Миг стартапа, который изменил всё

(На фото название нашего стартапа StudList вместе с именами участников команды. Пляж Национального парка Ngapali coast о. Кауаи, Гавайи)
(На фото название нашего стартапа StudList вместе с именами участников команды. Пляж Национального парка Ngapali coast о. Кауаи, Гавайи)

Наверное каждый слышал о Марке Цукерберге основателя Facebook, Стиве Джобсе основателя Apple, Павле Дурове основателя VK и Telegram . Может даже смотрели фильм "Социальная сеть» или фильм про компанию Яндекс. Есть персонажи, которые создали что-то прорывное и принесли огромную пользу этому миру. Я тогда особо не знал Илона Маска, но слышал про его компанию Tesla. Этот человек запустил ракету с электромобилем Tesla, продвигая таким образом бренд Tesla через свою же компанию Spacex. Я один из стартаперов, кто вдохновлялся именно такими личностями и фильмами, мечтая о том, чтобы запустить инновационный стартап, сделать его успешной и прибыльной бизнес, который достойно может выйти на IPO. Классно когда есть те, кто вдохновляет!

Миг стартапа, который изменил всё

Летом, в далеком 2012 на лекции по предпринимательству в Швейцарии, зародилась идея моего первого стартапа. Осенью приехал мой друг, чтобы забрать свои вещи из Швейцарии и зашел погостить. Мы разговорились и тут удивление, как может одна и та же идея прийти двум разным людям одновременно. Я начинал описание стартапа, а он его продолжал. Вот так мы стали со-основателями Studlist. Это была первая бессонная ночь в работе над грандиозным проектом, который, как мы верили, способен изменить мир.

Пол года мы думали над логотипом и названием и в итоге купили домен studlist.com, т.к. хотели отобразить в названии студентов и список, как знаменитая доска объявлений “craiglist”. 2 интересных факта: покупая домен мы узнали, что Павел Дуров купил домен studlist.ru и хотел назвать вконтакте именно этим именем, но потом поменял название, а еще stud в переводе на английский звучит как жеребец. В общем куча потраченного времени и денег на разработку логотипов, разных функций и фич, которые не были нужны вначале. В какой-то момент меня даже вежливо выгнали из университета из-за неуспеваемости, но потом я успешно отстоял свою позицию и благополучно был принят обратно на последний семестр. В 2013 мы и заявили о себе в рамках нашего университета.

Когда мы запустились, мы думали, вот настал наш звездный час. Мы думали, вот сейчас запустим и все нас увидят, все нас услышат и мы станем Цукербергами или Илонами Масками с новым инновационным продуктом. Я чувствовал, что мы летим в космос. И вот он тот самый Миг... Ощущение было такое, что мы были маленькой букашкой на фоне Эвереста, кричащей: "Эй, мы тут, обратите на нас внимание". Вот тот самый миг осознавания - был настоящем вызовом. Недостаточно еще иметь идею и продукт, нужно еще ее грамотно донести, кто мы и что мы предлагаем и вместе с этим эффективно выстроить все бизнес процессы. Мы этим активно занялись. Ходили по университетам и местным бизнесам, продавая им подписку, чтобы они могли рекламировать свои услуги и товары студентам в университетах поблизости. Рассылали имэйлы студентам, публиковали фейковые объявления с товарами, чтобы создать активность и хоть как-то заполнить сайт контентом. Один из со-основателей, Денис Нагулин, был гонщиком формулы 3, - и мы разместили рекламу на его спорткаре.

Миг стартапа, который изменил всё

Мы подключили пару бизнесов, получая оплату наличными. Столкнулись с языковым барьером, ведь когда русские на своем ломанном французском объясняют кто мы такие, а вежливые Швейцарцы не особо любят какой-либо другой французский, кроме как родной Швейцарский с акцентом, это было сложно, но нам как-то удавалось. Максимальное число команды достигло 11 человек, основная ее часть была в Питере.

Миг стартапа, который изменил всё

Мы даже машину купили старенький Volkswagen Polo в Швейцарии, заботясь о наших менеджерах по продажам, чтобы они могли комфортно добираться из одного города в другой, хотя городами особо эти деревни не назовешь.

Компанию зарегистрировали в Латвии, т.к. позиционировали себя как интернациональный проект и получали соответствующие патенты.

Миг стартапа, который изменил всё

Мы также устроили благотворительную акцию (видео), как социально ответственный проект Швейцарского Университета, и собрали в университете деньги для детей в Непале. Ещё одной благотворительной акцией во время путешествия в Тибет и Непал мы порадовали в горных местностях детей, подарив им несколько сотен футболок с нашим фирменным логотипом, которым мы сильно гордились.

Миг стартапа, который изменил всё

Сейчас некоторые экскурсионные автобусы до сих пор ездят по святым местам Тибета с нашим логотипом.

Миг стартапа, который изменил всё

К 2015 году у нас заканчивались первоначальные инвестиции и мы уже как полгода работали над бизнес планом для развития нашего стратапа на 5 лет вперед. Также мы прошли заочную программу ФРИИ (Фонда Развития Интернет Инициатив) и нам все тогда рекомендовали развиваться в Швейцарии и за рубежом, т.к. в России данный концепт не будет работать.

Миг стартапа, который изменил всё

В 2015 году мы решили предпринять стратегический ход и отправились на выставку стартапов в Дублине в Ирландии, на так называемый Web Summit, в поисках нового инвестора для нового раунда. В Дублине мы прочувствовали, как важно правильно выбрать название для стартапа и проверить его на других языках, особенно если выходишь на Европу. Выбирая название, мы имели в виду студентов, поэтому домен с словом Stud идеально подходил, но мы не учли один момент... Stud переводится как Жеребец и получается "Список жеребцов" быть может именно поэтому мы получали двоякую реакцию от инвесторов, которые подходили к нашему стенду.

Миг стартапа, который изменил всё

Мы немного это обыграли в сторону вирусного маркетинга, подготовив соотвествующие плакаты для привлечения внимания и надев маски Жеребцов.

Миг стартапа, который изменил всё

( https://twitter.com/studlist_info - о нас в Твитере. Мы наверное единственные, кто нанял моделей и устроил фотосесию в шаре, а еще мы запустили надувной шар с нашим логотипом по центру Дублина с человеком внутри.

Миг стартапа, который изменил всё

Выглядело эффектно. Мы связались со всеми фондами и инвесторами через приложение от Web Summit, но нам ответил лишь один и то он не пришел на встречу. В общем нам Web Summit особо ничего не принес кроме расходов и хороших воспоминаний о нашей рекламе, пинтах Гинесса и поиске инвестора и о том, как Lufthansa устроили забастовку и мы еле еле вылетели из Дублина вовремя из-за наших виз, задержавшись там на пару дней. Мы отправили пару имейлов другим инвесторам в Швейцарии, в России, но к сожалению никто не готов был инвестировать в стартап по причине нестабильности такой целевой аудитории как студенты, высокой конкуренции больших игроков в сфере досок объявлений - (местных авито), не смотря на то, что мы пытались занять очень узкий сегмент, нацеленный на студентов. К сожалению, наш сервис не пользовался особой популярностью среди студентов и наши конкуренты также закрылись в Великобритании и в других странах, один конкурент в США начал предлагать хранение вещей для студентов, чтобы хоть как-то монетизировать свой сервис. Мы пару раз сделали pivot - так называемое изменение концепта и курса движения стартапа, обозвав себя студенческим Гидом, но это также не пошло. Как истинные самураи у которых закончились деньги, мы признали плачевное положение дел и тот факт, что рынок нас не принял, но не стали делать харикири, хотя психологически это было сложное решение. Мы закрыли проект и похоронили его на кладбище для стартапов. Я благодарен Денису Нагулину, Тиме Скрябину, Александру Наумову, Андрису Зиемелису, Виктории Тихоновой, Илье Денисову, Анастасии Ивановой и всем, кто принимал участие в стартапе Studlist и в других стартапах на протяжении последних лет. Это был ценный опыт.

“Это хорошо, когда ты веришь в свои идею, но еще лучше, когда идеи верят в тебя”

Одна идея может прийти нескольким людям одновременно, но лишь немногие способны воплотить их в жизнь.Когда у тебя есть мечта, цель, идея и ты хочешь изменить мир, создать что-то поистине инновационное, принести пользу миру - это хорошо! Если у тебя не получилось с первого раза, это не значит что это не получится вовсе, нужно идти до конца и не сдаваться.

Важно понимать факторы, определяющие успех: вера в идею, выбор правильного времени для запуска проекта, готовность команды и зрелость лидера, ясное видение цели и пути. Рано или поздно придет тот самый миг, который изменит всё. У каждого он свой и каждый его по своему празднует.

Как предприниматель, который прошел “долину смерти стартапов”, я обрел очень ценный опыт.

Миг стартапа, который изменил всё

Игра Мир: Начало

В 2024 году я запустил "Игру Мир" с миссией зажечь и осветить путь предпринимателям и основателям стартапов, направляя их к гармоничной трансформации и устойчивому развитию.

Мой личный опыт стартапов и мои 12+ летние исследования в области поиска истины послужили основой для "Игры Мир". Продвигаясь через вызовы, апатию, физическое и эмоциональное выгорание, я пришел к тому, что просто “заезженный” привычный подход в предпринимательстве и в жизни уже не работает и разработал инновационный метод, который дает конкретные результаты, помогает обрести ресурсные состояния и перевести идеи в действия.

Что такое Игра Мир подробней в статье

22
2 комментария

Отличный материал! А как ставите и контролируете задачи в команде?)

1
Ответить

Добрый день! Благодарю!

Я использую Notion - приложение, которое предоставляет такие компоненты, как базы данных, доски канбан, вики, календари и напоминания. Придерживаюсь методологии Scrum.

Ответить