Советы юриста: как защитить свой контент от плагиата и использовать чужой

Лонгрид для копирайтеров, маркетологов, студий дизайна и вообще всех, кто публикует материалы в интернете.

3131

Спасибо, очень толково составленная и приятно написанная статья. Видно, что вложено много труда.

Оригинальный не значит уникальный. Моя статья не уникальна, но оригинальна. Изложенные здесь идеи можно найти в статьях других авторов, но я их по своему изложил и переработал. В итоге получился оригинальный контент.

По сути рерайт это уже ОИС (данная статья конечно же не рерайт, просто цитата в тему). А вот где проходит грань у графики? Например:

Шепард Фэйрли взял фотографию Барака Обамы и переработал ее для предвыборной компании. Получилось здорово, это фото было на всех плакатах, сайтах и постерах. Вот только разрешение у автора он не спросил, просто взял и переделал. 

Почему переделанный текст это ОИС, а переделанная графика это всё равно плагиат? Почему я не могу взять чужую фотку без спроса и создать на ее основе нечто принципиально другое? 

2

Отличный вопрос! 
Здесь нужно коснуться такой штуки как производные произведения. Этот термин означает переработку чужого произведения, т.е. по факту создание нового произведения на базе чужого. Например, перевод статьи или обработка фото. 
Допустим я сделал фото, а мой друг с моего согласия его обработал в фотошопе - наложил фильтры, сделал цветокоррекцию и т.п. Оригинальное фото - мой ОИС. Переработанное фото - это ОИС друга (производное произведение).

Производные произведения тоже создаются творческим трудом, но есть нюанс. Автор создает все - персонажей, сюжет, диалоги и т.п. А тот кто перерабатывает, только оболочку произведения. Он уже не придумывает базу, он ее заимствует. Поэтому производное произведение не совсем оригинально. Его оригинальность вторична. Не было бы базы, не было бы и переработки. 

И вот здесь действительно тонкая грань. Полностью оригинальное произведение от производного бывает не так просто отличить. Основной критерий - наличие заимствований. Все решается индивидуально судом. Если суд решит, что заимствования есть и они существенны, то произведение производное. Если суд решит, что их нет, то произведение полностью оригинальное.
Из пограничных случаев могу вспомнить только музыку. "Blurred Lines" от Pharrell Williams по суду признано переделкой "Got to Give It Up". А вот "Жестокая любовь" Киркорова не признана производной от "Symphonic Space Dream", хотя, как по мне, таковой является.
Картинка Фэйрли и оригинальной фото, на мой взгляд очень похожи и заимствование налицо. А вот качественный рерайт, как правило, настоль сильно отличается от оригинала, что доказать производность затруднительно.  

1