Водитель не требуется

Представьте, что вы заказали такси, и оно приехало без водителя. Или вы решили отправиться на своем автомобиле на работу, но им не нужно управлять. Пока добираетесь, спокойно смотрите новости, читаете книгу… И это все реальность. Наступление эпохи беспилотных автомобилей неминуемо, и то, что раньше мы видели в фантастических фильмах, сегодня стремительно врывается в нашу жизнь. Но для начала небольшой ликбез.

Беспилотный грузовик Volvo на выставке COMTRANS 2019 я
Беспилотный грузовик Volvo на выставке COMTRANS 2019 я

Что такое беспилотник?

Принято выделять 6 уровней автоматизации автомобилей: от «нулевого», где водитель выполняет всю работу, до «шестого», при котором вмешательство человека в процесс управления автомобилем не требуется вовсе. Мало кто задумывается, но уже сейчас на дорогах вокруг нас часто можно встретить автомобили с 1м и 2м уровнем автоматизации: они умеют самостоятельно разгоняться и тормозить, осуществлять несложные маневры в простой дорожной ситуации и под контролем водителя.

Например, Tesla управляет автомобилем на шоссе, но при этом требует, чтобы водитель держал руки на руле и следил за дорогой. Светофор для Tesla пока экстраординарная ситуация, требующая вмешательства водителя.

Настоящие автопилоты 4-5 уровня как раз позволят перестать думать о дороге и заняться чем-то другим: читать, смотреть кино, без необходимости следить за дорожной ситуацией.

Буквально каждый день появляются новые и новые сообщения о беспилотном вождении: по дорогам американского Сан-Франциско колесит беспилотник GM Cruise, в порту Шведского Гётебурга работают первые беспилотные седельные тягачи RENAULT VERA, компания Waymo стала первой, кто получил разрешение на тестирование полностью автономных автомобилей на дорогах Калифорнии. А в Сколково любой может наблюдать за поездками беспилотного такси Яндекса.

Впрочем, согласно отчету аудиторской компании KPMG, из 25 стран, работающих в этом направлении, Россия занимает 22 место по готовности к внедрению беспилотного транспорта.

Об этом и многом другом эксперты говорили на открытом заседании рабочей группы АНО «ДМТУ» по развитию и внедрению инновационных технологий в транспортный комплекс Московского региона, которая прошла в рамках выставки Commtrans 2019.

Проблемы и их решения

Казалось бы, у нас с беспилотниками все идет отлично. Именно в России «Яндекс» запустил первый в Европе сервис беспилотного такси летом 2018 года, а недавно компания одной из первых в мире преодолела рубеж в миллион автономных километров.

Проблемным вопросом остается дорожная инфраструктура. Причем нет понимания, какой она должна быть. Алексей Лаптев, заместитель Министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, в рамках своего выступления на рабочей группе, отметил, что дорожную сеть необходимо развивать и проработать список дорог для возможного использования беспилотников.

Ряд спикеров говорили о необходимости присутствия умной инфраструктуры, где машины смогут считывать информацию от светофоров, знаков, пешеходов, общаться с другими машинами. Но «Яндекс» придерживается другого мнения: «Это не must have, машины должны уметь ездить в тех же условиях, что и человек. Наши беспилотные автомобили успешно ездят в текущих инфраструктурных условиях, под которые, собственно, и проектируются. Дополнительные возможности инфраструктуры, когда они появятся, они, конечно, будут использовать».

По мнению «Яндекса», основная причина того, что развитие беспилотников идет не так быстро, как могло бы, – это создание алгоритмов работы.

Всего у беспилотника четыре алгоритма:

  • локализация – определение местоположения автомобиля;
  • распознавание – определение объектов вокруг (пешеходы, светофоры, другие автомобили и т.д.);
  • предсказание;
  • планирование с исполнением.

Как показывает практика, трудности связаны с двумя последними этапами.

Например, пешеход стоит на переходе, но не собирается переходить дорогу. Беспилотник может надолго остановиться и ждать пока человек совершит предполагаемое действие, создав «пробку». В идеале беспилотник должен предугадать действия окружающих его объектов и в соответствии с этим спланировать свое поведение на дороге. Пока это сложно. Предстоит большая работа, прежде чем на улицы смогут выехать полностью автономные беспилотники, готовые к любым ситуациям, погодным условиям. Беспилотникам нужно учиться – и этот процесс займет время.

А вот серьезной проблемой является государственное регулирование этой новой области.

В начале этого года делались официальные заявления о необходимости законодательного регулирования этой сферы. И в рамках осенней сессии Государственной думы в первом чтении планируется рассмотреть законопроект, допускающий к эксплуатации беспилотные автомобили. Но вопрос действительно очень сложный и можно предположить, что его рассмотрение будет непростым. Представим, что произошло ДТП с участием беспилотника. Кто несет ответственность в таком случае? Пока это открытый и нерегулируемый вопрос.

Выгодно ли будет использовать беспилотники в такси и кашеринге?

«Яндекс» комментирует: «если мы хотим использовать машину в такси 24/7 (не беспилотник), то зарплату нужно платить уже трем водителям. В итоге на горизонте трех лет получаем следующее: машина + амортизация + три зарплаты – уже выходит дороже, чем беспилотник + амортизация». Кроме того, наблюдается тенденция снижения стоимости оборудования для беспилотников – радаров, лидаров. Например, за прошедшие пару лет лидары подешевели раза в 4, став при этом технически лучше.

О рабочих местах

Один из главных и самых важных вопросов: в России сегодня работают 7 млн водителей, а это 10% трудоустроенного населения. Просто взять и лишить их рабочих мест очевидно невозможно. Этого и не случится. Нельзя в один день заменить всех водителей беспилотниками. На данный момент наблюдается дефицит водителей в профессии, особенно в грузоперевозках. Поэтому, вероятно, сначала беспилотные технологии закроют этот дефицит. К тому же, технология создаст и новые рабочие места – беспилотный флот нужно обслуживать.

Безопасность

Отдельное внимание стоит уделить безопасности дорожного движения. 90% аварий имеют причиной человеческий фактор – отвлекся, не заметил, нарушил правила, устал. Это больше миллиона жертв ДТП в мире в год. Робот же не нарушает правила и сканирует пространство на сотни метров вокруг на 360 градусов. Так, полицейские Чандлера, где по дорогам ездят беспилотники, положительно отзываются о них, отмечая, что человек за рулем может повести себя непредсказуемо, а вот беспилотники запрограммированы и отличаются более безопасным вождением.

На заседании поделились и другой статистикой: по готовности населения к такому транспорту мы на 5-м месте! (ссылка на новость:). Представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Мария Майорова отметила, что и Правительство Москвы, и жители столицы открыты к новым технологиям. А «Яндекс» отмечает, что их беспилотники проехали 1 млн километров по дорогам России, США и Израиля.

Мы со своей стороны делаем прогноз по нашему рынку – рынку автолизинга. Мы в «Европлане» решили представить, каково оно, будущее лизинга беспилотных автомобилей и вот что у нас получилось:

1. Первыми лизинговыми сделками автономных автомобилей будут беспилотники для коммерческих целей. Причем это будут не беспилотники в полной мере, а высоко автоматизированные транспортные средства, оборудованные системами помощи водителю, который в среднесрочной перспективе должен будет находиться в кабине. К таким система можно отнести современные системы адаптивного круиз-контроля, систему удержания автобусов в полосе и систему, позволяющие удерживать технику в заведомо заложенном в память автомобиля цифровом маршруте, погрешность которого не более 5 см. Такие технологии уже существуют и прошли успешные испытания в том числе в Сколково. На сегодняшний день компанией «Base Track» осуществляется тестовая эксплуатация подобных систем, позволяющих существенно повысить безопасность, снизить эксплуатационные затраты и обеспечить плавный переход к полностью беспилотной технике. Возможными направлениями для применения могут быть автопарки такси, каршеринга, грузовых и специальных автомобилей, которые будут работать на ограниченных, часто закрытых территориях. Лизинг беспилотников «для себя» придет позже.

2. Беспилотные автомобили будут ощутимо дороже обычных: ведь они содержат много сложного и технологичного оборудования: радары, стереокамеры, лазерные дальномеры, а, главное, небольшой суперкомпьютер на борту для обработки огромного массива данных. За счет высокой цены таких автомобилей лизинг будет абсолютно приоритетным способом их приобретения.

3. Беспилотное вождение — это будущее без ДТП. А это значит, что больше нет поврежденных, восстановленных после серьезных ДТП автомобилей, рыночная стоимость которых неминуемо снижается. С другой стороны, искусственный интеллект всегда будет эксплуатировать автомобиль в оптимальном режиме. Знакомое многим из нас по такси и каршеринг кручение двигателя «в звон», неадекватно резкие ускорения, торможения и маневры, которые отрицательно сказываются на исправности и ресурсе автомобиля останутся в прошлом. Что, в свою очередь, означает радикальное снижение имущественного риска для лизинговой компании-собственника: даже после нескольких лет эксплуатации автомобиль технически будет иметь состояние нового или близко к этому.

Однажды кто-то из нас проснется, и, выпивая чашку кофе в удобном кресле автомобиля, наслаждаясь легким утренним массажем и параллельно надиктовывая электронному помощнику задачи на день, улыбнется и, отдав голосовую команду на принудительное выключение автопилота, под неуловимый шелест электропривода, положит руки на этот выдвигающийся из темноты фронтальной панели немного странный, похожий на штурвал самолета, давно забытый руль и, не без тени легкой ностальгии вспомнит, как много лет назад, уже почти вечность прошла, наслаждался той чередой серпантинов в горах у моря, целясь рулем в закатное солнце и каждый раз открывая правой ногой полный газ на выходе из очередного поворота».

« - Выключить ручное! В офис!»

55
10 комментариев

Беспилотное вождение — это будущее без ДТП. 


Да щас. 


С другой стороны, искусственный интеллект всегда будет эксплуатировать автомобиль в оптимальном режиме. 

 Автор текста — гуманитарий 80 левела. 

2

"Водитель не требуется" - судя по картинке и пассажир тоже) 

1

Не хватает про парковки и пробки — в идеальной ситуации, когда машины между собой общаются и людей за рулем нет, пропадут и проблемы заторов/поиска парковки. Даже если беспилотник в личном пользовании (что мне кажется неоправданным, но да ладно), он может сам поехать и найти себе место — знает, где точно есть. И пусть это будет за 1 км, потом его так же просто вызвать к парадной.

ПС. "Есть 6 уровней ... от нулевого ... до шестого". Это семь уровней

1

 Да, 7, конечно! Но тут имелось в виду, что нулевой - это вообще не беспилотник.

" Беспилотное вождение — это будущее без ДТП. А это значит, что больше нет поврежденных, восстановленных после серьезных ДТП , рыночная стоимость которых неминуемо снижается. С другой стороны, искусственный интеллект всегда будет эксплуатировать автомобиль в оптимальном режиме. "

Интересно, как поведут себя страховые компании? Вероятно им урежут паёк .

Учитывая, что Яндекс Авто не могут без глюков нормально сделать, глюки беспилотников неизбежны. Это вам не планшет спрограммировать. А если будут глюки у беспилотников такие же, как у яндекс авто, боюсь представить, что будет на дорогах.