IT и грузовые перевозки

Привет, меня зовут Алексей Козлов, проект «Везет Всем» (www.vezetvsem.ru). Хочу поделиться классификацией рынка интернет-проектов в грузоперевозках, которую собирал в рамках своей профессиональной деятельности.

Перед началом нового десятилетия хотелось бы зафиксировать промежуточные результаты среди IT-проектов в грузоперевозках. На этом рынке еще не произошла цифровая революция, и его основной рывок уходит на 2020-е годы. При этом, объем инвестиции в it-проекты по грузовым перевозкам растет удвоенными темпами от года к году.

Мое исследование не претендует на 100% объективности, охвата и детализации. Если вы считаете, что я упустил что-то значимое, буду рад комментариям. Меня интересуют в большей степени автомобильные перевозки и проекты, которые стремятся максимально оцифровать этот бизнес. В исследовании не участвуют курьерские службы доставки или бизнесы, где грузовая перевозка — одна из вертикалей.

Рынок

IT и грузовые перевозки

Данные по российскому рынку приведены из отчета «BusinesStat», но на мой субъективный взгляд (на самом деле не только мой) эта цифра может быть занижена вдвое, так как не учитывается объем серого рынка, который в России на сегодняшний день достигает до 40% в грузоперевозках, а также не идеальная методика сбора информации гос. органами. Даже увеличенная вдвое цифра по российскому рынку отлично показывает наше место в мировом ВВП. Несмотря на это, стоит отметить два факта:

1) Минимальный объем рынка автомобильных грузоперевозок, в 14 млрд. долларов, сопоставим с рынком такси в России, а по другим оценкам значительно его превосходит.

2) Ситуация с железнодорожными перевозками будет выглядеть лучше в разрезе общемировой практики, так как по объему тоннокилометров в нашей стране перекос в сторону железнодорожных перевозок выше.

В предоставленных данных не учитывается компания Flexport, которая занимается межконтинентальными мультимодальными перевозками и только она одна<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.forbes.com%2Fsites%2Falexkonrad%2F2019%2F02%2F21%2Fflexport-raises-1-billion-softbank%2F%235bebad535650&postId=91269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> привлекла 1 млрд. $ в 2019 году</a>. Учитываются проекты, ориентированные на грузовые автомобильные перевозки.​
В предоставленных данных не учитывается компания Flexport, которая занимается межконтинентальными мультимодальными перевозками и только она одна привлекла 1 млрд. $ в 2019 году. Учитываются проекты, ориентированные на грузовые автомобильные перевозки.​

Высокий уровень инвестиций в Азии обусловлен прежде всего перегретым рынком Китая. Именно там появились первые «единороги» (капитализация 1 млрд.$ и более) в автомобильных грузоперевозках GOGOVAN и LALAMOVE, и разогревающимся рынком Индии, где есть ряд проектов, которые в следующем году вырастут до схожего уровня.

Классификация проектов

Теперь подробнее рассмотрим каким именно проектам достались эти инвестиции и для этого введем упрощенную классификацию:

1) По типам проектов разделим на MarketPlace и Uber-like. Отдельно хотелось бы еще выделить рынок TMS систем (Transportation Management System), в который входит FMS (Fleet Management System) в том числе, но для упрощения я не буду на это останавливаться на данном сегменте в этой статье, к тому же эти проекты не участвовали в анализе для графика выше.

Marketplace - проекты аукционного, тендерного типа, где выбор исполнителя остается за заказчиком, а сам проект не берет на себя ответственность за перевозку, оставаясь агентом или информационным посредником.

Uber-like - выбор исполнителя, оплата и хотя бы частичная ответственность за перевозку ложатся на проект. Я понимаю, что таксишные Uber и ответственность - разные понятия, но в данном случае суть в общей бизнес-модели.

2) Каждый тип поделим еще на два подтипа: Lite and Heavy

Marketplace Lite - больше похожи на доску объявлений, где зачастую основной доход идет с рекламы или подписки, а не транзакционной модели.

Marketplace Heavy - основная модель монетизации транзакционная, много специализированных дополнительных сервисов, например "Безопасная сделка".

Uber Lite - забирает на себя одну-две ключевых бизнес-функции, например выбор исполнителя и оплата, а остальные ложатся на фактического исполнителя. Этот сегмент ближе всего к такси, хотя сейчас такси движется от Lite к Heavу, но грузовые перевозки - технически более сложный процесс, чем пассажирские, то назвать этот сегмент единственно верным, я не могу.

Uber Heavy - вовлечен в максимальное количество процессов в перевозках, нивелируя человеческий фактор: выбор, оплата, контроль технического состояния транспорта, планирование маршрута, контроль погрузки/разгрузки, крепления груза, его размещения в кузове, контроль физического/морального состояния водителя и его навыков вождения, документооборот и т.д.

​В данной таблице представлены только основные представители сегментов. Российских компании нет преднамеренно, так как рунет разберем в отдельной статье.
​В данной таблице представлены только основные представители сегментов. Российских компании нет преднамеренно, так как рунет разберем в отдельной статье.

Из представленной таблицы можно сделать несколько выводов:

1) В сегменте Marketplace Lite много старых традиционных проектов, основанных в начале 2000-х. Эти проекты имеют значимую аудиторию (большинство экспедиторов), которая позволяет им работать по рекламной модели или подписке. Они были первопроходцами, поэтому пожинают плоды до сих пор, не углубляясь в сделку. На данный момент большинство представленных сервисов добавили целый ряд функции от классической TMS, что с трудом позволяет назвать их "lite", но мы рассматриваем проекты с точки зрения влияния на процесс перевозки. Исключение составляет "TruckerPath", который ворвался на этот рынок через успешное сервисное приложение для перевозчиков, но не успел внедрить необходимую монетизацию и в какой-то степени провалился.

2) В сегменте Marketplace Heavy представлены проекты, которые берут процент с каждой сделки и нацелены на быстрое и эффективное сопоставление грузов и машин. В Европе и США быстро и давно достигли успеха мувинговые сервисы в данном сегменте.

3) Uber Lite самый манящий и многочисленный сегмент, так как успех в сфере такси хочется спроецировать на грузовые перевозки. Наибольшего успеха добились компании по перевозке малотоннажных грузов внутри города или региона, так как эта перевозка менее сложная технически, и как следствие имеет меньшее влияние человеческого фактора, что позволяет сосредоточиться на ценообразовании.

4) Uber Heavy - сегмент, в котором преимущественно представлены компании ориентированные на крупнотоннажные магистральные перевозки. В этом сегменте много компании, аффилированных либо с автопроизводителя, либо с традиционными транспортными игроками, так как ключевая их задача - оцифровка оффлайн опыта и минимизация влияния человеческого фактора на процесс перевозки, чтобы его можно было масштабировать.

IT и грузовые перевозки

Из графика выше видно, что интерес венчурных инвесторов составляют преимущественно uber-like проекты, при этом имеется тенденция увеличения инвестиций в сегмент "heavy", что в том числе обусловлено провалами первых lite-проектов и желанием оцифровать свой бизнес от профессиональных игроков индустрии (транспортные компании или автопроизводители).

Резюме

  • Объем инвестиции в грузовые IT-проекты растет каждый год.
  • Драйверами роста являются uber-like проекты.
  • Грузовые перевозки сложнее, чем такси. Никому пока не удалось перевернуть рынок и занять значительную долю в своей географической зоне.
  • Проекты, специализирующиеся на малотоннажных перевозках добились большего успеха, чем крупнотоннажные и магистральные.
  • Большинство проектов понимают, что выиграет тот, кто минимизирует влияние человеческого фактора и углубляются в оцифровку процессов перевозки. Движение от lite к heavy.

Я пока не буду спешить с более детальными выводами и рекомендациями, где вам лучше начать свой проект, так как хочу в отдельных статьях рассмотреть российский, европейский и американский рынок, в особенности введение электронных тахографов на последнем. Возможно кто-то из читателей подскажет еще примеры или информацию для анализа, не хватающей в статье.

44
37 комментариев

Отличная статья!
Давно искал инструмент для поиска перевозчиков вина в бочках с завода Массандра в Москву (для розлива в подвале).
Попробую завтра найти пару фур на указанных сайтах.

2
Ответить

Можно сразу пару танкеров. Через Азовское море и Волго-Дон должно дойти. 

1
Ответить

Классная статья! Спасибо

1
Ответить

Лёша, отличная классификация, спасибо!

Для "Убер-хэви", кажется, в России уже сложился термин - "цифровые экспедиторы".

1
Ответить

он и для lite подходит, и то, и то экспедиторы. Вопрос насколько глубоко они лезут в процесс.  

Ответить

Наши Клиенты пользуются FMS на фурах, и в дополнение  мы кладем GPS закладки в каждый (по выбору Клиента) дорогостоящий груз и отображаем на своей платформе Waliot в режиме онлайн. Поэтому вопросы с отклонением решаются за секунды, причем в большей степени диспетчер вообще не участвует - работает AI.

Ответить

AI -? Интересно, что делает у вас  AI?

2
Ответить