«Чтобы понимать потребности игроков, нужно быть одним из них»: как в VK Play делают сервисы для геймеров

Упрощение конфигуратора железа, ежевечерние онлайн-тимбилдинги в мультиплеере и путь от инди-разработчика до продюсера.

«Чтобы понимать потребности игроков, нужно быть одним из них»: как в VK Play делают сервисы для геймеров
«Чтобы понимать потребности игроков, нужно быть одним из них»: как в VK Play делают сервисы для геймеров

Для VK Play геймеры — не только аудитория, но и команда проекта. И у участников этой команды есть множество способов развивать индустрию помимо разработки игр.

Рассказываем о наших специалистах из разных направлений IT и диджитал, которые не мыслят жизни без игр, нашли своё место в геймдеве, превратили увлечение в ремесло и создают сервисы для таких же, как они.

Илья Загаровский
разработчик из команды Core Android в VK Play Cloud

Приносим облачный гейминг на мобильные устройства и телевизоры

Я развиваю Android-приложение для мобильных устройств и ТВ-приставок. Всё, что технически происходит от авторизации до входа в игру — моя зона ответственности. Кстати, недавно наше приложение вышло для телевизоров Xiaomi. До VK я занимался мобильной разработкой как фрилансер. С рынка СНГ вышел на международный и там стал выполнять задачи, браться за которые мало кто решался. Так я получил интересный опыт — помог Huawei в работе над их ОС, пофиксил для Google баг библиотеки, который им не удавалось устранить месяцами. Играми я увлекался давно, но в VK Play Cloud попал случайно. Пробовал устроиться в другой проект VK и в тот же день узнал о вакансии в облачном гейминге. Интересно, что оффер мне прислал именно Cloud, который ближе к моему хобби.

У нас в команде все активно играют либо играли, так что мы смотрим на каждую новую фичу глазами игрока. Иногда я говорю: «Ребята, я бы этим не пользовался, потому что это неудобно». И мы ищем другой вариант. А когда сами играем в облаке, подмечаем, что можно улучшить во взаимодействии с площадкой, и вносим это в бэклог.

Из фич, которые недавно внедрили на VK Play Cloud, в том числе при участии нашей команды, — геймификация платформы. Чтобы каждый мог пощупать облачный гейминг и попробовать запуск топовых игр на мобильном, мы стали предлагать пользователям бесплатные игровые часы за выполнение заданий.

Ещё мы вместе с другими командами развиваем продукт «Виртуальный компьютер» в облаке. Он доступен на всех тарифах, кроме Lite, и на него можно загружать любые игры и приложения, в том числе не из нашего каталога. По сути вы арендуете «железо» под задачи, которые вам неудобно решать на своих устройствах.

На виртуальном ПК предустановлена ОС Windows, есть базовый софт, браузеры, игровые лаунчеры Steam, Ubisoft, EA, Microsoft, Rockstar, Epic Games. Дальше пользователь может ставить игры и ПО из любых источников. Если ты купил тариф, всё это доступно и на мобильном, и на ТВ, и на ПК или Маке. Для мобильных устройств можно подключить Bluetooth-клавиатуру и мышку, геймпад, что угодно.

Другая важная часть работы — поддерживать на игровой площадке баланс между простотой настроек для пользователя и качеством результата. Часть мобильной аудитории даже не имеет ПК. Они не обязаны разбираться, что такое битрейт, FPS, разрешения и кодеки. Поэтому мы с коллегами сделали конфигуратор настроек, который позволяет подкрутить пару слайдеров и начать игру. Сам я на VK Play больше всего времени провёл в Elden Ring, играл в Squad и Crusader Kings 3. Это очень разные жанры — Action/RPG, динамичный шутер и глобальная стратегия. Но по эмоциям для меня на первом месте командные игры. Когда проходишь их с друзьями, ловишь фан от интересных ситуаций и общения.

Помню, в Sea of Thieves мы с командой бороздили океан на корабле: один рулил, другой с мачты следил за противником, третий заряжал пушки. Однажды перед боем мы отправили ныряльщика с пороховой бочкой, чтобы незаметно подорвать вражеский корабль. Пока ждём, начинается битва — маневрируем, стреляем. Ныряльщик возвращается и рапортует, что миссию выполнил. Но подорванный корабль тонет не сразу, так что продолжаем стрелять по неприятелю и ждать. Вдруг понимаем — что-то не то! И через мгновение идём на дно. Молча осознаём произошедшее, а затем — взрыв эмоций. Кто-то ругается с досады — я смеюсь над нашим гениальным планом и его исполнением. Подрывник отработал не в ту сторону.

Без VK Play Cloud я бы не испытал таких эмоций — в то время мой комп не мог запустить Sea of Thieves. Облако позволяет играть с друзьями во всё, что ты хочешь. Сейчас у меня мощный игровой ПК, но периодически я захожу на час-другой в Cloud, чтобы оценить нашу работу. Временами ловлю эффект «вау», когда сравниваю, что было и как теперь.

Никита Савинов
продюсер в VK Play Инвестиции

Выбираем самые перспективные инди-проекты

Я отбираю инди-разработчиков и проекты для финансирования — оцениваю их перспективы развития на площадке VK Play.

Чтобы оценить перспективы игры, анализирую рынок и продажи аналогов. Соотношу свои ожидания и прогнозы с запросом студии и смотрю, насколько крутой контент сделка даст VK Play, что можно будет получить в финансовом плане и какой у студии потенциал. У продюсера не бывает готовых решений: каждый раз приходится искать ответы заново. Как обобщить признаки команд, с которыми стоит и не стоит работать? Как сформировать оценку и построить анализ? Что кому предложить и так далее.

Прежде чем стать продюсером, я сам прошёл путь инди-разработчика. В 2000-е набрал опыт в игровой студии и стартапе, вырос в руководителя разработки, затем стал сам вести небольшие проекты в команде с геймдизайнером и художниками. Рискнул открыть свой стартап — он не взлетел, но дал опыт, который помог устроиться продюсером в компанию побольше и полностью переключиться на продуктовые задачи.VK намного больше компаний, где я работал раньше, — понадобилось адаптироваться к тому, как здесь всё устроено. Сейчас я в отличной команде — работаю среди дружелюбных людей со схожими взглядами.

Играл я много с детства: сначала на ZX-Spectrum, потом на ПК и смартфонах. Навсегда в моей памяти двухмерный Duke Nukem с отражениями в воде, Xenon, Commander Keen, Star Control II. С тех пор и не отпускает. Со временем уже не получается пробовать всё, что хотелось бы, но зато теперь можно смотреть, как играют другие, не стоя у них за плечом, — спасибо стримингу.

Когда игра хороша, жанр не так важен. А хорошая игра для меня — это сочетание компонентов, которое удачно само по себе и находит у отклик у игрока. Вот такого отклика лично я и жду от игр.

Илья Кузиков
тимлид команды адаптации игр

Играем на работе, чтобы улучшить опыт пользователей

Наша команда — связующее звено между разработчиками, игроками и поддержкой. Мы отвечаем за то, в каком виде игра попадёт на экран пользователя — насколько она будет отзывчивой и удобной в управлении. Если на своих устройствах игроки настраивают всё сами, то в облаке это делаем мы.

Мы обеспечиваем максимум производительности, лучшую картинку и решение технических проблем. Облако предполагает небольшую задержку при обмене данными с клиентом. И наша задача — максимально приблизить игровой опыт пользователей к тому, который они получили бы на хорошем игровом ПК.

Основные наши задачи — подготовка к игровым релизам от создания игровых образов до накатки патчей, настройка виртуального ПК для пользователей, тестирование и настройка мобильного приложения VK и обкатка виртуального геймпада. А ещё мы следим, чтобы ни одно изменение на сервере не снижало его производительности. Для этого мы разрабатываем собственные инструменты, в том числе для бенчмарка серверов и автообновления игр. Профессиональный и игровой опыт для нас неразделимы: чтобы понимать потребности игроков, нужно быть одним из них. Чтобы адаптировать игру для запуска в облаке, нужно знать, какие настройки больше грузят процессор, какие — видеокарту и так далее. Поэтому на работу берём только тех, кто много играет, пользуется разными лаунчерами и платформами облачного гейминга.

Если любишь игры, найдёшь время на них независимо от занятости. Можно обучить человека программированию и другим техническим навыкам, но только искренний интерес мотивирует постоянно обновлять свой опыт и быть в курсе всех трендов.

Я начинал в техподдержке Playkey и там постоянно спрашивал коллег, можем ли мы внести то или иное изменение для удобства пользователей. Со временем мне предложили возглавить эту работу самому. Позднее проект влился в VK Play Cloud. А ещё игры в нашей команде — это часть тимбилдинга. Почти каждый вечер мы собираемся поиграть вместе. Пристрастия у всех разные, поэтому играем обычно не всей командой, а группами по 3–4 человека — в то, что нам сейчас интересно. Это может быть Phasmophobia или Demonologist, League of Legends, CoD: Warzone, Civilization, Diablo IV. Часто проходим игры на нашей площадке — так лучше понимаешь продукт, который делаешь.

У нас практически не бывает вакансий — получить работу здесь реально сложно, потому что это команда-семья, откуда не уходят. Больше я такого не встречал.

Делаем технологичные сервисы с любовью не только для геймеров: найдите своё место в команде VK.

2626
18 комментариев

Делают плохо (и с товарищем майором в комплекте), никто в жизни не будет этим пользоваться. Даже если Steam запретят.

7
Ответить

Сомнительное утверждение. На безрыбье как говорится и рак рыба

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да вертели они мнение геймеров (мыло.жру и ВК)
В том виде, какой он есть - это ужас.
Чтобы привлечь игроков - нужно им показать выгоду, а товарищ майор - не выгода =)
не выгода, что у игроков нет выбора, где покупать атомное сердце (надо было делать как делают юбики т.е. игру покупаешь в любом другом магазе, но заходишь через лаунчер ВК) - это потихоньку бы перетаскивало геймеров на вашу гов... платформу, особенно, если бы на ней также продавались хорошие и популярные тайтлы по вкусной цене.
А облачный гейминг вообще используют единицы.

2
Ответить

Пару месяцев назад делал обзор игровых лаунчеров-магазинов. От VK Play максимально странное ощущение. Вроде бы и видно, что работают над системой, но местами какая-то ерунда. Почему-то регулярно перекидывает из приложения в браузер и обратно. Иногда название пунктов не соотвествует содержанию. Система рекомендаций выдаёт полнейший рандом. Кнопки могут быть некликабильны, шрифты перекрываются картинками.
Самое главное: в каталоге такое количество мусора, что искать что-либо трудно. Это надоедает примерно сразу. Только ты прорвался через аркады типа три-в-ряд, попадаешь в бесконечные мобилки почему-то перенесённые на ПК. Ведь не сложно сделать группировку по категории и скрыть вот это вот всё.
И ведь не сказать, что у лаунчера есть проблемы фнудаментальные. Архитектурно всё решаемо, но либо не хотят, либо не понимают запрос пользователей. Либо, как вариант, запрос пользователей все же для казуалов, а не для любителей больших игр.

1
Ответить

Я отстал от жизни или что-то не понимаю: зачем вообще в списках есть три в ряд и казуалки. Облако нужно для тех, у кого комп не потянул - а казуалки три в ряд что, не тянут?

Больше похоже, что этим мусором цифру менеджерам и инвесторам показывают: смотри, у нас 100500 игр!

2
Ответить

Мне кажется что в целом команда способная, а вот руководство не понимает игровую тематику. Потому так и получается.

Ответить