Цифровизация в отдельно взятом государстве: пример Эстонии и реально ли его повторить

Глобализация — это рука помощи для маленьких государств: за счет всемирного разделения труда любое организованное сообщество может встроиться в рынок, взяв на себя ту или иную функцию, а развитие IT-технологий этому напрямую способствует. Сегодня мы поговорим о примере одной маленькой восточноевропейской страны, в которой ресурсов еще меньше, чем территории или населения. Ее новейшая история вдохновит даже прожженных скептиков и покажет, что цифровизацию не преподносят на блюдечке, но ее можно ввести планомерно и пошагово, используя, в общем-то, очевидные принципы регулирования. Итак, Эстония!

Цифровизация в отдельно взятом государстве: пример Эстонии и реально ли его повторить

Независимость как новая эпоха

В 1991 году махина Советского Союза дала сбой, и страна развалилась на 15 кусков. Один из них на севере Балтийского моря был едва ли не самым маленьким как по территории, так и по численности. Крошечная Эстония имела за плечами 21 год самостоятельной жизни с 1918 по 1939 годы и последовавший далее опыт советской экономической модели. Но вот настало время начать жизнь заново, и государство оказалось на распутье.

С одной стороны, Эстония встала на проевропейский путь развития и достаточно быстро смогла вступить в ЕС (тут мы забегаем несколько вперед: договор был подписан в 2004 году). Кажется, что это было предопределено, но даже Европа не берет нахлебников просто так: ей нужны рынки сбыта, права человека и экономическое развитие. А наш субъект обзора обладал старой, еще советской инфраструктурой, хоть и хорошо развитой, но не подходящей для сателлита распавшейся империи, собравшейся в другое объединение. В попытке построить свою субъектность и выбрать путь развития Эстония выбрала развитие IT-сектора и превращение региона в глобальный технологический хаб.

Население, жаждущее независимости, скоро столкнется с вопросом, как ее обеспечить финансово.
Население, жаждущее независимости, скоро столкнется с вопросом, как ее обеспечить финансово.

Вводные данные у эстонцев были так себе: менее половины населения страны обладали телефонной линией, о доступе в интернет не шло и речи. Как же государству удалось выйти на первое место по цифровизации и убрать всю бумажную бюрократию, параллельно мотивируя население изучать новейшие технологии? Тут нам придется копнуть чуть глубже.

Первые шаги

Независимое правительство Эстонии вряд ли выделялось чем-то на фоне балтийских соседей, разве что молодостью чиновников: средний возраст участников кабинета не превышал 35 лет. Эти люди провели всю сознательную жизнь в СССР, но к моменту его развала находились в расцвете сил и выступали за максимальную открытость мира. В момент, когда интернет широкими шагами шагал по миру, руководители республики сделали ставку на него, отказавшись от всех советских наработок.

Широко известна история, когда дружественная Финляндия предложила Эстонии технологии аналоговой связи в подарок. Правительство неожиданно отказалось, смело заявив, что эстонцы будут общаться не по аналоговому телефону, а сразу по интернету. Что оно сделало в первую очередь?

В 1994 году в стране начинаются разработки стратегии развития IT, предусматривавшие постоянное финансирование отрасли из госбюджета в размере 1% ВВП. Эта мера «страховала» эстонский IT в случае любых политических пертурбаций. А спустя два года появляется амбициозный план под названием Tiigrihüpe — «Прыжок тигра». Одним из его инициаторов являлся тогдашний посол Эстонии в США и будущий президент, а ныне активный участник твиттерских разборок — Тоомас Хендрик Ильвес. Проект нес уникальную миссию: обеспечить введение IT в жизнь каждого эстонца как с участием государства, так и с привлечением частных инвестиций.

Такой вот смешной логотип у серьезного и результативного проекта по стратегии развития IT. Дизайнерам 90-х простительно!
Такой вот смешной логотип у серьезного и результативного проекта по стратегии развития IT. Дизайнерам 90-х простительно!

Эстонцы здраво рассудили, что закладывать фундамент нужно с самого детства. Уже к 1997 году 97% школ имеют продвинутые компьютерные классы с подключением к интернету. Это означало конец для привычных протоколов UUCP и переход на ПК IBM. Это стоило очень немалых средств, но правительство не пожалело денег на образование и, по сути, вложилось в будущие мозги страны.

Доступ к интернету подавался как безусловное право человека. Открывались классы компьютерной грамотности с бесплатным обучением, их прошли сотни тысяч граждан. Пенсионерам предложили субсидии на покупку ПК, чем воспользовалось до 50 тысяч человек. При этом, работая с будущими пользователями, государство сразу закладывало инфраструктурные основы: в 2001 году появляются первые точки бесплатного Wi-Fi, которые к настоящему времени охватывают практически всю территорию страны.

1996 год, урок информатики в эстонской школе.
1996 год, урок информатики в эстонской школе.

Наконец, нужно было как-то гарантировать безопасность всего этого онлайн-благоденствия. Решение нашлось: в 2001 году появляется система управления данными X-road — чисто эстонская разработка. Эта платформа до сих пор используется для подключения к базам данных, записей и поиска информации. Все данные шифруются криптографией и относительно надежно защищены от казусов, и даже IT-чиновники не могут по своему желанию попасть в закрытые разделы базы.

Все принятые правительством меры шли в комплексе и преследовали несколько целей: переход всей бюрократии на цифровую основу, повышение инвестиционной привлекательности страны и, конечно, рост благосостояния граждан и улучшение предоставляемых им услуг. Программы развития были крайне смелыми и неожиданными для государства, еще 10 лет назад вышедшего из старого мира. Что ж, они оправдали себя, и Эстония первой в мире вошла в будущее как целое государство.

Цифровой рай

Достижения Эстонии в IT-сфере можно перечислять бесконечно, но мы остановимся на главных из них.

Каждый эстонец может взаимодействовать с государством на удаленной основе. Можно забыть о перетаскивании бумажек из одного учреждения в другое: даже участие в национальных выборах требует только доступа к Интернету (привет, ДЭГ!). Граждане обладают цифровыми паспортами, с помощью которых могут пересекать границы внутри ЕС, подписывать документы (электронные подписи приравниваются к бумажным), платить налоги и подавать заявки на различные госуслуги. Отдельно выделим возможность идентификации личности при входе в мобильные банкинги и прочие онлайн-сервисы. Да, это место просто рай для адептов Web 3.0!

Бурного развития IT-бизнеса в такой стране было не избежать. Видеосвязь — Skype, такси — на Bolt, учить языки — через Lingvist. Эстония породила несколько цифровых гигантов и множество мелких компаний и стартапов, которые каждый день двигают цифровую революцию по всему миру. А еще сюда активно приходят иностранные инвесторы: все дело в практически нулевом налоге на прибыль, отсутствии необходимости вносить уставной капитал и других приятных льготах, в частности, в составе учредителей может на 100% не быть резидентов ЕС и конкретно Эстонии. Кстати, все налоги платятся онлайн, а система налогообложения максимально понятна и доступна для иностранцев.

А что по инновациям? Очевидно, что активная регистрация стартапов в стране приводит как к развитию страны, так и появлению многих новинок под эстонским брендом и флагом. Выше мы уже сказали про Skype и Bolt, снискавшие популярность по всему миру. Но эстонцы не останавливаются на этом. Яркий пример — Starship Technologies: компания, базирующаяся в Таллинне и имеющая филиалы в США и Швейцарии, разрабатывает уникальные решения в робототехнике, а по улицам эстонских городов снуют робокурьеры, которые могут перевезти до 18 кг веса. Инженерный отдел компании и все мозги расположены в Таллинне, и хотя компания активно использует возможности офшорной регистрации, Эстония будет одной из первых стран, где на улицах появятся массы электронных курьеров, пока другие регионы могут лишь похвастаться скромными тестами робототехники.

Эстонский символизм: посреди советского жилищного фонда гордо рассекает продукт новой эпохи.
Эстонский символизм: посреди советского жилищного фонда гордо рассекает продукт новой эпохи.

Для такого небольшого куска земли, у которого из явных преимуществ есть только выход к морю, Эстония задействовала максимум возможностей и по большому счету придумала свой собственный вектор развития — уникальный и непохожий на другие. Опыт местного правительства уже пытались продублировать многие города и страны, но мало у кого получилось. Так в чем же эстонский секрет?

Уроки цифрового будущего

На пути к технологическому развитию Эстония следовала нескольким программам, общим и детальным. Все они придерживались некоторых принципов, и мы попробуем перечислить их:

  • Пусть двигаются данные, а не люди. Минимум бюрократии, максимум цифровизации. Страна банально не могла позволить себе большой административный штат и вместо многих живых чиновников создала одного — электронного, безликого и одинаково справедливого ко всем.
  • Цифровая безопасность и унификация. Успехи эстонского IT выстроены и на основе эффективной системы государственных услуг. Любое удостоверение личности или документ имеет свой онлайн-идентификатор, и все данные надежно защищены блокчейном.
  • Ставка на человеческий капитал. Можно просто закупить несколько тысяч лучших компьютеров и ввести их на внутренний рынок, а можно организовать массовое обучение граждан информационным технологиям и плавно подвести их к новой реальности, из которой они сами не захотят выходить.
  • Прозрачность и честность. Эстонское правительство могло работать на собственные интересы — обогащение членов кабинета и расхищение национального достояния. Вместо этого оно ввело новые институты, которые сделали коррупцию невозможной: все проходящие платежи контролируются через тот же X-road и другие программы. Власть максимально открыта к народу и имеет кредит доверия, который она уверенно оправдывает.

Показательность или уникальность?

Насколько эквивалентен эстонский опыт по отношению к другим странам? Можно ли его скопировать и добиться тех же успехов? Этими вопросами задаются многие, а чиновники и делегации из разных стран регулярно приезжают в Таллинн, чтобы получить свой урок цифровизации. Получается, правда, так себе.

Есть мнение, что у Эстонии все получилось настолько хорошо по тем же причинам, по которым изначально «все было плохо»: маленькая, предельно унифицированная страна (тут, конечно, не берем в расчет этнический состав и институт неграждан, но это другая история), изначально вынужденная держаться за себя и за свои возможности, развиваться изнутри без поддержки в виде исключительных исторических связей или богатых природных ресурсов.

Размер страны и правда решает: закон, изданный в маленькой унитарной европейской стране, будет соблюдаться куда лучше, чем если бы он вышел в огромной федерации или государстве размером с континент. И тут нет отсылки к России: проблема любой крупной страны — это соблюдение законодательства во всех ее уголках, ведь для этого требуются большие усилия по контролю введенных мер. Но для этого есть пробные законодательные акты, которые могут вводиться в отдельных областях, подобно тому как электронное голосование в России впервые проводилось в отдельных областях и позднее уже в готовом виде было введено в Москве.

Нет сомнения и в том, что люди, ответственные за цифровизацию, должны быть предельно честными чиновниками, работающими на благо общества. Насколько это возможно — решайте сами. Россия здесь не уникальна, любая страна сталкивается с одинаковыми проблемами в функционировании бюрократического организма. Коррупция, неэффективность, расточительство были свойственны любому правительственному аппарату в любое время. Вопрос в том, как они пресекаются и что для этого делается.

Наверное, главная причина успеха эстонцев в IT-мире — это все же прагматичная безысходность. У этой республики не было другого пути, кроме как стать небогатой европейской окраиной, которой она была все время своего существования. Но группа энтузиастов, часть из которых работали в госаппарате, решили это изменить, и у них получилось. Получится ли у остальных стран пройти по эстонской дорожке? Поживем — увидим.

33
6 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Логотип с тигром один из лучших, что я видел!

Ответить

А вы знаете толк в хороших дизайнах

Ответить
Комментарий удалён модератором

В статье говорится о цифровизации государственных услуг, например. Во многих даже развитых странах это все еще гигантская бюрократическая боль. Также очень много технологических стартапов для такой небольшой страны

Ответить

А чем в итоге цифровизация отличается от рабства, тот же самый тотальный контроль

Ответить

благодаря техническому прогрессу и распространению цифровых услуг вы теперь находитесь в собственности у другого человека, не можете жить, где хотите, и заниматься тем, что нравится?

Ответить