Что должен уметь современный SEO-специалист

Какие навыки и знания нужны специалисту сегодня и где их получить.

Что должен уметь современный SEO-специалист

Современного SEO-специалиста можно назвать digital-героем. Он знает, как работают поисковые алгоритмы, умеет составлять стратегию продвижения, владеет знаниями в маркетинге и дизайне, а ещё прекрасно взаимодействует с другими специалистами и клиентами.

Лидер направления SEO в Serenity Виталий Листопадов рассказал о важных навыках в этой профессии и том, где их получить.

Базовые знания SEO

Как и любой специалист, SEO-шник должен обладать базовыми знаниями в своей области. «База» — теория о поисковых алгоритмах, фильтрах и факторах ранжирования, а также практические знания.

Например, даже младшему специалисту нужно уметь провести технический аудит сайта, составить грамотное техническое задание, а также собрать и кластеризовать семантику.

Где получить базовые знания

Получить базовые знания SEO-специалисту можно самостоятельно.

  • Основы создания и продвижения сайтов найдёте в лекциях Дмитрия Шахова.
  • Про кластеризацию запросов узнаете от Александра Ожгибесова на его YouTube-канале.
  • Любые вопросы по оптимизации зададите на форуме Searchengines. Он сделал специальную ветку для вопросов от новичков.
  • Новости отрасли и полезные статьи от специалистов читайте на сайте SEONews.

Когда мы подбираем новых специалистов, мы обращаем внимание на базовые знания, которые можно получить самостоятельно — через курсы и вебинары. Спрашиваем про последние тенденции в сфере, а также смотрим на умение взаимодействовать со специалистами других отделов.

Виталий Листопадов, лидер направления SEO в Serenity
Что должен уметь современный SEO-специалист

Стратегия

Базовых знаний для продвижения недостаточно. Помимо них, важно уметь формировать стратегию. Работа без грамотной стратегии, а именно — бездумное удаление дублей, слепая покупка ссылок и обновление текстов — скорее навредит сайту, чем поможет. Не зная особенности бизнеса, невозможно провести качественную оптимизацию.

Выбор инструментов и бюджета. Для работы над стратегией специалист должен грамотно подбирать методы достижения целей и определять бюджет на оптимизацию. Здесь важно учитывать возможности клиента и формировать бюджет индивидуально.

Например, если нужны качественные статьи, то ищем хорошего автора, а если простые описания товаров, то берём копирайтера на аутсорсе. То же самое с внешними площадками — анализируем ссылочный профиль клиента и конкурентов и формируем приблизительный список площадок с ценами.

Анализ. Для создания стратегии есть шаблоны, но в идеале она формируется индивидуально. Для этого SEO-шник должен уметь анализировать. Специалисту необходимо понимать продукт и то, как его продвигать, поэтому нужно провести анализ:

  • Бизнеса клиента — уточнить особенности бизнес-модели, маржинальность отдельных групп товаров или услуг.
  • Сайта клиента — оценить удобство работы, скорость, тексты, код.
  • Потенциальных покупателей — нужно понимать их потребности и модели поведения.
  • Спроса — оценить сезонность.
  • Проанализировать сайты и каналы продвижения конкурентов.

Текстовый анализ. Для оценки текстов существуют специальные сервисы — «Главред», Advego, Content watch.

Анализ поисковой выдачи. Кроме этого, для формирования стратегии SEO-специалист исследует поисковую выдачу. Для этого нужно уметь использовать сервисы сбора позиций — например, Topvisor или Allpositions. А также сервисы анализа ссылочного профиля — Ahrefs, Majestic.

Например, для работы над SEO-стратегией для клиники пластической хирургии я изучил, какими услугами пользуются молодые девушки, а какие популярны среди аудитории постарше. Так я понял, как анализировать спрос в поисковиках, какие посадочные страницы нужны.

Как научиться формировать SEO-стратегию

Для создания стратегии нужно обладать и маркетинговыми знаниями — их можно получить, читая vc.ru, Spark и Cossa. Например, материалы о простых стратегиях SEO-оптимизации в 2019 году, а также о современных тенденциях создания стратегий.

Что должен уметь современный SEO-специалист

UX — работа с юзабилити

При работе над оптимизацией следуйте правилу: «Неудобным сайтом пользоваться не будут». Удобство пользования — это работа с юзабилити сайта. Это нужно, чтобы посетители сайта конвертировались в покупателей.

На основании UX-аудита специалист формирует технические задания для дизайнера, разработчика и верстальщика.

Поведенческие факторы. SEO-подход к оценке UX складывается на основе показателей отказов, глубины просмотра и времени на сайте. То есть специалист должен уметь пользоваться «Вебвизором» и картой кликов, чтобы анализировать взаимодействие и навигацию пользователя по сайту.

Коммерческие факторы. Кроме того, для успешной оптимизации необходимо обращать внимание на коммерческие факторы: ассортимент, цену, формы заказа, оплату, акции и гарантии.

Например, в мобильной версии сайта клиники пластической хирургии мы закрепили шапку сайта, чтобы пользователь всегда видел меню и контакты клиники. Сделали номер телефона кликабельным, чтобы у пользователя была возможность сразу позвонить — так повысили конверсии со звонков.

Где получить UX-знания

Развивайте наблюдательность и внимательность, чтобы прокачаться в UX. Например, оценивайте все сайты с профессиональной точки зрения: удобство, количество и качество контента, структура, подача и формы обратной связи. Стоит обращать внимание на крупные развлекательные сайты — у них в плане UX многое продумано. Например, у сайта «Кинопоиск» удобный поиск по фильмам.

Также можно читать исследования по дизайну. Например, по привлечению мобильного трафика, взаимодействию пользователя с сайтом и психологии цвета.

Ещё есть интересный YouTube-канал «Дизайн-патруль», где можно найти рецензии на известные сайты.

Что должен уметь современный SEO-специалист

Современный SEO-шник — это и аналитик, и дизайнер, и стратег. Он должен знать базовые принципы вёрстки и HTML, а также иметь технические и маркетинговые знания.

Кроме того, настоящий профессионал постоянно учится, ведь сфера быстро развивается и меняется. Не менее важны и коммуникативные навыки, так как нужно уметь общаться с командой и правильно ставить ТЗ — от этого зависит результат оптимизации.

Виталий Листопадов, лидер направления SEO в Serenity
2828
82 комментария

СЕО выдохлось. Никто уже в него не верит. Поисковики уже давно начали понимать что не нужно писать на каждый "утюг" уникальное описание, вполне достаточно стандартного с сайта производителя, а сэкономленные на СЕО средства можно подарить гуглояндексрекламе и ты в танцах

15
Ответить

Зашел прочитать этот комментарий. Прежде всего специалист по SEO должен уметь теперь выживать, рынок отмирает за ненадобностью. 

3
Ответить

SEO - это не святой Грааль) да как и любой инструмент диджитал-маркетинга в принципе. все зависит от задачи решаемой с помощью маркетинга) я лично топлю за использование всех каналов привлечения трафика, но, согласен, стоит заниматься таким обдуманно) золотые горы не появляются просто так

5
Ответить

Умирает уже лет 10 как)
А вообще любопытно, если не секрет, какой объем небрендового трафика вы получали с естественной выдачи, что вы решили сократить людей? Настолько неэффективно работали?

2
Ответить

В некоторых нишах действительно более эффективно направить бюджет на рекламу в Яше и Гоше. Особенно если речь идет о каких-то временных проектах, которые закончатся тогда, когда СЕО начнет давать результат. А так-то выдыхаться ему еще долго и нудно, так что без работы не останемся))

Ответить

А где умение находить бесплатные инструменты, так как заказчик не платит за Ахрефс и прочий Серпстат, а из заработка как-то не хочется оплачивать...?:)
А про то что СЕО выдохлось слышу давно, а на деле в самых горячих сферах контекст настолько перегрет, что даже небольшой ручеек сео-трафа  будет уже огромной экономией, чем платить по 200 рубл за клик непонятно что за людей.

9
Ответить

Очень интересная! спасибо.

4
Ответить