Стоит ли выходить на маркетплейсы в 2024 году и какую нишу выбрать?

Привет. На связи команда Mentor Solution. Уже три года мы помогаем нашим клиентам запускаться и расти на маркетплейсах. В этом году оборот всех наших селлеров составил 2,8млрд рублей. В блоге мы рассказываем о том, что ждет e-com и делимся полезной информацией для продавцов на WB и других МП.

Если вам интересна информация о работе на маркетплейсах, подписывайтесь на наш Телеграм-канал. В нем мы ежедневно говорим о свежих новостях и делимся своим опытом и фишками.

Пока вокруг царит паника, что выходить на Wildberries уже поздно, а Ozon закручивает гайки, мы с вами соберемся с силами и постараемся разобраться в вопросе. Какие ниши буду расти в 2024? Как зайти на площадку и не наделать ошибок? На что не стоит тратить свое время в самом начале?

Стоит ли выходить на маркетплейсы в 2024 году и какую нишу выбрать?

Так что там с маркетплейсами?

Казалось бы, что в самых популярных нишах началась стагнация. Одежда, обувь, сумки – в них настолько большая конкуренция, что и прирост не так заметен. Хотя, если верить цифрам, прирост в этих нишах за текущий год составил более 40%. Не так много, как хотелось бы, но там до сих пор можно забрать свой “кусок пирога”, если правильно выстроить алгоритм работы.

Все больше новых брендов появляется на площадках и их оборот растет за год в геометрической прогрессии. ТОП-20 запросов на WB – фразы, связанные с одеждой и аксессуарами, в большей части женскими. Немного иначе обстоят дела на Ozon и Яндекс.Маркете, но и их позиционирование всегда было другим.

Какие же из ниш выросли сильнее всего в этом году? Посмотрим на рекордную динамику:

Автозапчасти +596%

Игровые консоли и игры +244%

Строительный и садовый инструмент +171%

Спортивный инвентарь +144%

По этим показателям понятно, что крупные игроки e-com постепенно вытесняют нишевые маркетплейсы. Если еще пару лет назад автозапчасти покупали на специальных площадках, то сегодня скорее придут в уже проверенный WB или Ozon. На последнем рекорды по популярности ставит категория FCMG, которая влетела в ТОП-3 по росту оборота и количеству запросов.

Наш вывод номер один: обороты маркетплейсов растут, все больше покупателей выбирают онлайн-покупки, а не походы по магазинам.

Когда пришло время сделать тяжелый выбор
Когда пришло время сделать тяжелый выбор

И что нам с этим делать?

Если вы уже продаете на маркетплейсах, то увеличивать объемы и масштабироваться. А если пока нет, то планировать выход уже в 2024 году. Те, кто говорит, что выходить на торговые площадки поздно, просто боится конкуренции, ведь при большом желании (и отсутствии санкций) можно пробовать свои силы даже на Amazon.

Выйти на условный WB дешевле и безопасней, чем запускать интернет-магазин. Представьте, что вы сделали свой сайт и запустили на нем продажи. У вас нет ни отзывов, ни репутации, ничего. Рейтинг доверия неизвестному магазину намного ниже, чем проверенному e-com гипермаркету. Тем более, если вы производитель и хотите уйти в розницу. Тем более, если у вас нет проверенной команды, которая поможет продвигаться в интернете.

Конечно, золотых гор с первого месяца ждать не стоит. Времена, когда можно было купить любую чушь на “Садоводе” и получить с нее маржу 1000% уже прошли. Продажи на маркетплейсе стали таким же серьезным делом, как и запуск своего оффлайн-бизнеса. И тенденции складываются так, что площадки поощряют ответственных продавцов и отсекают “темщиков”.

С каким товаром не стоит выходить на маркетплейсы?

А теперь немного советов для тех, кто пока еще не определился с товаром для продажи. Какие ваши идеи стоит отсечь и даже не думать регистрироваться на маркетплейсе:

Вся запрещенка из списка в правилах площадки. Вряд ли вы сможете не нарваться на штрафы и блокировки от магазина. Любой обходной путь запуска фенов Dyson или курительных смесей рано или поздно вскрывается. Лозунг “Отважные герои всегда идут в обход” давно перестал работать на крупных маркетплейсах.

Hand-made товары. Если вы делаете что-то своими руками, то лучше выбирайте специализированные площадки для мастеров, либо создавайте для них соцсети. Такие изделия выглядят очень круто, но пользуются небольшим спросом, да и конкурировать с фабричными вещами достаточно сложно.

Поп-иты и прочие товары из категории “ширпотреб”. Поверьте, этого добра на маркетплейсах уже слишком много, а конкурировать по цене с теми, кто возит их напрямую из Китая, будет очень сложно. Лучше рассмотреть что-то из тех категорий, о которых мы писали выше.

Стоит ли выходить на маркетплейсы в 2024 году и какую нишу выбрать?

Окей, товар выбран, что дальше?

А теперь о главном. Несколько советов тем, кто собирается выйти на маркетплейсы уже в 2024 году. Берем блокноты и записываем.

Начните с небольшой матрицы товаров

С ростом конкуренции в нишах необходимость особого внимания к каждой карточке товара выросла в разы. Перед запуском нужен анализ спроса и конкурентов. Лучше и эффективней выбрать 5-6 товаров и работать с ними по отдельности, чем вывалить 100500 позиций в надежде “авось что-то выстрелит”.

Считайте unit-экономику

Желательно два раза в месяц это упражнение делать и голова болеть не будет. Не ленитесь и внимательно относитесь к цифрам. Иначе, при очередном изменении системы тарификации, которое вы пропустили, можно легко не досчитаться прибыли, если не уйти в минус.

Не бойтесь рекламы

Реклама – это двигатель торговли, как говорили классики. Вот и ситуация на маркетплейсах диктует то, что пора бы ее уже активно использовать. Внутренние инструменты продвижения все более совершенствуются, а для внешней рекламы добавляются инструменты в системы аналитики. Площадки начали активно делиться своей статистикой.

Залететь с двух ног не удастся

Да-да, если вам обещают миллионы с первого месяца (привет, узникам от инфобиза), вас обманывают. Работа на маркетплейсах – кропотливый труд, а не легкие деньги. Будьте готовы к серьезной работе и росту по шагам, а не скачку в бассейн дяди Скруджа.

Вот и все. 2024 год обещает нам еще больший рост спроса на маркетплейсах. Если вы еще не начали продавать, но имеете бешеное желание, то пришло время не откладывать это на потом. Лучшего момента не будет.

Краткие выводы нашего текста выглядят так:

Не бойтесь выходить на маркетплейсы, время для старта еще есть. Подходите к этому с умом, тщательно подбирая товар и считая свою экономику. Все получится!

А для тех, кто осилил этот текст, мы подготовили подарок. Заполняйте заявку на сайте, укажите промокод VC и получите бесплатный аудит своего кабинета на маркетплейсе.

Скоро увидимся!

77
2 комментария

Отрадно видеть действительно правдивую информацию о маркетплейсах. Надоел поток постов от инфоцыган, которые рассказывают, как можно работать 2-3 часа в день и миллионы зарабатывать (без всякого опыта, только прослушайте курс). Репутация маркетплейсов в целом, и работа менеджеров маркетплейсов, в частности, от этого "спама" очень страдает. Давно пора понять, что это сложная и кропотливая работа, требующая серьёзного подхода. И работой этой должны заниматься профессионалы

2