Как правильно выбрать стажировку, чтобы получить профессию, а не «подарить» свой труд недобросовестному работодателю

Как правильно выбрать стажировку, чтобы получить профессию, а не «подарить» свой труд недобросовестному работодателю

Стажировка — отличный старт для начинающего карьеру специалиста и для людей, которые решили освоить новую профессию. Но тут есть особенности и даже риски.

Компании организуют стажировки и вкладываются в обучение, чтобы с гарантией нанять подготовленного специалиста и вверить ему работу. Но не все такие честные. Некоторые компании набирают стажеров только для того, чтобы использовать их труд бесплатно.

В этой статье расскажем, куда смотреть, чтобы не попасть в недобросовестную компанию, и как подготовиться, чтобы наверняка пройти собеседование на стажировку.

Анализируем свои ценности

Выберите направление деятельности, которое вам интересно: маркетинг, спорт, айти, образование, финансовая деятельность и др. Ответьте себе, в какую сферу вам точно не хочется.

Пример плохо составленной вакансии: минимум конкретики о самой программе обучения и условиях стажировки, много эмоций, панибратство. Из плюсов — пусть коротко, но все же рассказывают, чему будут учить и обещают характеристику
Пример плохо составленной вакансии: минимум конкретики о самой программе обучения и условиях стажировки, много эмоций, панибратство. Из плюсов — пусть коротко, но все же рассказывают, чему будут учить и обещают характеристику
<p>Вакансия подробно расписана, дает информацию, чем занимается компания и кто ее клиенты. Есть сведения о программе стажировки и условиях работы, спокойный деловой тон говорит о деловом подходе к работе</p>

Вакансия подробно расписана, дает информацию, чем занимается компания и кто ее клиенты. Есть сведения о программе стажировки и условиях работы, спокойный деловой тон говорит о деловом подходе к работе

Посмотрите разные вакансии по заинтересовавшему направлению и проанализируйте, какие задачи нужно будет решать и какие навыки для этого требуются. Соотнесите это с собой: готовы ли вы общаться с клиентами или предпочитаете общество надежной техники? Какие скиллы у вас уже есть, а что стоит подтянуть?

Сами должности могут называться как угодно, смотрите на содержание вакансии: что нужно делать и каковы требования к кандидату.

Есть ли у вас табу? Например, кто-то принципиально не готов продавать алкогольную продукцию, а кто-то, наоборот, мечтает о карьере сомелье.

Посмотрите, какие компании вообще предлагают стажировки. Исследуйте их сайты, социальные сети. Если на сайте мало страниц, а соцсети заброшены — это красный флаг, здесь стоит быть осмотрительнее.

Составляем резюме

Работодатель изучает резюме, чтобы понять, будет ли тот или иной кандидат полезен ему в работе. Значит кандидату нужно рассказать в резюме о своем образовании и навыках, релевантных вакансии.

Например

Не нужно писать о том, что вы умеете играть на гитаре, если откликаетесь на стажировку в сфере менеджмента. Этот навык нерелевантен. А вот если вы хорошо умеете находить общий язык с разными людьми и можете привести подтверждающие примеры, это стоит указать.

Если вы откликаетесь на вакансии разных должностей или из разных отраслей, нужны разные резюме. Обратите внимание, чтобы название должности в резюме совпадало с вакансией.

«Прожиточный минимум» навыков любого офисного сотрудника

  1. Умение писать тексты, вести деловую переписку.
  2. Грамотная устная и письменная речь.

  3. Работа в команде, коммуникация.
  4. Многозадачность — это не делать сразу все одновременно, а способность выдерживать большой объем задач и переключаться между ними.
  5. Владение базовыми программами: электронная почта, эксель, гугл-доки, трелло, сделать скрин, записать видео, быстрая печать.
  6. Умение работать с большим объемом информации, пользоваться гуглом и чатом GPT.
  7. Базовые навыки тайм-менеджмента, умение организовать собственную деятельность.

Посмотрите соцсети и раздел «О нас», чтобы понять, вызывает ли у вас эта компания эмоциональный отклик. И почитайте нашу <a href="https://vc.ru/hr/125250-timbilding-v-inbox-marketing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">статью о тимбилдинге в Inbox Marketing</a>
Посмотрите соцсети и раздел «О нас», чтобы понять, вызывает ли у вас эта компания эмоциональный отклик. И почитайте нашу статью о тимбилдинге в Inbox Marketing

Заполняем раздел «Обо мне»

Цель раздела «Обо мне» — раскрыть вас как личность. Работодателю он помогает понять, сойдетесь ли вы на ценностном уровне, сможете ли влиться в коллектив.

Например

В разделе «Обо мне» как раз уместно написать о своих увлечениях, характере, семейном положении (если хотите).

Избегайте общих слов — конкретизируйте, покажите примеры. Не стоит писать слишком личную информацию и нарушать стилистику делового общения.

❌ Счастливая мама трех ангелочков, душа любой компании, обожаю петь песни у костра под звездным небом.

✅ Играю на гитаре, люблю пеший туризм и проводить время с семьей и друзьями.

❌ Ответственный, дисциплинированный, трудоспособный молодой специалист.

✅ Ответственно подхожу к делам, умею планировать работу и не срываю сроки. В университете диплом писал постепенно и сдал вовремя, а не в последнюю бессонную ночь.

Пишем сопроводительное письмо

Если цель резюме — рассказать о вас как о специалисте, то сопроводительное письмо показывает вашу заинтересованность в работе, почему вы хотите попасть в эту компанию и какую пользу можете принести.

В сопроводительном письме на вакансию стажера будет уместно написать, почему хотите попасть именно сюда, какой профессией хотите овладеть и рассказать о своих навыках более конкретно.

Например

В сопроводительном письме вы можете раскрыть некоторые навыки, проиллюстрировав их примерами.

Умею писать тексты → вел колонку в студенческой газете.

Умею управлять людьми → организовал выпускной вечер на 50 человек.

Сопроводительное письмо не должно быть слишком длинным, постарайтесь уложиться в 3—5 абзацев.

Идем на собеседование

Задача собеседования для потенциального стажера — узнать максимум о предстоящей программе обучения. Чтобы ничего не упустить, используйте список опорных вопросов (а еще активные кандидаты вызывают больше симпатии у эйчара, так что не стесняйтесь много спрашивать).

  • Сколько длится стажировка?

Нормальная длительность 3—6 месяцев. Если стажировка короче, то возникает вопрос, сколько там профессиональной информации, принесет ли такая стажировка пользу. Если стажировка длится дольше 6 месяцев, это тоже странно, ведь стажер, как правило, получает оплату ниже рынка либо работает и вовсе бесплатно.

  • График работы на стажировке?

Для стажировки нормальны полный или неполный день. Красный флаг — ненормированный график. Для некоторых должностей перегруз обычен, но на стажировке такого быть не должно.

  • Где проходит стажировка: в офисе или удаленно?

Оба варианта приемлемы, но очные стажировки, как правило, эффективнее. Стажер погружен в рабочую атмосферу и находится в постоянном контакте с куратором.

На удаленке стажироваться сложнее: синхронизироваться с командой труднее, чем очно, может возникнуть чувство брошенности, другие коллеги меньше дают фидбека, потому что поглощены работой и могут забыть об удаленном стажере.

  • Что входит в программу стажировки?

Уточните, чему вас будут учить, какие конкретно навыки вы получите в ходе стажировки, как будет проходить обучение.

Например

Не стесняйтесь задавать прямые вопросы о предстоящем обучении:

— буду ли я общаться с клиентом?

— буду ли участвовать в создании продукта и каким образом?

— будут ли тесты или задания, будут ли их проверять?

— как я пойму, что успешно прошел стажировку?

Например, в Inbox Marketing стажеры учатся по обширной программе обучения. После стажировки они умеют составлять ТЗ дизайнеру на email, статью или презентацию, разрабатывать стратегию маркетинговых коммуникаций, брифовать клиента, правильно вести документацию по проекту, проводить предпроектное обследование для новых клиентов и др.

  • Будет ли куратор?

Куратор должен вести обучение, давать задания и проверять результат, рассказывать, как устроены бизнес-процессы, учить пользоваться инструментами и сервисами для работы, давать обратную связь. Для стажера куратор — главный человек. Если куратора нет — это красный флаг.

Например

Куратором может быть специалист-практик, а может быть представитель специально организованного отдела по обучению. Плюсы и минусы есть у тех и других.

Практики знают продукт и технологии до винтика, но они загружены рабочими задачами и не смогут все время уделять только стажеру. Отдел обучения информационно запаздывает и больше концентрируется на общий вещах, но у него больше возможностей уделять внимание и помогать стажерам.

В Inbox Marketing со стажерами работают руководитель и куратор — это маркетологи-практики. Руководитель ставит глобальные цели на обучение, дает задания и обратную связь. Куратор всегда находится в офисе, помогает справиться с задачей, отвечает не мелкие вопросы и оказывает поддержку.

  • Будет ли трудоустройство, если стажировка пройдена успешно?

Бизнес организует стажировки и вкладывает в них немало усилий, чтобы в результате нанять уже обученных под свои процессы сотрудников. Если о трудоустройстве отвечают уклончиво — бегите.

  • Оплачивается ли стажировка?

Основная награда на стажировке — знания и навыки, которые получает стажер из первых рук, поэтому оплата бывает не всегда, и это нормально. Особенно если обучение длится в пределах 3 месяцев.

Если вы идете в очень известную компанию, то стажировка может быть неоплачиваемой или даже платной для вас. Если на собеседовании говорят «стажировка оплачивается за счет компании» — это неоплачиваемая стажировка.

Например

Варианты оплаты стажировки могут быть разными:

— неоплачиваемая;

— частично оплачиваемая: первый месяц без оплаты, далее — выплачивается стипендия;

— платная для стажера.

В Inbox Marketing стажеры получают стипендию со 2-го месяца обучения, так как первый месяц посвящен изучению теории и знакомству. Если по итогу первого месяца обе стороны готовы продолжить сотрудничество, стажер переходит к практике и начинает работать над реальными задачами.

Собеседование часто вызывает волнение, поэтому не стоит принимать решение сразу. Лучше дать впечатлению отстояться и еще раз проанализировать ситуацию.

Красные флаги

🚩 Деятельность компании не вызывает интерес.

🚩 У компании нет сайта, либо он маленький и старый, а соцсети заброшены.

🚩 Плохо составлена вакансия: очень короткая, минимум конкретики, зато много эмоций.

🚩 Стажировка длится меньше 3 месяцев, либо дольше 6 месяцев.

🚩 График работы на стажировке — ненормированный.

🚩 Нет программы обучения.

🚩 Нет куратора.

🚩 Не обещают трудоустройства.

Если красных флагов нет, а общее эмоциональное впечатление устойчиво позитивное, кажется, вы нашли ту самую иголку в стоге сена. Решайтесь!

Статью подготовили Inbox Marketing и Ольга Горячева.

77
2 комментария

Хорошие пункты, на которые нужно обращать внимание. Помню когда первый раз пришел на стажировку, не зная как вообще она может выглядеть, то пропустил мимо ушей и её длительность и то, что по итогу всё бесплатно

1
Ответить

Спасибо, рады, что вам понравилось. А чем закончилась эта стажировка, была ли она полезна?

Ответить