Вырежьте из темного картона диск и поместите его на белый квадрат в таком положении, как это изображено на рис. 1. Можно заключить, что диск немного смещен от центра. Но данный вывод не является для нас неожиданным. Нам не обязательно измерять: мы и так видим, что диск несколько смещен по отношению к центру квадрата. Каким образом происходит это «видение»? Описывая вещи и предметы, мы постоянно указываем на их соотнесенность с окружающей средой. «Моя правая рука сильнее левой». «Этот флагшток — кривой». «Этот сорт какао душистее, чем другой». Любой объект имеет определенную величину. Если в качестве шкалы отсчета взять свойство яркости, то наш белый квадрат будет находиться в наивысшей точке, а черный диск — в нижней. <…> Ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает приписывание этому «чего-то» определенного места в системе: расположения в пространстве, степени яркости, величины расстояния. <…>
Зрительное восприятие — это не только восприятие пространственное. Смотря на диск, мы, вероятно, обнаружим, что он не только занимает определенное место, но и выглядит еще каким-то неугомонным, нетерпеливым. Эта неугомонность может ощущаться нами как тенденция диска сместиться в сторону<…> Несмотря на то, что диск жестко прикреплен к данному месту и в действительности двигаться не может, тем не менее он свидетельствует о внутренней напряжённости в своем взаимодействии с окружающим его квадратом. И в этом случае напряженность не есть дополнительный результат воображения или рассудка. Она — такая же неотъемлемая часть объекта восприятия, как и размер, месторасположение и чернота. Так как напряжение имеет величину и направление, оно может быть представлено как психологическая “сила”. Точка, обозначающая, центр квадрата, на рисунке графически не изображена. Данная точка представляет собой часть воспринимаемой модели и является невидимым силовым фокусом, установленным контуром квадрата на значительном удалении.<…> Такая зрительно воспринимаемая фигура, как квадрат, является в одно и то же время пустой и непустой, содержательной и бессодержательной. Центр — это часть сложной скрытой структуры, которую можно изучить с помощью диска. Если диск поочередно располагать в различных местах квадрата, то можно обнаружить, что в одних случаях он выглядит более устойчивым, в других же он проявляет признаки натяжения в определенном направлении. Иногда его состояние может оказаться неопределенным и колеблющимся.»
Как вовремя я наткнулась на вашу статью! Хотела использовать данную схему для подсказок сотрудникам-недизайнерам, но теперь постараюсь изучить глубже эту тему.
Теперь ждем разоблачения золотого сечения от автора)
Правильная композиция всегда строится по правилам"золотого сечения" и эта закономерность была определена не человеком, а самим творцом.
Вместо того чтобы отпевать по чем зря Арнхейма, следуя принципу — не понимаю и потому отвергаю, рекомендую посмотреть лекции И.П. Шмелева про "золотое сечение". Основы визуального восприятия, согласно которым композиция имеет четыре точки притяжение внимания в местах пересечения линий, делящих единое поле на части, имеют непосредственное отношение к правилу "золотого сечения".
Если вы дизайнер или хотите им стать, то без знания основ построения композиции, которые актуальны во все времена, вы не сможете добиться успеха на этом поприще. Нарушение законов не приводит к их отмене, правило "золотого сечения" нельзя отменить, оно было актуально в Древнем Египте и будет актуально и через десятки тысяч лет, потому, что это базовое правило. Все живые организмы, в том числе и тело человека, построены по единой формуле "золотого сечения".
Для людей сведущих не существует понятия "21 век" коим сегодня люди оправдывают любую глупость, ибо, они знают, что есть только циклы в основу которых заложен принцип повторения.
буду рада подробным пошаговым расчетам))
Зашла специально с аккаунта, чтобы лайкнуть и написать комментарий. Спасибо за статью!
Спасибо)
Психолог-гешталист он, потому что всю книгу обосновывал законы композиции через психологию восприятия. Философ - потому что боролся с философией современного искусства, идея которых была в том, что теперь можно рисовать какую угодно форму, и давать ей абсолютно никак не свзанный с нарисованным, смысл. Он через историю искусства и композицию последовательно доказал, что это не так. Хоть бы ознакомились нормально, прежде чем гундеть и ворчать как душнила. Его теория вопросах восприятия в некоторых вопросах правда себя не оправдала, потому что позже психологию восприятия изучили намного лучше. Но многие его тейки в вопросах композиции очень полезны. Особенно, если читать их целиком, а не обрывочно на левых непонятных сайтах.