Улучшаем мобильные приложения Альфа-Банка, Сбера и Тинькофф-банка

Всем привет! Мы — компания Polygant, команда разработчиков мобильных и веб-приложений. И мы продолжаем серию улучшений мобильных приложений. До этого наша команда изучила, протестировала и предложила улучшения:

Теперь мы решили разобрать мобильные банковские приложения Альфа-Банка, Сбера и Тинькофф-банка. И поскольку экранов и информации достаточно много, то это будет цикл статей, который начнется с разбора главных экранов приложений. Давайте приступим!

<p><i>Скриншоты главных экранов мобильных приложений Альфа-Банка, Сбера и Тинькофф-банка</i></p>

Скриншоты главных экранов мобильных приложений Альфа-Банка, Сбера и Тинькофф-банка

Альфа-банк

Итак, начнем с Альфа-Банка — одного из крупнейших частных банков России, филиалы которого расположились почти по всей территории нашей страны. Он обслуживает более 26 млн частных клиентов и более 1,5 млн корпоративных. Тяжело представить организацию такого масштаба без качественного мобильного приложения. Давайте заглянем внутрь!

Главный экран

На главном экране сразу видим блок «Финансы», где указаны текущие счета и баланс на них.

Прямо под счетами клиента располагается рекламный баннер какой-то услуги или продукта банка. Выглядит так, будто клиент уже его оформил, что может запутать пользователя. А главное — при нажатии на крестик «Закрыть» баннер просто меняется, убрать его совсем можно, только кликнув на кнопку три раза.

<p><i>Главный экран приложения Альфа-Банка</i></p>

Главный экран приложения Альфа-Банка

Первая страница вообще перегружена неинформативными блоками и рекламными предложениями. Сейчас на главном экране три раздела с кешбэком:

  • «Деньги вам и друзьям» — кешбэк за рекомендации.
  • «Кешбэк и привилегии» — основной раздел кешбэка.
  • «Моя выгода» — сводная информация по процентам от вкладов и кешбэку.

На наш взгляд, слишком большой акцент на предложениях с кешбэком для главного экрана.

Большинство важных функций находятся внизу, хотя логичнее было бы отобразить их выше. Отсутствует иконка оплаты по QR-коду, а текстовое обозначение этой функции теряется среди множества баннеров, за счет чего найти ее не так просто.

У Сбера, например, это реализовано гораздо лучше ― есть соответствующая иконка:

<p><i>Сравнение функции «Оплата по QR-коду» в приложениях Альфа-Банка и Сбера</i></p>

Сравнение функции «Оплата по QR-коду» в приложениях Альфа-Банка и Сбера

Это позволяет пользователю быстро сориентироваться в приложении, когда нужно оплатить покупку по QR. Хорошо хоть, эта функция хотя бы присутствует на главном экране приложения Альфа-Банка, чего не скажешь о Тинькофф.

Большой плюс в том, что внизу есть кнопка «Настройка главного экрана», можно убрать все лишнее.

На главном экране также есть отдельный раздел с иконкой колокольчика — «Уведомления». Если нажать на него, то видим рекламу текущих предложений Альфа-Банка (ипотека, страхование, прочее). А сами уведомления (например, что необходимо совершить платеж по кредитке), оказывается, находятся в чатах, но узнаешь об этом, только перейдя в подраздел «Оповещения». Это снова путает пользователя, заставляя его проделать слишком длинный путь до нужного раздела.

<p><i>Раздел «Уведомления» приложения Альфа-Банка</i></p>

Раздел «Уведомления» приложения Альфа-Банка

Вот у Сбера сделано понятнее. На месте уведомлений — push, информация об изменениях в навигации приложения — отдельно.

<p><i>Информационный блок в приложении Сбера</i></p>

Информационный блок в приложении Сбера

Выводы

Есть ощущение, что интерфейс проектировался не для удобства использования, а для того, чтобы продать побольше продуктов: мало полезной информации и много рекламы.

Улучшаем мобильное приложение

Мы бы сделали главный экран лаконичнее и перенесли бы важные функции наверх. Сейчас главный экран выглядит удобным, только если самостоятельно убрать с него все ненужное в настройках.

Все рекламные предложения мы рекомендуем объединить и вынести в отдельный блок, оформив их слайдером. Все, что связано с кешбэком, мы бы также объединили в один раздел.

Оплата по QR-коду — важная функция, как мы считаем, поэтому следует создать специальную иконку и поместить на заметное место.

Сбер

Сбер — крупнейший универсальный банк России и Восточной Европы. Количество частных клиентов — более 106 млн, корпоративных — более 3 млн. Основные направления деятельности:

  • вклады и кредиты;
  • ипотека;
  • дебетовые и кредитные карты;
  • инвестиционно-банковские услуги.

Главный экран

Несмотря на большое количество информации, главный экран выглядит очень лаконично. Все поделено на блоки, что позволяет пользователю интуитивно находить нужную информацию.

В самом верху иконка профиля, строка поиска и уведомления. Ниже — блок приветствия. Далее — быстрые кнопки.

Иконка QR-кода находится на самом видном месте, можно зайти в приложение и сразу отсканировать код. Отдельная вкладка посвящена экосистеме Сбера — легко посмотреть текущие акции в дочерних проектах банка.

Есть функция, благодаря которой можно выбрать самые частые платежи и переводы и добавить на главный экран. Только вот нельзя их выбрать самостоятельно, а добавить можно только те, которые выдает вам само приложение. К тому же выбор ограничен всего 7 рандомно сгенерированными контактами, а платежей вовсе нет. Гораздо удобнее было бы иметь возможность устанавливать выбор вручную или сделать, как у Альфа-Банка: приложение также автоматически выдает список контактов, исходя из самых частых переводов, но при этом двумя кликами на экран вы можете отправить перевод любому контакту в том же разделе. У Тинькофф-банка на главном экране такая функция вовсе отсутствует.

<i>Сравнение быстрых платежей в приложениях Альфа-Банка и Сбера </i>
Сравнение быстрых платежей в приложениях Альфа-Банка и Сбера 

Слайдером оформлены финансы: кошелек, аналитика расходов и бюджет, где можно установить лимит трат. За финансами идет инфоблок о том, что информация о вкладах, счетах и инвестициях теперь находится в разделе «Накопления». Вот, кстати, на вооружение Альфа-Банку, как нужно преподносить информацию об изменениях в приложении.

В отдельный блок вынесена безопасность, что, вероятно, важно с учетом участившихся случаев банковского мошенничества.

Внизу располагается промоблок, некоторые доступные сервисы, курсы валют и карта отделений.

В целом ничего лишнего — визуально приятный интерфейс, спокойные цвета, соответствующие айдентике бренда. Дизайн приложения при этом можно персонализировать: выбрать цвет, режим экрана (светлый, темный или системный), убрать лишние элементы и функции. Тинькофф не позволяет сделать так.

<p><i>Настройки главного экрана в приложении Сбера</i></p>

Настройки главного экрана в приложении Сбера

Выводы

Много полезной информации и различных функций, некоторые из которых не доработаны. В целом приятный, логично проработанный интерфейс, который поделен на блоки. Он более дружелюбен к пользователям, в отличие от приложения Альфа-Банка.

Улучшаем мобильное приложение Сбера

В первую очередь мы бы убрали диалоги с главного экрана. Все-таки банк — не мессенджер, и это скорее дополнительная функция, а не основная. Да и насколько вообще она популярна? У Тинькофф-банка и Альфа-Банка чаты вынесены на отдельную страницу, что гораздо удобнее, на наш взгляд.

<p><i>Оформление раздела «Чаты» в приложении Тинькофф-банка</i></p>

Оформление раздела «Чаты» в приложении Тинькофф-банка

Помимо этого, следует исправить функцию добавления на главный экран отдельных переводов и платежей. Пока у нас она вызвала только когнитивный диссонанс.

Также рекомендуем оформить промоблок слайдером, как уже оформлены финансы.

Кстати, отдельный плюс Сбера в том, что можно подключить SberPay прямо в приложении, не надо скачивать еще одно, как у Тинькофф.

Тинькофф-банк

Тинькофф — один из немногих необанков в России, то есть он не имеет розничных отделений, полностью сфокусирован на дистанционном обслуживании. Несмотря на это, банком пользуются более 28 млн частных клиентов и более 4,8 млн корпоративных.

<p><i>Рекламный баннер Тинькофф-банка</i></p>

Рекламный баннер Тинькофф-банка

Главный экран

На первый взгляд, выглядит очень минималистично. Разберемся, так ли это хорошо на самом деле.

Верхняя плашка состоит из иконки профиля и строки поиска. Далее — слайдер с инфоблоками (баннерами). Ниже — все операции и блок кешбэка. Затем рублевые продукты, небольшой промоблок и долларовые продукты.

За ними — Тинькофф Инвестиции: здесь отображается баланс инвестиций в банке, даже если вы ничего не вкладывали. При клике на этот раздел предлагается скачать отдельное приложение «Тинькофф Инвестиции». Выходит, что клиента опять-таки запутывают маркетинговым ходом.

<p><i>Тинькофф Инвестиции в приложении Тинькофф-банка</i></p>

Тинькофф Инвестиции в приложении Тинькофф-банка

В самом низу инфоблок и кнопка просмотра всех продуктов.

Мы не нашли оплату по QR-коду. Как оказалось, ее вообще нет на главном экране. Разработчикам стоит обратить внимание, как это выполнено у Сбера.

Выводы

Лаконичный главный экран, приятный интерфейс, не хватает некоторых функций.

Улучшаем мобильное приложение Тинькофф-банка

Первое, что мы бы добавили на главную, это, конечно, иконку оплаты по QR-коду.

Тинькофф Инвестиции мы бы вынесли как минимум в отдельный промоблок, который оформили бы тем же слайдером. А еще лучше встроить эту услугу внутрь основного банковского приложения. Иначе выходит, что Тинькофф не один такой, а как минимум квартет: Тинькофф-банк, Тинькофф Инвестиции, Tinkoff Pay, Тинькофф Мобайл. (Примечание: один из слоганов рекламных кампаний Тинькофф — «Он такой один»).

Общие рекомендации

Общие моменты, на которые стоит обратить внимание разработчикам приложений мобильных банков:

  • делите всю информацию на главном экране по блокам, это поможет пользователям не потеряться;
  • выделите рекламе отдельный блок, поскольку удобнее, когда он оформлен слайдером;
  • не пренебрегайте иконками, они занимают меньше места на главном экране, а информация с них считывается гораздо быстрее, чем с текстового формата;
  • лучше не добавлять какую-то функцию на главный экран, если она еще не доработана, это вводит пользователей в ступор и раздражает.

Практически у любого приложения есть нюансы, которые стоит доработать, и на примере Альфы, Сбера и Тинькофф мы постарались их подчеркнуть. Будем надеяться, что разработчикам приложений наши идеи по улучшению придутся по вкусу.

А какое приложение из тех, что мы рассмотрели, кажется вам более удобным? Что бы вы улучшили? Как оцениваете наши доработки? Пишите в комментариях, нам важен ваш пользовательский опыт!

7676
25 комментариев

Блин, вот мне так нравятся такие статьи, ребята вообще не понимают логику работы бизнеса)
И без исследования аудитории, без нормальной аналитики делают яркие заявления, не стесняясь тревожить людей, чья работа состоит в том, что нейтрально реагировать на такое.
Смм отделам банков - терпения)

6
Ответить

Эм, и что? В публичных отзывах приложений тоже пишут свое мнение, предложения или просто выражают эмоции. Им тоже пукнуть нельзя без исследований и аналитики?

Ответить

Блин, вот мне так нравятся такие комменты, авторы которых приписывают себе UX Lead, но не могут даже профиль себе на vc оформить нормально))

Про "тревожить людей" - тяжело тебе живется видимо с таким мировоззрением. Странно, что ты здесь без аналитики и исследования аудитории решил тоже кого-то потревожить.

Ответить

Аж зарегался, спасибо, Михаил)
Ну насколько я понимаю, в статье рассматривают визуальную составляющую приложений трёх банков, а не стратегию ведения бизнеса, это раз.
Во-вторых, исследования, которые вы, возможно, хотели бы видеть, проведены уже много раз и с различной аудиторией
И даже есть целые тонны литературы и материалов на эту тему
И даже направление создали! UI/UX называется(вы даже лучше нас об этом знаете)
Оно решает вопрос взаимодействия пользователя с приложениями и другими сервисами
Идея его проста:
Если пользователи видят, что это неудобно, то этим пользоваться не будут, а, следовательно, это способствует их оттоку, как нам этого не допустить, а становиться только лучше и привлекать людей? (а это уже вопрос бизнеса или я ошибаюсь? 🤷‍♂️)

p.s Мы с Мимокрокодилом в одном офисе работаем)

Ответить

Как ни странно, самым удобным приложением кажется сбер.

2
Ответить

@Альфа-Банк @Сбер @Тинькофф как вам предложенное видение того, как можно улучшить ваше мобильное приложение?

1
Ответить

Здравствуйте.

Спасибо за ваши предложения. В наших интересах сделать приложение удобным, понятным и интересным для клиентов.
Будем иметь ввиду вашу обратную связь 😊

1
Ответить