Аяз Шабутдинов: благими намерениями…

«Аяз Шабутдинов был арестован судом 3 ноября по обвинению в особо крупном мошенничестве и помещен под стражу до 16 декабря. Ему вменяют 8 преступлений предусмотренных частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере)....»

На момент 2023 года, можно смело утверждать, что Аяз — один из самых громких представителей инфообразования и индустрии Ed Tech в целом. За плечами простого деревенского мальчика — собственный раскрученный бренд Like (Кофе, хостелы, путешествия, и, конечно, образовательный Центр), кампусы NAMES, огромный блог и «звездный» статус в своей категории. После того, как Синергия и Бизнес молодость прекратили свою деятельность, Шабутдинов и его команда — стали практически недосягаемыми с точки зрения абсолютного роста и успеха.

Однако, теперь, слово «недосягаемый» в адрес Аяза — даже писать очень печально.

Юридическая казуистика

Прежде всего, я хотел высказаться о происходящем как человек с профильным юридическим образованием, который давно не практикует, но сохраняет экспертизу и подвесить дисклеймер:

Все описанное в этой статье — моя личная субъективная и эмоциональная оценка происходящего, которая не относится к делу. Также, я не в статусе человека, который может оспаривать решение суда или же в нем сомневаться.

Тем не менее, с человеческой точки зрения, в судебном процессе вызывают вопросы некоторые из вменяемых преступлений Аязу:

Судом учитываются иски от 8 учеников-предпринимателей, которые, в сумме, отдали Like Центру — 5 млн рублей. Но, по информации из открытых источников, по 4 из 8 исков уже идет гражданское судопроизводство, и это делает параллельный запуск уголовного процесса не просто неоднозначным, а даже исключительным. В других СМИ — вообще говорится о том, что исков было 62, с общей суммой запрашиваемого долга в 11 млн рублей.

Однако, проверка ООО «ЛАЙК ЦЕНТР» в любом доступном сервисе (например, СПАРК, базового тарифа будет достаточно) — эту информацию не подтверждает.

Хочется верить, что, даже на волне «охоты на ведьм», следствие подойдет к рассмотрению дела внимательно. Но, уже существующая мера пресечения для Аяза (пребывание в СИЗО) — вызывает волнение. У многих (и у меня, в том числе) в воздухе подвисает следующий вопрос:

Почему люди с более громкими фамилиями, обвиняемые по той же ч.4, статьи 159 УК РФ, в делах которых фигурировали суммы крупнее в десятки и сотни раз — не были помещены в изолятор, а все время процесса — находятся под домашним арестом (нет, я не про то, что всех в СИЗО, а наоборот)? Предполагаю, что в озвучивании предполагаемых мной имен — читатель не нуждается.

Кроме того, хотелось бы, чтобы учитывалось то, что у Аяза — двое младенцев дома, и, неоспоримый и действующий — социальный статус.

Зеркало социума

И, несмотря на то, что в предыдущем абзаце, я, практически, сравнял кейсы Аяза и некоторых блогеров-инфлюенсеров, здесь мне хочется обозначить четкую границу между видами деятельности первого и вторых.

Об этичности того, что предлагает миру экосистема Like Центра — можно говорить бесконечно, и так и не прийти к единому мнению. Но, проанализировать общественную реакцию на «успешный успех» Шабутдинова — мы вполне способны в отрыве от деталей.

Тот пласт предпринимателей, что сейчас ведет бизнес, не вызывающий вопросов у потребителя — начинали заниматься своим делом еще в 90-е, а некоторые — и того раньше. Заслугу тех, кто строил новую экономику на руинах отменить нельзя. Так же, как и нельзя игнорировать ключевые этапы развития и трансформации окружающего мира.

С момента повсеместной популяризации использования социальных сетей в качестве бизнес-инструмента, мы стали слышать о том, что предпринимателем может стать каждый. Мол, теперь, для того, чтобы быть акулой — не нужно ей рождаться. Станьте ей прямо здесь и прямо сейчас, даже если живете отнюдь не в океане, а в пруду.

И, при всей комичности этого тезиса — доли правды в нем отрицать невозможно.

Век трансформации, в которой изменения проходят волнообразно, приносит нам самые неожиданные результаты. Тот, кто делает бизнес сейчас и выходит на первые позиции, используя новейшие и прорывные инструменты — не укладывается в устои тех, кто пока, все еще, развивает свою деятельность привычно. Именно среди таких новаторов и оказался Аяз Шабутдинов. Его открытость относительно очень нестандартного подхода и нарочитая искренность перед аудиторией — ситуацию лишь усугубили.

Аязу всего 32 года. Он находится в ряду тех, кто делал аудируемый бизнес на протяжении последних десяти лет, в которые мы успели пережить не только трансформацию, но и несколько глобальных человеческих «катастроф». Несмотря на происходящее, он продолжал расти в России (и платить налоги в бюджет нашей страны), и говорить об этом так громко, как только мог, придерживаясь простой позиции: «Так же как я, может каждый. Но, для этого вам придется принять то, что, в ваши рамки не вписывается».

Оказавшись в ситуации, в которой мы становимся «старше» возможностей окружающего мира с каждым днем, есть только два пути:

1) Адаптироваться и меняться в ногу со временем, повернув ситуацию в свою пользу;

2) Или же — бастовать против новизны, считая самых быстрых — еретиками.

И здесь появляется главный вопрос, который, на самом деле, и таится в центре происходящего конфликта неприятия:

Готово ли большинство из нас — меняться вообще? Или же выразить хейт в сторону лидеров мнений проще, потому что мы с вами — так никогда не сможем?

Именно случай с Шабутдинов и Like Центром, и, главным образом, общественная реакция на происходящее — являются идеальным примером черно-белого мышления.

А в Like Центре ли дело?

Несколько дней назад мой девятилетний сын, плотно интересующийся робототехникой и технологиями в целом, задал мне неожиданный вопрос:

«А где вообще учат на предпринимателей?»

И, побывав практически на всех ступенях в этой среде — от владельца собственного бизнеса до нанимаемого управленца в чужой компании, я — так и не смог дать своему ребенку однозначного ответа. Кто вообще такой предприниматель? Это — всего лишь роль, функция, опционал, которая не дает человеку какого-либо привилегированного статуса.

Из-за Индустрии 4.0 (Цифровизации) многие компании и корпорации запустили свои университеты. Ниша бизнес-образования существует достаточно давно, но кадровый голод — все еще продолжается, и все сильнее усиливается с каждым годом из-за турбулентности, в которой мы находимся. Таких проектов, как Like Центр — мы наблюдаем достаточно, но Аяз и другие твердые лидеры мнений в этой среде — дали простую и пошаговую инструкцию на практике, преподнося новый опыт от своего лица. Шабутдинов — давно не является преподавателем и точно не рассказывает про успешный успех, или, как ему сейчас предъявляется, про свой путь (хотя, многим был полезен и этот опыт). Он — идеолог, энтузиаст и амбассадор бренда Like Центра и Ed Tech в принципе. Он приоткрыл завесу, транслируя то, что команда в подобных организациях умеет делать вещи, пока недоступные для ВУЗов, то, что путь к цели через подобное обучение периодически происходит — проще и быстрее. Но, теперь, когда такой подход вынесли на публичную порку, те инновационные пути, что простраивались в последние годы, очень сильно пошатнутся. Как минимум, стоит ожидать «ступора» от устоявшихся лидеров, а вот мошенники на сниженной конкуренции — продолжат множиться. Кроме того, подобная ситуация, к огромному сожалению, может дать негативную установку-импульс для молодежи, которая снова решит, что урезание пула возможностей — это четкий и ясный знак, который кто-то может прочесть как: «Пора валить». Соответственно, о том, что кадровый голод усилится — говорить не приходится. Там, куда направятся инициативные — и будет расти молодежное предпринимательство.

Того ли мы добиваемся, на постоянной основе занимая позицию «против»?

Возвращаясь к практической части обвинения Шабутдинова, стоит отметить, что нельзя отрицать и негативный опыт клиентов, который в действительности мог иметь место. Существовали ли отсутствие результата или же отрицательный результат обучения в принципе? Да. Но, неоспоримый факт заключается в том, что такой фактор существует в абсолютно всех сферах, в разных масштабах.

Однако, из-за неприятия нам непонятного — в фокусе оказываются именно такие проекты, как у Аяза, приравниваемые в текущем тайминге — к продаже воздуха.

Что будет дальше?

Давать прогнозы — дело неблагодарное. Но, имея профильный опыт, я не могу этого не сделать.

Из той динамики, что мы сейчас наблюдаем последние несколько лет, у Аяза — есть два исхода его судебного процесса. Либо он проведет в СИЗО до года и выйдет после суда, либо же — проведет в СИЗО пару лет, суд приговорит его к годам четырем-пяти и освободит по УДО.

Это моя субъективная, но реалистичная оценка ситуации.

Со своей стороны я могу сказать, что хотел бы, чтобы шумная часть истории Шабутдинова закончилась 16 декабря 2023 года — то есть, чтобы в эту дату арест был прекращен и его отпустили под домашний, или же, прекратили уголовный процесс полностью. Этот расклад был бы идеальным (с учетом того, что уже произошло) и для самого Аяза, и для Like Центра.

Его бизнес сейчас является, практически, автономным в силу сильного топ-менеджмента компании и большого количества опытных преподавателей. Поэтому, если с Центром ничего не произойдет, это дело продолжит жить, и, спустя очень долгий и тернистый путь, но, все же, команда дождется Аяза, и взойдет на новый виток развития. Лично мне хочется верить в то, что все произойдет именно так, и судебный процесс — не разрушит ни самого Шабутдинова, ни его команду и сделает их лишь сильнее.

Последний дисклеймер

Тех, кто дочитал до этого места — я хочу от души поблагодарить, потому как этот материал получился очень эмоциональным и крайне субъективным, но, с точки зрения моих личностных ценностей — не мог быть не опубликован.

Именно для этой части читателей я подсвечу еще один факт:

Я знаком с Аязом более восьми лет, но, при этом, никогда не был учеником Like Центра. Однако, это, ни в коем случае, не характеризует, что я отношусь к его деятельности негативно. Просто мой путь сложился иначе.

В определенный период времени у меня была возможность увидеть финансовую составляющую «ООО ЛАЙК ЦЕНТР», но в каком контексте и почему — я не могу написать из-за NDA. Однако же, со всей серьезностью, могу утверждать, что экспертиза юридического отдела и бухгалтерии компании Аяза была высока и, целиком и полностью, базировалась на белых процессах. Я бы сказал, что тому, что я увидел — многие предприниматели — могли бы позавидовать.

Команда Like Центра идет в сторону IPO, и это — не просто про цель, а максимальное соответствие этому стремлению с точки зрения структуры финансов, налогов и тому подобное. Кроме того, договорная система была отработана очень круто и качественно, а платформа подтверждала то, что Центр является образовательным проектом с точки зрения МСП.

При этом, я нисколько не занижаю успехи тех образовательных платформ, которые, как и команда Аяза — преследовали благие цели и делали так, как пока умеют далеко не многие.

В завершение, хочу еще раз повторить, что этот материал содержит в себе исключительно субъективную оценку происходящих сейчас событий, которое я не имею права ставить под сомнение или же осуждать. Для этого есть другие люди, которые сейчас выполняют свою работу на местах.

Аязу и его семье я хочу пожелать сил и терпения. Почему-то, я твердо уверен то, что этот эпизод не сломает его, а команда — во всем поддержит своего идейного вдохновителя и приложит максимум усилий для сохранения своей текущей деятельности.

Ксения Анатольевна написала, что обвинять человека в мошенничестве, будучи недовольным качеством его услуг — абсолютно неверно. И нам остается надеяться, что все растиражированные заголовки с громкими словами — не являются решающим фактором в деле обвиняемого.

11
26 комментариев

Выглядит как заказняк

6
Ответить

Дочитал до "простого деревенского мальчика" и сразу стало ясно что заказняк.

7
Ответить

конечно заказняк, именно он. ваше право так думать)

Ответить

Это оно и есть

Ответить

спасибо за альтернативную точку зрения, было интересно прочитать

если что, своего мнения по поводу происходящего у меня нет, я просто наблюдаю

2
Ответить

Тут основной вопрос всегда: кто за этими мальщиками с горящими глазьями стоит. Большой, взрослый, со связями и в тени. Парень из деревни в 13 лет строит миллиардные бизнесы? Возможно, но только потому что это кому-то надо. И потому что очень удобный "образ".

1
Ответить

и бизнес он не в 13 лет начал, а в 22 года кажется или чуть раньше в бм учился

Ответить