В программисты я б пошёл, пусть меня научат

Как сэкономить на обучении? Какие есть варианты? Советы сомневающимся, подсказки начинающим. Анализ рекламных проспектов.

Введение: вопросы и план, об авторе

В этой статье я хочу помочь читателям ответить на следующие вопросы:

  • Стоит ли мне идти в программисты?
  • Стоит ли мне покупать курс или идти в онлайн-школу?
  • Какие факты скрывают рекламные лендинги?
  • Как можно сэкономить на обучении?
  • Как выбрать курс или школу?

Содержание

Кто автор

Программист и ментор. Опыт программирования 11 лет. Опыт преподавания — четыре года.

Зачем

Статья актуальна, потому что бомбардировка курсами будущих разработчиков не прекращается. Другими курсами тоже атакуют отовсюду, но мои знания ограничены. Тем не менее советы в этой статье помогут вам стартануть без ощутимых вложений в любом начинании.

Прежде чем мы начнём

Не важно, чему вы хотите обучиться, ваши знания о новой для вас отрасли размыты и неточные. Ваша неосведомлённость — главный ключ к продаже вам чего-то ненужного.

Чтобы у вас был объективный взгляд со стороны, я и задумал этот материал, в котором поделюсь своим мнением.

Сбор информации

Чтобы было что анализировать, раскрывать «замануху» или хвалить за правдивые данные, нам нужна информация. В этом разделе соберём список курсов, которые мне выдали «Яндекс» и Google.

«Яндекс»:

Google:

Итоговой список анализируемых страниц:

Анализ

В тексте я буду использовать следующие оценки:

  • Правда — создатели не врут или у нас недостаточно информации, чтобы прямо сказать, что это ложь.
  • Лукавят — будем использовать этот термин, когда от вас пытаются утаить часть информации в угоду продаже.

В остальном статья будет выглядеть как рассказ с советами и выводами.

Сколько нужно времени

Курс подходит для работающих людей, у которых мало времени.

онлайн-школа, отдел маркетинга

Лукавят. Если у вас мало времени, то возможности обучиться программированию в адекватные сроки у вас нет. Предположим, курс идёт шесть месяцев. Это 26 недель. В будни вы тратите по одному часу в день, в выходные по два часа в день. Итого за неделю: 5 + 4 = 9 часов. Добавим ещё один час, как будто вы занимаетесь «усердно», в итоге у нас десять часов в неделю. 260 часов за полгода непрерывной работы.

Результатом 260 часов у вас (по мнению школ) будет: умение верстать адаптивно и семантически верно, умение использовать JavaScript (подключение плагинов, валидация формы и прочие операции). Это хорошие, крепкие навыки.

Теперь представьте, если за 260 часов можно научиться на «приемлемую» зарплату, то получается, если удвоить усилия и заниматься по два часа в будний день и по четыре часа в выходной, вы за три месяца сможете достичь такого же результата! А значит, от зарплаты начинающего специалиста вас отделяют всего три месяца усердной работы. Сказка.

Продвинутый вариант: очередные шесть месяцев, однако требования «кусаются». Необходимы базовые навыки более 25 часов в неделю минимум. Вам это число всё ещё кажется маленьким? Не забывайте, что рабочая неделя — 40 часов.

Не могу пройти мимо, хочу отметить требование подписать договор. Нет ситуаций, в которых вам было бы это выгодно.

Некоторые школы предлагают вам освоить азы за время от 16 до 24 часов. Лукавят. Кроме часов на обучение вам придётся потратить на домашнюю работу в два-три раза больше.

Как насчёт интенсива?

Интенсивный курс. Веб-разработка для начинающих.

Записывайтесь и за шесть недель освойте адаптивную вёрстку, JavaScript и получите мощный проект в портфолио.

онлайн-школа, отдел маркетинга

К сожалению, не указано, что вы должны при этом не работать, так как далее в программе количество материала зашкаливает. Сами авторы не скрывают: «14 обучающих модулей, семь практических вебинаров, более 100 часов обучения».

Ещё раз: более 100 часов обучения! Это с домашним заданием или без? Если без, то по старой формуле добавляем как минимум 200 часов на домашнее задание. Итого 300 часов за шесть недель (42 дня по семь часов без выходных).

Даже если это обещание претендует оказаться правдой, вам нужно сделать иной вывод: курс — не просто интенсив, а супермегаинтенсив. Абсолютно не пригоден для начала обучения.

Не оставлю в стороне фулстек-разработку. Модно, стильно, трудно.

​Заманчивое описание Онлайн-школа
​Заманчивое описание Онлайн-школа

Обратите внимание: «Уже через два месяца… а уже через шесть месяцев…»

Лукавят. Не указано, сколько вы должны уделять времени. При загрузке 40 часов в неделю через шесть месяцев вы фулстек-JavaScript-разработчиком не станете. Для тех, кто готов поспорить, напоминаю: этот лендинг обучает с нуля. Также в качестве мнения давайте посмотрим на другую онлайн-школу.

За девять месяцев обучения по десять часов в неделю вы освоите востребованные навыки веб-разработчика и соберёте портфолио проектов.

онлайн-школа, отдел разработки

Смотрите, вам предлагают обучаться по десять часов в неделю. Говорят, за девять месяцев вы освоите востребованные навыки веб-разработчика. Очень аккуратно написано, кстати. Никаких громких обещаний.

Разница между «навыки веб-разработчика» и JavaScript-фулстек — огромная. Кто-то точно не говорит всей правды, не так ли?

Выводы, которые можно сделать в конце раздела:

  • Считать в неделях — неправильно. Правильно считать в часах.
  • Длинный курс — обязательства для людей с выдержкой, которые уже в теме разработки.
  • Интенсив не подходит для старта обучения.
  • Количество часов обучения — верхушка айсберга. Количество часов для домашней работы — подводная часть. Всегда уточняйте на программе курса, указан ли объём, учитывающий «домашку», или нет.

Для себя ответьте на вопросы: вы можете стабильно, каждую неделю находить свободные десять часов? Вы готовы тратить их на чтение технических текстов и выполнение заданий? Процесс сопровождается интересными открытиями. И обучение — это интересно.

Но интересно ли вам программирование? Для ответа на этот вопрос вам не нужен курс длиной в шесть месяцев, есть менее затратные способы это выяснить. О них будет дальше, а пока продолжим анализировать.

Чему я научусь

Хороший курс предполагает, что вы сможете добавить в своё портфолио новый проект или проекты. Если у курса нет практического результата, который можно «пощупать, покрутить, потыкать», то приоритет этого курса устанавливаем в ноль.

Обязательно пролистайте, хотя бы до третьего изображения. Как вам такой проект? Поэтому понимание, чем закончится обучение, — ваш гарант, что этим не станут мерцающий текст и бегущая строка.

Резонно первые два скриншота заняли хорошо оформленные блоки с результатом. Как вам результаты? Давайте рассмотрим эту игру по мотивам Super Mario (текст с сайта).

Игра Ученик​
Игра Ученик​

Мне нравится. А вам?

Я хочу обратить внимание читателей на то, как игра выглядит. Наверняка это не то, о чём вы думали, когда мечтали стать разработчиком, поэтому посмотреть на результат полезно не только с точки зрения проверки курса, а также для проверки себя. Готовы ли вы работать и учиться от трёх до шести месяцев, чтобы заставить прыгать прямоугольник?

К тому же без проработки домашнего задания всё, что вы сможете, — повторять. Если вам придёт идея добавить в игру траву, которая будет скрывать половину прямоугольника при движении, то для превращения идеи в код вам потребуется ещё уйма времени. Без выполнения домашнего задания у вас даже мыслей не будет, как это можно сделать.

Уважаемый читатель, это всё не троллинг этой игры, она для уровня новичка (и не только) замечательная. Этот раздел (как и вся статья) хочет помочь ответить на вопрос: «А нравится ли тебе программирование? В таком виде нравится?». Если да — отлично, шансы есть!

В большинстве случаев игры вы делать не будете, а результатом вашего обучения вёрстке будет рекламный лендинг. Это нормально.

Почему школы не публикуют исходный код в открытом доступе — вопрос. Из перечисленных выше проектов такая возможность есть только у одной школы.

Всем разработчикам знаком GitHub, где можно оценить уровень исполнения. Я считаю, что такой подход повысит уровень доверия к продукту. Если вы боитесь поделиться результатом, то я бы не хотел у вас учиться.

Навскидку я вижу следующие проблемы:

  • Школа боится показывать результат.
  • Школа боится, что результат украдут.
  • Школа не хочет, чтобы ученики списывали.

Третий вариант звучит резонно, ну что ж, в таком случае можно:

  • Если это JavaScript-курс — опубликовать сайт в общем доступе с минимизированным бандлом (файлом с кодом, где ничего непонятно). Будущий ученик должен посмотреть, насколько сайт интерактивный.
  • Если это курс по вёрстке — записать видео, в котором будет показана вся страница целиком, как работают некоторые интерактивные элементы (если таковые предусмотрены).

Некоторые курсы обещают: «В качестве проекта мы сделаем копию Instagram или Twitter!». Здесь подразумевается, что копия упрощённая, не так ли? Попросите у школы посмотреть итоговый проект, так как зачастую упрощённые версии впечатляют своей незавершённостью.

В качестве примеров работ давайте также взглянем на скриншоты проектов одного из «продвинутых» курсов (то есть уже не с нуля). Скриншоты, потому что ничего другого школа не показывает.

Курс при этом про JavaScript, вся вёрстка уже есть заранее, следовательно, можно бы и опубликовать проекты, пусть люди смотрят, крутят, ломают. По-прежнему вижу одну причину не публиковать: скудная функциональность.

Напоминаю, скудная функциональность выпускного проекта — это не плохо. Работы много, каждая кнопка, каждая галочка, каждая деталь требует проработки. Это и есть будни веб-программирования.

Выводы на этом этапе:

  • Нет возможности посмотреть выпускной проект — не оставляем заявку на обучение.
  • Есть возможность посмотреть проект в работе (на сайте) — плюс.
  • Есть возможность посмотреть исходный код — плюс. Также можно спросить знакомого разработчика посмотреть код и спросить его мнение по исполнению.

Как я буду учиться

Обучение бывает очное (в офлайне) и заочное (в онлайне). Онлайн-обучение можно разделить на вебинары (сессия с живым человеком) и видеоуроки. Есть групповые занятия и индивидуальные.

Что выгодно для вас: живое обучение один на один.

Что выгодно для школы: один раз записали видеокурс и забыли.

Что продают сейчас: видеокурсы, групповые занятия (вебинары) и помощь консультанта один на один.

Здесь мы подходим к переломному моменту нашей истории, так как в интернете есть великое множество полноценных видеокурсов с практикой и выпускным проектом. Цена за видеокурс значительно дешевле. Поэтому, если вам нужен человек, который будет вас пинать и разжёвывать материал, то этот момент должен с особой тщательностью прорабатываться на этапе поступления.

Ваши вопросы к школе:

  • Сколько занятий с преподавателем будет в течение курса?
  • Сколько человек в группе?
  • Сколько часов индивидуальных консультаций включено в стоимость? Как считается «час»? За один вопрос (звонок) или по времени?
  • Есть ли текстовая поддержка от наставника? Сколько нужно ждать ответ?

Все эти вопросы лучше задавать по почте, чтобы у вас был ответ от представителя, которым можно будет оперировать, если школа забудет об условиях.

Как видите, все условия максимально размыты. В многообразии ссылок для этого материала я уже потерял чью-то школу, где было написано: включает столько-то часов консультаций с наставником. У остальных стандарт: ответ в чате и доступ в нашу закрытую платформу для учеников.

Спойлер: в интернете хватает сайтов, где можно задать вопрос и получить вменяемый ответ. Да, это может быть дольше и ваш вопрос может остаться без ответа, но это бесплатно. Список сайтов вы найдёте в конце статьи (ссылка).

Подсказка от живого человека может сэкономить вам не только часы, но и дни. Очные занятия с преподавателем или наличие наставника — единственный серьёзный плюс онлайн-школы перед видеокурсом или книгой. Не путайте очные занятия с единичными вебинарами, воркшопами и практикумами. Таковые единичные активности случаются сплошь и рядом вне стен школы.

Интервью разработчика​
Интервью разработчика​

Когда речь заходит о том, как учиться, то обязательно появляется тру-программист. Сейчас я его процитирую:

Все эти онлайн-школы и курсы не нужны. Идёшь и читаешь документацию.

неизвестный, настоящий программист

Конечно, если бы я был согласен с этим опусом, то и статьи бы не было. Однако моё мнение таково, что изучать технологию по документации — очень хороший навык. Он либо врождённый (повезло), либо приобретается большим трудом.

Если тебе, читатель, нужен человек для ответов на вопросы, для мотивации, для ответственности, для чего-либо ещё, то список вопросов из этого раздела и есть вывод.

Если человек не нужен, продолжай чтение. Рано или поздно мы выясним, что многому можно научиться самостоятельно.

Стоимость и оплата

Катализатором к появлению этой статьи можно по праву считать следующую фразу:

Учись сейчас, плати потом, когда начнёшь зарабатывать!

онлайн-школа, отдел продаж
Обратите внимание, выплаты не вам, а вы платите за своё обучение в рассрочку
Обратите внимание, выплаты не вам, а вы платите за своё обучение в рассрочку

Опять лукавят. Гарантированный заработок на фрилансе на самом деле не гарантирован. Даже если вы зарегистрируетесь на фриланс-площадке:

  • Нет гарантии, что вы сможете выполнить работу в срок.
  • Нет гарантии, что вы получите оплату за работу.
  • Нет гарантии, что вы сможете найти заказ.
  • Нет гарантии, что вы заработаете достаточно, чтобы вам хватило на оплату курса, помимо прочих расходов.

Помните, лучший сценарий для школы — выдать вам кредит на обучение за продолжительный и дорогой курс, в таком случае вы будете платить, даже если вы не будете учиться далее. Как тут не притянуть за уши аналогию со спортзалом?

И наоборот, худший сценарий для школы: дать вам возможность платить помесячно без контракта и обязательств, предложить вернуть деньги за некачественное обучение без «звёздочек» и нереальных условий.

Окна «Мы вам перезвоним» — хороший индикатор, что школе главное побыстрее продать вам курс, а всё остальное потом. Не знаю, почему это до сих пор работает, но именно вы, будущий разработчик, будете делать такие вещи по просьбе отдела продаж.

Мы вам перезвоним Автор — отдел продаж. Реализация — будущий программист.
Мы вам перезвоним Автор — отдел продаж. Реализация — будущий программист.

Вывод:

  • Не покупаем длинный и дорогой курс.

Доверие

Разные школы по-разному пытаются тягаться с компаниями-гигантами, которые также присутствуют на сцене обучения, и поэтому предлагают установить доверительные отношения, способствующие к продаже. Это хорошо.

У школы может быть вводный бесплатный курс. Политика возврата денег в течение одного-трёх занятий или обширные обучающие материалы в свободном доступе. Здесь вновь вспомним о возможности взглянуть на проекты, которые будут выполняться по мере курса, а также на работы других учеников.

Вывод такой же короткий, как и раздел: чем больше доступно, тем лучше.

Ага, подкрался и вывод «наоборот»: если до оплаты ничего не доступно, то вероятно, от вас скрывают сырость материала. Вообще, практика «сначала попробуй» присутствует в индустрии обучения повсеместно. Нет смысла тратить внимание на тех, кто не готов к этому шагу.

О чём ещё не принято говорить в рекламе?

Не принято упоминать, что программирование — это вечное движение. Конечно, это относится к любой творческой деятельности, но не всем это ясно как день. Если вы хотите программировать, то готовьтесь к тому, что вы будете читать, смотреть и слушать огромные объёмы информации как на работе, так и в своё свободное время.

Не принято упоминать, что на рынке полно вакансий, но не для новичков. Хотя минутку…

Онлайн-школа​ Хитрый отдел​
Онлайн-школа​ Хитрый отдел​

Что нам говорит hh.ru? Внимание на левый нижний угол:

Список вакансий​ hh.ru​
Список вакансий​ hh.ru​

Лукавят или всё-таки вводят в заблуждение?

Так или иначе, предложений по работе очень много. Это факт. Даже 983 вакансии из пункта «Нет опыта» впечатляют. Не забывайте, что в таких вакансиях зарплаты большой тоже нет. Также сюда hh.ru беззаботно отнёс вакансии, в которых просто не указали минимальный порог стажа.

Не принято упоминать, что на фрилансе количество желающих запредельное. У многих огромное портфолио и профессиональный аккаунт (ещё одна статья расходов). К тому же, когда вы мечтали о программировании, то мечтали ли вы о том, что нужно будет заниматься продажами, чтобы получить заказ?

Не принято упоминать, что курс — это «Хогвартс-экспресс», который не будет ждать, если вы не осилили барьер на платформе из-за отсутствия времени, непонимания или болезни. Да, у вас останутся видеозаписи лекций, но кто их пересматривает?

Не принято упоминать, что веб-программирование в офисе, на позиции Junior, в слабой компании — это всё в кучу: дизайн, вёрстка, SEO, скрипты, группы в соцсетях, Telegram-боты.

Не принято упоминать, что большинство новичков попадают в мусорный блокчейн-проект, который зачастую трудный в плане интерфейса, но при этом вся команда, словно сито, пропускает плохой код в продакшн.

Кстати, давайте поговорим про команду.

Трудоустройство

Маркетинг-новшество последнего года или, может быть, двух. Ранее не замечал, но сейчас на это напирают. Для ученика — это, конечно, хорошо.

Обещание​ Онлайн-школа​
Обещание​ Онлайн-школа​

Что поделать, друзья, но здесь у нас правда. Раз уж вы дошли до конца курса и выполняли «домашку», вы проверенный кандидат в стажёры. Зачем тратить ресурсы на поиски, если вас уже нашли?

О чём умалчивают:

  • Заработная плата.
  • Список доступных компаний-партнёров.
  • Количество попыток вашего трудоустройства.
  • В чём конкретно заключается помощь в трудоустройстве.

Взгляните на список часто задаваемых вопросов:

Если школа допускает себе такой честный ответ на рекламном материале, представьте, сколько нужно приложить усилий в реальном мире?

Промежуточные выводы

Прежде чем перейти к разделу с экономией, хочется подытожить список важных и бесполезных пунктов рекламной страницы.

На что нужно обращать внимание:

  • Какие проекты у вас будут по окончанию курса (примеры от преподавателей или учеников).
  • Есть ли возможность посмотреть исходный код примеров (например, код находится в открытом доступе).
  • Условия обучения (сколько человек в группе, как проходят занятия, сколько часов консультаций от наставника включено и так далее). Не забывайте здесь уточнять тарифы и опции. Например, наставник может быть включён только в тарифе «Комфорт+».
  • Наличие стажировки. Условия стажировки. Имейте ввиду, что стажировка для вас имеет смысл, только если вы уволитесь с текущей работы или вы не работаете.

На что не нужно обращать внимание:

  • У нас учатся люди из следующих компаний.
  • Наши студенты устраиваются в следующие компании.
  • Отзывы.

Почему эта информация бесполезная? Потому что её не нужно доказывать. К тому же, если вы узнаете, что кто-то из студентов устроился в Avito, то для вас ценности в этом нет. Эту информацию нельзя «примерить» на себя.

Альтернатива школе, экономия здесь

Для самостоятельного обучения доступны следующие опции:

  • Видеокурсы.
  • Книги.
  • Онлайн-тренажёры.
  • Чтение статей.
  • Чтение документации.
  • Google для поиска ответов на вопросы.

Чтение статей и документации и использование поиска не работает на начальном этапе, так как у вас нет чёткого плана, с чего начать, куда копать, как задавать вопрос.

Онлайн-тренажёры рекомендую, если хочется просто поиграться в свободное время. Эта тема может повысить вашу мотивацию для изучения, так как всё интерактивно, сразу видно результат и в целом весело.

Остаются книги и видеокурсы. Главный плюс — материал подан в некой системе. То есть если вы смотрите видео по основам вёрстки, то вас постепенно введут в курс дела.

Не забывайте, курсы в онлайн-школе могут содержать до 100% видеоматериала (текст дают редко). Какой смысл в этом случае переплачивать?

Причины для переплаты мы уже обсудили выше:

  • Есть человек, которому можно задать вопрос.
  • Есть стажировка.
  • Есть гарантия качества (?).

Гарантия качества — под вопросом. Вы можете доверять бренду, вы можете взять пробный курс, вы можете прийти по рекомендации. Однако всё то же самое доступно у видеокурсов и книг.

Бренды (или сайты), которые у меня на слуху: Udemy, Lynda, «Современный учебник JavaScript», htmlbook.ru — давние участники обучения. Качество подтверждается теми же самыми отзывами, которые неизвестно кто пишет, что у видеокурса, что у онлайн-школы.

Также качество таких сайтов, как learn.javascript.ru или htmlbook.ru, можно проверить прямо на сайте. Огромная база материалов в открытом доступе.

Если вы кликали по ссылкам выше, то заметили, что всё на русском языке, кроме Lynda. На «линде» придётся зарегистрироваться и уже затем искать курсы с фильтром по языку. Таким образом, одно из очень серьёзных преимуществ курсов в рунете — язык преподавания, — более не киллер-фича. Времена, когда кроме learn.javascript.ru никто не учил JavaScript на русском, канули в лету.

Для тех, кто знает английский (или хочет его прокачать) — все «узкие тропки» русского контента превращаются в многополосное шоссе. Контента очень много. Дикция и субтитры на уровне. Для примера, на той же Lynda у каждого урока есть текстовая версия.

Продолжая идти по списку снизу вверх — стажировка. Взглянем, что пишут в рекламе:

Вы получите опыт работы с коммерческими заказами и взаимодействия с заказчиками, менеджерами, тестировщиками и другими разработчиками. А также научитесь точно оценивать сроки выполнения задач и увеличите свою скорость разработки до конкурентоспособной. Длительность стажировки три месяца.

онлайн-школа, отдел стажировки

Правда по большей части. Даже если стажировка будет проходить в плохих условиях (неинтересный проект, плохой менеджмент, слабые коллеги), вы всё равно приобретёте опыт. Нет никакой гарантии, что после обучения вы попадёте в хорошую команду. В чём лукавят? Точно оценивать сроки задач за три месяца вы не научитесь.

Последний пункт — наличие ментора. Здесь 80 на 20 (в пользу онлайн-школы). Тем не менее на многих видеокурсах есть связь с автором, где можно задать вопрос. Там же присутствует список уже заданных вопросов и ответов.

Чтобы получить помощь, можно обратиться на профильные сайты или чаты.

Список сайтов, где можно задать вопрос:

  • Форумы по технологиям (умирает).
  • Группы во «ВКонтакте».
  • Сайты вопросов и ответов: «Тостер», русский Stack Overflow, и оригинальный Stack Overflow (бурлит).
  • Telegram-каналы, Slack-чаты, Discord (бурлит).

Как уже было сказано, главный плюс книг и видеокурсов — они значительно дешевле. Выпускные проекты доступны сразу, можно посмотреть результат. Если же ссылка на проект не размещена в начале курса, то можно открыть последний урок и посмотреть, что получится.

Главный минус — материал устаревает. Но:

  1. Материалы по основам устаревают медленно. Например, на htmlbook.ru можно пройти самоучитель по HTML 4 и затем безболезненно разобраться в HTML 5.
  2. Многие авторы обновляют свои курсы и книги, чтобы продолжать получать прибыль (или дарить знания, бесплатного материала очень много).

Домашнее задание встречается реже, но хорошие курсы всё же стараются держать планку.

Здесь стоит отметить, что мы не говорим о «мусоре»: глупых курсах, книгах и псевдоучителях. Так как всё то же самое встречается и среди онлайн-школ.

Вывод: чтобы значительно сэкономить, стоит поискать курсы и книги по теме.

Как быть

Онлайн-школа, курс, книга — это инструменты. Каждый инструмент имеет оптимальное применение. В нашем случае важно следующее:

  • Книга, видеокурс — это выдержка и свой темп учёбы.
  • Онлайн-школа — помощь и забег. Если вы что-то не поняли, начинает накапливаться снежный ком непонимания, который может испортить финиш.
  • Программирование — не для всех. Не потому что «слишком умное», а потому что интересно не всем.

Заниматься неинтересным делом — время и деньги на ветер. Ваш кэп ;) Сегодня вы ищите «курсы программиста», завтра вам будет неинтересно и вы начнёте искать «курсы маркетолога».

Поэтому есть чёткий и хороший подход, в котором мы убиваем сразу двух зайцев: начинать самостоятельно, продолжать в школе (если нужно).

Если вы начнёте самостоятельно:

  • Достаточно быстро узнаете, интересна ли вам эта область.
  • Получите набор знаний, который вам поможет в «забеге» в онлайн-школе. К финишу вы придёте в форме и с удовольствием — при условии правильно подобранной дистанции (курса). Курс вы сможете выбрать взвешеннее, так как у вас уже будут знания о предметной области.
  • Разовьёте свою выдержку и главный навык программиста — чтение и обработку большого объёма информации. Поиск ответов на вопросы.

Что для этого нужно:

  • Время.
  • Доступ к компьютеру (интернет или офлайн-книга).

Опять кэп? Минуточку! Здесь очень хорошо видно портрет ученика, который сможет добиться успеха с большим шансом. А именно, если на работе у вас есть время смотреть в монитор и при этом что-то печатать, то вы идеальный кандидат на освоение новой профессии (неважно какой).

Учиться после работы сложно. Если хотите себя проверить, то выясните, сколько у вас есть свободного времени в неделю. Займите его, например, чтением книги (если вы не читаете). Продолжайте читать в течение месяца по часу в день, по два часа в выходные. Так вы прокачаете свою выдержку и навык чтения. Узнаете, есть ли у вас время и интересно ли вам. Если вам неинтересно читать, то увы, с обучением программированию будет очень туго.

Заключение

Эта статья отняла много времени, её будущее неизвестно. Быть может, она утонет в потоке других статей, быть может, её не пропустят модераторы. Но мне было интересно заниматься написанием статьи. Интересен именно процесс. Результат — приятный бонус.

Такой же подход можете протестировать на себе. Если вас интересует процесс, а не то, что о вас скажут или какой рейтинг вы получите — значит, это дело доставляет вам удовольствие. Развивайтесь в том, что приносит вам удовольствие. Благо, курсов в сети великое множество и программирование — лишь крупица интересных областей.

А если вы что-то умеете делать хорошо — делитесь знаниями.

246246
209 комментариев

Если у человека возникает вопрос - "Стоит ли мне идти в программисты?", то идти в программисты ему, конечно же, не нужно.

83
Ответить

"Стоит ли мне идти куда-то"? 
А как вы узнаете, стоит или нет, если не попробуете? Математика это не мое, это сложно. Ага, если не попробовать и не уделить внимание, как и программированию. 

Это касается любых вещей, как по мне, включая технические и гуманитарные профессии, да и просто деятельность по жизни.  

26
Ответить

Неправда ваша. За основу берете максиму "если человек хочет учиться програмиированию = он хочет работать программистом", что в корне неверно.

Есть множество причин по которым человек может быть не предрасположен к программированию но все равно учить:
1)ПМ которому надоело выслушивать буллшит бинго от программистов в подчинении без возможности самому их "ухватить за руку на горячем".
2)Инди-художиник который пилит свою игру и хочет по возможности сократить затраты и нервы на работу с тупорогими индусами.
3)Маркетолог которому не нужна программерская база, нужен только паттерн "как написать скрипт", а понимать как оно работает ему и не нужно совсем.

Да, эти люди пытаются в программирование и задают себе регулярно вопрос - а стоит ли оно свеч? Что в итоге выгоднее - сконцентрироваться на своей работе и просто довериться и доверить свои деньги левым программистам, либо все-таки начать немного рюхать самому, хотя бы элементарщину на уровне макаки по шаблону? Ответ уже не так очевиден....

8
Ответить

Я думаю, это подходит ко всему. Постарался дать читателям больше информации, чтобы они смотрели на свои "мечтания" реальнее.

5
Ответить

А если он прошёл тест на профессию и ему выдало "программист"?

Ответить

Сомневаться и задаваться вопросами - это нормально.

Ответить

И это... правильный ответ!

Ответить