Как зарабатывать миллионы на рынках США и Европы со штатом в 150 человек в Ульяновске

История регионального ИТ-предпринимателя.

Владимир Калыняк, основатель Simtech Фото из архива автора
Владимир Калыняк, основатель Simtech Фото из архива автора

14 лет прошло с момента продажи первой лицензии, сейчас группа компаний Simtech насчитывает более 45 тысяч клиентов по всему миру, её продуктами и услугами пользуются известные во всём мире компании — HBO, Durex, National Geographic, IQOS, Nespresso, Media Markt и другие.

Офисы располагаются в России, США и Швейцарии. А основал Simtech Владимир Калыняк в небольшом провинциальном городе Ульяновске. Сегодня я пообщался с ним о том, как 23-летнему ульяновскому программисту удалось построить собственную международную компанию, чем он привлёк клиентов из США и Европы и почему переехал в Швейцарию.

Владимир, расскажи, какие продукты разрабатываются в группе компаний Simtech?

В группу входят три компании: две продуктовые и одна сервисная. Мы выпускаем коробочную платформу для создания интернет-магазинов CS-Cart, системное решение для маркетплейсов Multi-Vendor, облачное решение для запуска быстрых ecommerce-проектов Merchium, «умный» облачный поиск Searchanise. Ещё есть компания Simtech Development, которая создаёт на базе нашего ПО отличные работающие проекты по индивидуальным запросам клиентов.

За время работы Simtech у нас было ещё несколько продуктов, которые не взлетели или просто срок их жизни закончился. Например, так случилось с Twigmo. Это был софт для генерирования мобильной версии сайта. Адаптивная вёрстка, которая пришла на смену мобильной версии, вытеснила наш продукт с рынка.

Откуда возникла идея собственной компании и почему ты выбрал США как основной рынок сбыта?

Я окончил Ульяновский государственный технический факультет и пару лет работал программистом в компании, где познакомился с будущими партнёрами Алексеем Винокуровым и Ильёй Шальневым. Работодатель занимался разработкой движка для ecommerce и работал на западный рынок. Учредители были моего возраста, я был очень вдохновлён миром электронной коммерции и понял, что мне под силу повторить их успех.

В тот момент ниша готовых конструкторов для интернет-магазинов была практически свободна — были мелкие продукты и бесплатные решения, работающие на энтузиазме разработчиков. Единственным качественным продуктом был X-Cart, и мы поняли, что для второго игрока есть место.

Поэтому я уволился из компании, продал свою «десятку» и сел писать код. Позже ко мне присоединились Алексей и Илья. Финансовых сбережений хватило на полгода, но за это время мы сделали первую версию продукта CS-Cart и запустили сайт. Первая продажа состоялась на следующий день клиентом из США. Мы ликовали. С тех пор 2 августа 2005 года считается днём рождения группы компаний Simtech.

<p>Владимир Калыняк, Илья Шальнев и Алексей Винокуров</p> Фото из архива автора

Владимир Калыняк, Илья Шальнев и Алексей Винокуров

Фото из архива автора

Первое время мы всё делали сами: разработку, техническую поддержку, продажи. Помню, был один случай, когда в первую новогоднюю ночь на нас полился поток писем от пользователей. Оказалось, что мы не учли где-то в коде смену года. В итоге всю ночь и первый день года мы устраняли поломки и отвечали на письма клиентов.

Пользователи из США были нашими первыми клиентами. Сейчас меня это не удивляет: на тот момент это был самый развитый ecommerce-рынок, да и сейчас таким является. Мы никогда не делали акцент на пользователях какой-то конкретной страны, они приходили стихийно.

Но могу сказать, что 70% составляли всё же англоязычные страны — США, Канада, Великобритания, Австралия. На Азию приходилось максимум 5%. Ситуация изменилась пару лет назад — восточные страны всё больше активизируются, очень активны пользователи из стран Персидского залива.

Ваших клиентов не смущал тот факт, что вы из далёкой российской провинции?

Американцы — очень интересная нация. Если они видят финансовую выгоду, они легко соглашаются на сделку. Правда, так же легко они могут её разорвать. Они верят в закон и возможность решить проблему в правовом поле, не стесняются обращаться в суд.

Естественно, мы подготовились: составили грамотные юридические документы, приём платежей был реализован через известные платёжные системы, чтобы ничто не вызывало у них подозрений. Все конфликты мы решали в пользу клиента. Это уберегло нас от судебных разбирательств, которых я вообще не припомню за 14 лет.

Насколько вам самим легко было работать из Ульяновска с иностранцами?

В Ульяновске в 2003–2008 годах случился бум стартапов. Этому способствовало два фактора:

  • В Ульяновской политехническом университете сформировался сильный факультет информационных систем и технологий, откуда выпустился и я. Специалисты оканчивали вуз, а работать было негде.
  • Лёгкий доступ к высокоскоростному интернету не ограничивал работой на ульяновском рынке — можно быстро вырасти до федерального масштаба и даже мирового.

В итоге, смотря на популярные мировые решения, вчерашние студенты стали создавать свои. Вопроса, на каком рынке работать, даже не стояло: нужно было продавать там, где покупают. Электронная коммерция в России только начинала развиваться, рынок был несопоставим с западными странами.

Клиенты сами находили нас в каталогах скриптов и через поисковики, хотя всерьёз мы занялись SEO только в 2009 году. Вплоть до 2012 года количество наших клиентов удваивалось ежегодно.

Рост замедлился в 2013 году, 2014–2015 годы были пиковыми моментами спада. На рынок пришла платформа Magento, компания вкладывала миллионы долларов в продвижение. Маркетинг стал единственным фактором, определяющим успешность. И хотя силы были неравны, с 2016 года нам удалось возобновить рост.

Если вы так быстро росли, как увеличивалась ваша команда?

Сначала мы стали расширять производство и нанимать программистов. Клиенты требовали новую функциональность, многие приходили за индивидуальными модификациями. Первыми сотрудниками были знакомые и друзья, которых у нас было достаточно. Они приводили своих друзей, компания росла.

С появлением первых наёмных сотрудников мы сняли комнатку в детском саду. Ремонт делали своими руками: красили батареи, я принёс мебель из съёмной квартиры. Постепенно мы заняли весь этаж.

Спустя два года нам предложили переехать в соседнее здание, где располагался колбасный цех. Это стало местным мемом, в Ульяновске нас потом очень долго так и называли — «колбасный цех». Кроме этого цеха там снимали помещения швейное производство, массажный салон, психологический кабинет, пиццерия.

Сейчас мы занимаем четырёхэтажное здание целиком. Вместо мясного производства — спортзал, обеденная зона, зоны отдыха, переговорные и большой конференц-зал. У нас уже больше 150 сотрудников. На днях мы заключили договор и перевозим часть компании в другое здание, чтобы получить дополнительные рабочие места для новых сотрудников.

Возвращаясь назад, что оказалось определяющим в успехе компании?

Изначально мы считали, что продукт должен продавать себя сам. Мы вложили колоссальное количество усилий в него. При этом маркетинг не был нашей сильной стороной, мы им стали заниматься только после кризиса 2009 года.

Наша стратегия, безусловно, сработала, но я могу сейчас сказать, что рынок изменился, а мы не сразу смогли под него подстроиться. Поэтому частично проиграли в конкурентной борьбе тем продуктам, которые вкладывали в маркетинг огромные бюджеты и быстро смогли захватить большую часть рынка. Во время мирового экономического кризиса 2009 года оказалось, что конкурирующие компании, которые делали ставку на маркетинг, вырвались вперёд с «сырыми» решениями.

Уже при разработке нашего нового сервиса «интеллектуального» поиска мы учли ошибки прошлого и сфокусировались на маркетинге. В 2012 году Searchanise родился в ответ на запросы клиентов о качественном поиске для интернет-магазинов. Сегодня он работает на шести платформах и обслуживает 12 тысяч клиентов по всему миру. У нас есть офис в Ульяновске и в Калифорнии.

Вы упомянули кризис 2009 года. Как удалось удержаться на плаву?

Во-первых, кризис стал катализатором развития ecommerce во всём мире: наметился глобальный тренд на оптимизацию расходов, тогда же владельцы ИТ-компаний поняли, что рынок ecommerce-решений практически пуст. Появилось много новых игроков. Наши конкуренты делали ставку на модель фримиума: они раздавали софт бесплатно. Для нас это была новая бизнес-модель, тогда мы не думали на неё переходить. Возможно, мы упустили момент.

Во-вторых, кризис подтолкнул нас к дальнейшему развитию. Когда всё хорошо, сложно объективно оценивать ситуацию, особенно если компания и прибыль растут. Важно замечать кризис при первых признаках и не игнорировать показатели.

До кризиса вся наша аналитика ограничивалась знаниями о сезонных спадах. Когда же мы погрузились в цифры, выяснилось, что в первый год мы выросли на 100%, что было хорошим показателем, а дальше рост стал падать: во второй год на 10%, в третий уже на 20%. Если бы мы заметили это раньше, то могли бы повлиять, но мы были слишком увлечены развитием продукта и программированием.

В 2014 году рост продаж остановился совсем, но курс доллара вырос в два раза — и рублевая выручка росла. Для нас, как для любого бизнеса, который продавал за валюту, это стало своевременным подспорьем.

А как же Россия? Здесь вы совсем не работаете?

Почему нет? В 2014 году мы запустили русскую версию CS-Cart. Сейчас это платформа на втором месте после «1С-Битрикс» по версии «Рейтинга Рунета».

В 2014 году мы начали совместную работу с сервисом «Яндекс.Деньги» и запустили облачную платформу для интернет-магазинов. В этом проекте мы использовали бизнес-модель фримиум, рассчитывая на взрывной рост продукта.

Открыть небольшой интернет-магазин можно было совершенно бесплатно. С ростом объёма продаж появлялись дополнительные платные опции. На начальном этапе стратегия монетизации основывалась на массовости, привлечении серьёзных интернет-магазинов и возможности вырасти в крупный бизнес. Но взрывного роста не последовало, мы разочаровались в этой модели для российского рынка и вернулись к классической с ежемесячной оплатой.

На Западе наш клиент — конечный пользователь. Он сам отсматривает предложения конкурирующих компаний и покупает то, что ему нужно. Клиент может сам всё скачать, применить патч и начать продавать. За рубежом люди раньше познакомились с интернетом, там технологически более подкованные клиенты.

В России большая часть продаж идёт через партнёров. Клиенты находят веб-студию, которая работает с конкретной платформой. Сейчас мы тоже идём путём, которым когда-то пошёл «1С-Битрикс» и все остальные: организовывать мощную партнёрскую сеть. Это что-то новое для нас, но пока всё получается неплохо.

Кроме России и США у вас есть офис в Швейцарии. Почему выбрали эту страну и за какую часть бизнеса отвечает он?

В Швейцарии работает один из наших давних реселлеров — компания blue-infinity, которая сейчас стала частью Isobar. Они высоко оценили гибкость и функциональность CS-Cart и даже выкупили права на продажу нашего ПО под своим брендом в Швейцарии. Вместе с ними мы работали над многими заметными проектами, в том числе для крупнейшего табачного производителя в мире.

В 2017 году мы начали обсуждать совместную корпорацию, так появился один из наших продуктов — CS-Cart Enterprise. blue-infinity — это центр Salesforce-разработки в Европе, они обладают колоссальной экспертизой и мощной клиентской базой. Мы объединили функциональность онлайн-продаж CS-Cart и управление продажами Salesforce и получили продукт, который помогает брендам настроить омниканальные продажи.

В энтерпрайз-сегменте люди очень требовательны к надёжности и безопасности. Очень важно присутствие на локальном рынке. Поэтому я перебрался в Швейцарию, за два года мы наладили коммуникацию и выстроили маркетинг. Коллеги из Ульяновска регулярно общаются со швейцарскими, приезжают в европейский офис.

Поделись с нами, как ты видишь своё будущее и будущее группы компаний Simtech.

Мы не планируем переводить российский офис в Москву или за рубеж. Ульяновск — своеобразная Кремниевая долина России и наша большая любовь. ИТ-индустрия поддерживается на государственном уровне: много профильных вузов, для предпринимателей снижен налог на прибыль.

Несмотря на офисы продаж в других странах, ульяновский офис останется не только центром разработки, здесь рождаются идеи, и мы хотим сохранить это.

Так как я занимаюсь международным развитием компании, я перемещаюсь между Швейцарией и США. Швейцарское представительство будет по-прежнему заниматься CS-Cart Enterprise, по плану руководство этим направлением перейдёт Алексею Винокурову, исполнительному директору CS-Cart, и Артёму Гавришину, генеральному директору Simtech Development.

Для работы над сервисом интеллектуального поиска мы создали компанию в Сан-Диего, США, и планируем привлечь инвестора. Мы хотим стать доминирующим решением, Google среди «умных» ecommerce-поисковиков. Со временем я планирую переезд в США для более эффективного развития наших продуктов и сервисов на североамериканском рынке.

Последнее время меня увлекает тема блокчейн-технологий. Швейцария — первая страна, внедряющая эти технологии на законодательном уровне. У меня уже есть реализованный проект в этой сфере, и я уже задумываюсь о чём-то новом.

3737
25 комментариев

Редко плюсую истории успеха российских ит-продуктов, но тут прям понравилось. Никаких понтов и мутных историй не заметил. Правда текст суховат, хотелось бы больше каких-то личных моментов.

8
Ответить

А какие вам личные моменты нужны? Внутри, на самом деле, ничего особо интересного для большинства сотрудников. А то что касается этой конторы, то её никогда бы не было, если бы не тот самый работодатель, который упомянут вначале статьи. Именно благодаря ему в своё время e-commers проекты стали расти в Ульяновске как грибы после дождя. Какие-то со временем закрылись, а какие-то неплохо себя чувствуют. 

2
Ответить

А перескажи пожалуйста, я даже слайсать устал, а то вдруг тут кто выжимку написал :)

Ответить

Николай, благодарю, в следующих интервью учту!

Ответить

Как все красиво написано для рекламной статьи, на деле же все далеко не так сладко.
Тут указан Мерчиум, но проект скорее мертв, чем жив.
Поиск Searchanise, замечательно, ведь в родном движке нет поиска (точнее его сложно назвать поиском), но есть наш продукт за который нужно платить.
У нас тут куча фишек по описанию, но половина не работает как надо, оно работает by design, но с реальностью не имеет ничего общего.
У нас есть мультивитрина, это типа разные магазины из под одной админки, а по факту, это для создания клонов, и не более, только клоны уже никому не нужны.
Еще у нас есть Мультивендор, это когда к простому движку прикрутили ЛК продавца и сделали дороже в 10 раз.
Разработчики? Ну где-то они может есть, но не в России. Пару адекватных студий на всех, и ни одной адекватной в столице.
Шаблоны, они вроде есть, а вроде и нет, адекватное предложение только от одной компании в 2х видах, вот и получай магазин какой же как у всех.
№2 в каком-то рейтинге, только ни одного крупного проекта в России, большинство магазинов быстро умирает, т.к. чтобы заставить это чудо работать нужно вкладывать и вкладывать. Стоимость содержания этого движка обходится просто космических денег, с учетом отсутствия разработчиков.
Выпуск новой версии, это баго-квест который решается до следующей версии, пару месяцев.
У нас еще замечательная техподдержка, которая через форум может ответит вам через неделю, а может через месяц.

Задумка хорошая, реализация сомнительная. Ну пусть будет by design, а то что-то там американцам не нравится, а вы тут в России зажрались.
Нет там красивого и развитого екома, там есть Амазон и Ебей, для остальных достаточно конструктора. В России веб и еком лучше и более развит, но карт будет работать на тот рынок, там же выгоднее, а российские пользователи для галочки, мы же с Ульяновска.

7
Ответить

Лишь бы Яндекс не купил

1
Ответить

Лучше бы купил. Но не купят. В статье описана альтернативная реальность, не имеющая ничего общего с реальностью современной. Пятый год являюсь пользователем их продуктов. В этом году познакомился не только с CS-Cart, но и с Multi-Vendor(выбора у меня не было). Шаблонная система, которой хвалятся безнадежно устарела и за последние 5 лет практически не изменилась. "Настраиваемый" блоками дизайн по факту имеет крайне мало смысла т.к. в действительности без знаний CSS максимум что можно сделать - это пару блоков местами переставить. Причем работает крайне выборочно, многие страницы не предполагают настройку. Блоков мало. Вёрстка в стандартном шаблоне мало того что сделана через одно место, так еще и устарела лет на 10. Что как бы крайне важно, с учетом того что ВСЕ 2(больше нормальных нет) альтернативные темы покупаемые у стороннего разработчика(кстати почему-то в демке не написано что это не стандартная, а сторонняя тема, и понятное дело совсем не бесплатная, и в стандарте движок выглядит совсем иначе). Кстати добротная часть фронтенда по факту находится в ядре, и её невозможно изменить средствами шаблонов. Например, js-скрипты.

В CMS отсутствует наглухо поиск по сайту. Его просто нет, уже сторонние разработчики в рамках шаблона(!) планируют внедрить поиск на сфинксе. Потому как в коробке поиска нет никакого, и всё что есть - это модули "быстрого" поиска(никак не влияющие на основной).

В CS-Cart нет НИ ОДНОЙ работающей интеграции с CRM(есть поделка под RetailCRM явно под какое-то мероприятие по-быстрому состряпанная для галочки, но по факту не работающая, и за пару лет своего существования не дорабатывавшаяся.. там прямо самый мизер без обратной интеграции, и тот глючит и теряет заказы), ни в коробке, ни от сторонних разработчиков. И причин тому две: во-первых разработчики CRM(которые для популярных CMS сделали первоначально собственные интеграции), не сочли ни на каком этапе CS-Cart популярной системой чтобы тратить время хоть как-то. А вторая - в текущем виде нормальную интеграцию универсальную, какая есть практически на любую популярную CMS не реализовать т.к. в движке банально нет базовых реквизитов по оплате и доставке. В результате чего модули оплаты работают как получилось, как и способы доставки. В результате нет статусов оплаты, реквизитов оплаты, суммы оплаты, id-транзакции и т.д. в виде доступных для использования реквизитов. И даже те что показываются в админке по факту являются просто текстом в произвольной форме, который невозможно использовать и который для каждого способа оплаты разный. Такая же история с доставками. В итоге начинаются истории про то что каждый магазин уникален, и что нужна индивидуальная разработка. А причина - банально нет базовых полей необходимых для нормальной интеграции и всем действительно нужны уникальные костыли.

8
Ответить