​​Как избежать типичных ошибок, из-за которых ваш розничный магазин теряет деньги: 10 советов для начинающих

Прежде чем открывать магазин, нужно выяснить — жива ли еще розница? Есть ли смысл открывать оффлайн точку, когда торговля переходит в онлайн?

​​Как избежать типичных ошибок, из-за которых ваш розничный магазин теряет деньги: 10 советов для начинающих

По данным Росстата, оборот розничной торговли в августе 2023 года составил 4,17 трлн рублей. Объем ритейла вырос на 11% к аналогичному периоду прошлого года.

Магазины у дома и непродуктовая розница, бесспорно, востребованы в России. Но открыть собственный магазин с нуля крайне непросто — нужно изучить конкурентов, зарегистрировать бизнес, найти подходящее помещение, поставщиков и закупить товар. А еще составить бизнес-план, изучить рынок, законодательство и продвигать торговую точку — порой кажется, что открыть собственное дело — все равно что в космос полететь.

Специально для читателей VC.ru мы подготовили гайд по розничной торговле. В нем – пошаговые инструкции по открытию самых разных видов розничных магазинов — от продуктов питания и одежды до зоотоваров и табака.

Чтобы магазин хорошо работал, надо соблюсти несколько базовых моментов:

  1. Найти хорошее место. Для товарного бизнеса локация — это самая важная часть. Покупатели будут заходить как целенаправленно, так и просто с улицы, поэтому важно быть там, куда просто добраться. Первую точку лучше всего открывать в центре города, на одной из пешеходных улиц.
  2. Выбрать нишу и подобрать ассортимент. В идеале вы должны выбрать четкую рыночную нишу и закрыть все потребности покупателя. Сегодня стабильный спрос наблюдается на следующие товары:

    - одежду и обувь,

    - продукты, мясо и рыбу,

    - пиво и табак,

    - цветы,

    - кондитерку,

    - электронику, бытовую технику и компоненты для нее,

    - товары для животных,

    - товары для дома.

    При этом лучше выбирайте сферу, которой интересуетесь и что-то о ней знаете.

  3. Начать рекламу до открытия. Продвижением стоит заняться до открытия. Для начала — можно повесить плакаты с информацией о том, что здесь будет торговая точка, раздавать рекламные флаеры, поставить колонки с аудиооповещением о новом магазине.

  4. Изучить конкурентов. Конкуренция в розничной торговле огромная, поэтому прежде, чем открывать магазин, узнайте, как идут дела у других, и заранее продумайте, чем "‎цеплять"‎ клиентов. В первую очередь смотрите на тех, кто торгует в одном с вами районе.

  5. Составить бизнес-план. Его можно заказать у специалиста или написать самостоятельно. Готовые шаблоны используйте как базу, меняйте под себя и свою специфику бизнеса. Учтите как разовые расходы — на ремонт помещения, покупку торгового оборудования, регистрацию предприятия и т.д., так и ежемесячные расходы — аренду, рекламу, коммунальные платежи, закупку товара, оплату труда персонала. Посчитайте планируемый доход. Для этого нужно использовать информацию о среднем чеке и пропускной способности аналогичных магазинов.
  6. Обеспечить клиентский сервис. Обслуживание клиентов — дружелюбное, приветливое, комфортное — один из главных китов благополучия розничного магазина. Человек должен выходить из магазина с улыбкой. Грамотно подобранная и обученная команда продавцов — это передовая бизнеса. Уделяйте ей максимум внимания.

  7. Соблюдать законодательство. В первую очередь соблюдайте кассовую дисциплину. Контроль кассы, выдачи чеков и регулярные инвентаризации — помогут не только избежать штрафов и проблем с законом, но и воровства кассиров, которое часто встречается в рознице.
  8. Использовать возможности автоматизации. Кто не умеет работать с современными технологиями, увы, рано или поздно проиграет более продвинутым конкурентам. Товарный и складской учет, логистика, контроль магазинов, планирование продаж могут и должны быть автоматизированы.
  9. Не игнорировать маркировку товаров, ЕГАИС, контроль МРЦ. Сейчас маркируют одежду, обувь, воду, табак, молочную продукцию и другие товары, то есть розничный магазин скорее всего будет работать с маркировкой. За нарушение правил маркировки грозят штрафы и даже уголовная ответственность, а товар конфискуют. Штраф за продажу немаркированной продукции составит от 4 тысяч до 300 тысяч рублей.
  10. Собирайте информацию о своих клиентах. Историю покупок, средний чек, любимый товар. В этом помогут программы лояльности, которых на рынке сегодня множество.

Даже соблюдая эти базовые правила, нет гарантий, что вы преуспеете в рознице и ваш магазин быстро начнет приносить прибыль. Успех торгового бизнеса зависит от работы предпринимателя и еще множества внешних факторов, которые бывает трудно предвидеть на старте.

Еще больше полезной информации по развитию розничных магазинов можно узнать в телеграм-канале МоегоСклада, где мы регулярно рассказываем о новых инструментах для автоматизации бизнеса, его масштабирования и продвижения, даем лайфхаки, как сэкономить на налогах и избежать штрафов. А также главные новости законодательства для малого и среднего бизнеса.

55
2 комментария

хочется инструкцию по кондитерскому магазину. есть?

1
Ответить

Здравствуйте. Есть гайд по открытию кондитерской с нуля.

Ответить