовали:

  • Владимир Демченков — руководитель дирекции по подбору ИТ-персонала «Альфа-Банка»;
  • Евгений Селиверстов – руководитель направления продуктовой культуры МТС,
  • Юлия Горячкина – директор по кадрам для «Цифровой экономики»,
  • Максим Морозов – генеральный директор международной компании Aston, эксперт по ресурсному менеджменту в IT,
  • Анна Еремина – начальник отдела подбора и адаптации АО «Гринатом»,
  • Михаил Слободинский — исполнительный директор TenChat,
  • Сергей Гребенников — директор РАЭК.

Модерировал дискуссию основатель экспертного лейбла «Тишина» Евгений Чернов. Вместе они обсудили, почему в отрасли возник кадровый голод, где IT-компаниям искать специалистов и что делать, чтобы они не уходили, а продолжали расти внутри команды.

Что происходит на Российском рынке сегодня: главные хайлайты

Дефицит мидлов. Различные курсы и онлайн-школы активно обучают junior-разработчиков. Но для того, чтобы дорастить их до более компетентных специалистов, нужны время и ресурсы. Однако middle-разработчиков не хватает прямо сейчас. Анна Еремина из АО «Гринатом» отметила, что сегодня в российских компаниях постоянно появляются новые уникальные задачи — например, по импортозамещению. Но на рынке нет сформированной компетенции.

Анна Еремина, начальник отдела подбора и адаптации АО «Гринатом».
Анна Еремина, начальник отдела подбора и адаптации АО «Гринатом».

Рынок перегрет. Из-за высокого спроса на middle-специалистов их зарплаты резко выросли. При этом компании переманивают друг у друга сотрудников, предлагая более выгодные условия, и люди часто не задерживаются на одном месте надолго. Затраты на найм и онбординг одного разработчика могут составлять для компании от 900 000 до 1 800 000 рублей — и при этом совершенно невозможно спрогнозировать, на сколько времени человек останется в команде.

Михаил Слободинский, исполнительный директор TenChat.
Михаил Слободинский, исполнительный директор TenChat.

Иностранные специалисты не подходят. Во многих зарубежных компаниях есть практика найма сотрудников из других стран — например, из Индии, где широко развито обучение IT-специалистов. Но, как говорят эксперты, на российском рынке такие методы могут не сработать. Из-за языкового барьера, культурных различий и разных подходов к работе и профессиональным стандартам специалистам может быть непросто ужиться в одной команде.

Неоднородность образования. При большом количестве IT-школ, курсов и программ переподготовки, не выработана единая программа и система аттестации специалистов. На рынок выходят соискатели, формально находящиеся на одном уровне, но на деле совершенно по-разному подготовленные к работе. Эта неоднородность усложняет процесс найма, а для соискателей — процесс поиска работы.

Что предпринимают бизнес и государство?

Стандарты обучения. Уже сейчас в России действует программа «Национальный рейтинг университетов», которая помогает и абитуриентам, и работодателям ориентироваться в том, какие учебные заведения дают качественное фундаментальное образование по разным направлениям — в том числе IT. Анализом учебных программ также занимаются АНО «Цифровая экономика» и Альянс в сфере искусственного интеллекта. Также в ведущих вузах, обучающих IT-специалистов, идет увеличение бюджетных мест — за пять лет их количество выросло с 40 тысяч до 120 тысяч.

Юлия Горячкина из «Цифровой экономики» также напомнила, что в России действует проект «Цифровые кафедры», в рамках которого лучшие вузы получают гранты от Минобрнауки и организуют программы переквалификации для студентов.

Юлия Горячкина, директор по кадрам для «Цифровой экономики».
Юлия Горячкина, директор по кадрам для «Цифровой экономики».

IT-образование для молодежи. И государственные, и частные компании стараются с юного возраста помогать с образованием людям, заинтересованным в IT. Для школьников проводят конкурсы, компьютерные лагеря и курсы программирования. Для будущих соискателей это — более простой путь в профессию. Для компаний — возможность познакомиться с молодыми людьми и вырастить талантливые кадры. Например, Анна Еремина из АО «Гринатом» рассказала, что у компании есть своя IT-школа и стажировки для молодых специалистов, а обучать стараются не только разработчиков, но и менеджеров.

Слева направо: Юлия Горячкина, Михаил Слободинский, Евгений Селиверстов, Анна Еремина, Максим Морозов, Евгений Чернов. 
Слева направо: Юлия Горячкина, Михаил Слободинский, Евгений Селиверстов, Анна Еремина, Максим Морозов, Евгений Чернов. 

Как привлечь IT-специалистов в свою компанию?

Несмотря на дефицит, специалисты в стране все же есть. Проблема в том, чтобы найти их, сделать предложение, которое их заинтересует, а затем обеспечить им возможность комфортно работать и развиваться в команде. Эксперты сходятся в следующем: в данном случае речь идет не столько про деньги, сколько про атмосферу в коллективе и HR-процессы.

HR-бренд. Денежная мотивация не работает вдолгую. Есть риск, что специалист уволится, как только ему сделают более выгодное предложение. С куда большей вероятностью человек останется в команде, если ему близки ценности компании, а также если работодатель предлагает сотрудникам возможности для обучения и роста. Таким образом, ценность HR-бренда на рынке возрастает.

Борьба с выгоранием. Усталость, потеря мотивации — популярная проблема у сотрудников, которые занимаются интеллектуальным трудом. Особенно в тех компаниях, где команда работает удаленно. Важно, чтобы люди не набирали слишком много рабочих задач и не тратили на них свободное время. Переработки часто могут быть вызваны тревогой — сотрудник не получает полноценного фидбека и не понимает, успешно ли он справляется с задачами и что ему нужно сделать, чтобы профессионально вырасти или получить бонус к зарплате. Поэтому важно, чтобы у каждого члена команды были понятные треки карьерного развития, и чтобы люди получали полноценный фидбек.

Евгений Селиверстов — руководитель направления продуктовой культуры МТС — также отметил, что стоит думать не только о работе, но и о свободном времени сотрудников: следить за тем, чтобы у них был качественный отдых и возможности саморазвития. Все это может заметно повлиять на качество их работы.

По центру — Евгений Селиверстов, руководитель направления продуктовой культуры МТС.
По центру — Евгений Селиверстов, руководитель направления продуктовой культуры МТС.

Налаживание процесса рекрутинга. Важно обращать внимание не только на IT-специалистов, но и на сотрудников, которые занимаются их подбором, онбордингом и ростом в компании. Часто именно от их профессионализма зависит, примет ли кандидат предложение о работе и надолго ли он задержится в команде.

Максим Морозов из Aston уверен: рекрутингом должны заниматься профессиональные и зрелые сотрудники, которым нравится общаться с людьми. Важно, чтобы они получали достойную оплату труда, проходили обучение и понимали, как давать соискателям конструктивный фидбек и помогать их профессиональному развитию.

Слева — Максим Морозов, генеральный директор международной компании Aston, эксперт по ресурсному менеджменту в IT. Справа — Евгений Чернов, основатель экспертного лейбла «Тишина». 
Слева — Максим Морозов, генеральный директор международной компании Aston, эксперт по ресурсному менеджменту в IT. Справа — Евгений Чернов, основатель экспертного лейбла «Тишина». 

В ближайшее время мы проведем онлайн-трансляцию о проблемах ИТ-рекрутмента совместно с Владимиром Демченковым в его телеграм-канале Демченков вещает. Подписывайтесь на канал и следите за новостями!

77
15 комментариев

Я на бандитов в любых погонах, работать не согласен.

2
Ответить

HR-бренд...
Что-то из серии "работать у нас большая честь". Похер мне на ценности компании, на ее миссию и сколько добра она несет в мир, если это не откровенно зашкварное что-то.

Ответить

утилитарное размышление. мне вот давно не похер. в том смысле, что деньги безусловно важны — тут спорить не буду. но в том числе очень важно, чтобы коллектив был классный и мы с ним были на одной волне, чтобы руководство было адекватным, чтобы DMS и прочие бонусы были, чтобы компания не занималась какой-то бесполезной деятельностью, а приносила хотя бы косвенную пользу рынку

Ответить

Странно с их стороны (или стороны автора статьи) приводить аргумент по типу, что нет времени из джунов растить мидлов. Дефицит есть как минимум 2 года, возможно, что дольше — как раз за это время могли и вырастить нужные компетенции джунам. Я считаю, что сейчас, если эти компании страдают от дефицита кадров, они этого заслуживают своим прошлым и продолжающимся бездействием.

1
Ответить

Всё просто - бизнес хочет зарабатывать бабки, а не тратить их, ибо растить специалистов это значит вкладывать в них свои деньги.

1
Ответить

Джуны потом убегут на более лучшие условия, так как переход на другую работу чаще дает больше денег. Эта ситуация для России не уникальна, она такая же на западе.

1
Ответить