«Мы орали и смеялись оттого, что ничего не можем сделать»: как начать дело жизни, а затем не сдаться на полпути

«Тинькофф Бизнес» собрал истории Ксении Дукалис, Саши Жарковой, Вари Веденеевой и Юли Василевской ко дню женского предпринимательства.

«Мы орали и смеялись оттого, что ничего не можем сделать»: как начать дело жизни, а затем не сдаться на полпути

19 ноября отмечается День женского предпринимательства. По этому случаю запустили спецпроект в Бизнес-секретах, в котором предпринимательницы Ксения Дукалис, Варя Веденеева, Юля Василевская и Саша Жаркова рассказывают о своих страхах на старте бизнеса и своей суперсиле, которая помогла каждой реализовать дело своей жизни.

Саша Жаркова, основательница коммуникационного агентства SETTERS

— Ты основала с партнерами четыре проекта. Расскажи, тебе бывает страшно запускать новое?

— Я просто знаю, что все получится по умолчанию. Когда ты запустил 10—30 проектов разного масштаба и пережил разные сложности, чувствуешь свой опыт и опираешься на него. Я просто думаю: а что самое страшное случится, если не получится?

Есть такой отрезвляющий мем, где две фотографии нашей планеты и написано: «Планета до твоего факапа и планета после — не изменилось ничего». Кто-то очень экологичный скажет, что это обесценивание страхов! А я называю это реальным взглядом на вещи. Когда случаются факапы, понимаешь, что ты боялся не их, а одной только возможности, что это произойдет с тобой.

Приведу пример одного из факапов.

В 2022 году мы делали конференцию «Коллеги», там у нас 5000 зрителей онлайн. Главный страх во время онлайн-конференции — лишь бы не отвалилась трансляция. Но она отвалилась на моем выступлении на 5 минут, а это очень долго. Мы орали и смеялись с командой оттого, что мы ничего не можем сделать. Разве что не мешать техникам работать и мысленно посылать им поддержку.

Но зрители нас поддержали. Кто-то начал писать: «Да все отключилось от Жарковской энергии! Ребята, не переживайте! Вы, наверное, волнуетесь, но все ок, мы не отключаемся». И я понимаю, что я два месяца думала: лишь бы не отвалилась трансляция. И да — она отвалилась на 5 минут, но мир не рухнул, мы все посмеялись и на всю жизнь это запомнили.

К любому начинанию стоит относиться так: не получится — хрен с ним, попробуешь еще раз. Лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть. Понимаешь, эти попытки, этот риск — в них так много энергии! Вы будете кайфовать от самих себя: оттого, что приняли такое решение; оттого, что сделали шаг; оттого, что сдвинулись с места.

Юлия Василевская, основательница бренда одежды YULIAWAVE

— Расскажи, какие у тебя были страхи на старте бизнеса?

— Страхов совсем не было — я не знала, чего нужно бояться. Я шла на ощупь, когда в 2012 году начала продавать платья. Это интерес потребителей спровоцировал меня создать бизнес. Я не знала, что такое рентабельность и маржинальность, у меня не было сайта, но я использовала все соцсети, которые у меня были. Ко мне приходили клиенты на маникюр и отмечали, что им нравится платье, а я говорила, что оно стоит 35 000 ₽. Потом приходили другие люди и говорили то же самое, а я говорила, что оно стоит 40 000 ₽. Так платья и уходили.

Я вообще не планировала начинать свой бизнес — и это хорошо. Если у тебя есть только деньги и бизнес-план, на этом ничего не построишь — каждый свой шаг будешь взвешивать, обдумывать, анализировать и соотносить с тем, что придумал полгода назад. А когда бизнес-плана нет, но есть желание, то этого уже достаточно. Быстрее действуешь, потому что просто драйвит сразу же делать то, что приходит тебе в голову. И за счет этого ты 24 часа можешь быть и курьером, и предпринимателем, и менеджером по продажам.

На старте все просто: если хочешь действовать — действуй. Это уже сейчас, когда у меня бизнес не маленький, для каждого шага нужно узнавать что-то новое и взвешивать — любой риск в два, три, пять раз больше, чем на старте. Все время рисковать — это опасно, можно потерять кэш, но по-другому бизнес не построишь.

Ксения Дукалис, диджей, автор YouTube-канала «Дукалити», соосновательница бренда натуральных лимонадов «Река»:

— У тебя есть суперсила, которая помогла тебе стартовать и дойти до той точки, где ты сейчас находишься?

— Наверное, это мое любопытство. Мне всегда было интересно, как идут процессы внутри того, чем я занимаюсь. К примеру, мы выпускаем лимонады и я стараюсь находить время, чтобы поговорить с главой производства и узнать в деталях, как происходит процесс приготовления напитка. Считаю, важно быть открытым и признавать, что ты не можешь быть абсолютным экспертом в чем бы то ни было.

Любознательность помогает находить интересные решения, где не ожидаешь их встретить. Классные практики и фишки с одного поля можно перенести на другое и адаптировать под свой бизнес. К примеру, так мы подходим к маркетингу в проекте — смотрим на маркетинговые активности не только в фуд-индустрии, но и в моде, кино, автомобилях. Например, мы делали посты в соцсети, вдохновленные эстетикой реалити-шоу раннего MTV. Или, например, мы устраиваем брендированные вечеринки, как это делают производители алкоголя, потому что зумеры хоть и меньше пьют, но танцуют достаточно часто.

Я считаю, что невозможно расти без риска и пробы нового. Если любишь свой продукт, ты должен постоянно рисковать, искать новые способы решения проблем, новую аудиторию. Помимо любопытства и открытости важно понимать, что ты можешь промахнуться. Может с первого раза не получиться, а потом все выйдет как нужно, или даже с пяти попыток так и не получишь результат, зато потом будет топ. Из-за того, что в интернете так сильно умалчивают об историях промахов и ошибок и освещают только успех, ты думаешь, что никто, кроме тебя, не ошибается. Начинает казаться, что ты должен постоянно выдавать шедевры, а каждая рекламная кампания должна быть идеальной и так далее, но это на самом деле не так.

Варя Веденеева, управляет Периодикой, своей компанией, которая печатает фотокниги

— Ты видишь разницу между мужским и женским стилем управления?

— Конкретно я в своей среде не вижу большой разницы. Но у меня самой и нет предубеждений по этому поводу, предприниматель — это роль без выраженного гендера, но с правилами и кодексами. Если ты за рулем, то ты — водитель и тебе нужно соблюдать правила дорожного движения, которые едины для всех. А если ты предприниматель, тебе нужно соблюдать трудовой кодекс, вести свой бизнес по правилам.

В некоторых сферах женщин не воспринимают всерьез, поэтому женский стиль управления там неэффективен. Например, строительство мне представляется именно такой областью. Там нужно быть мужчиной два на два, который ездит на «гелике» и орет на всех матом. У меня есть история на эту тему.

Когда я делала ремонт офиса, я заметила, что присутствие моего мужа на объекте дисциплинирует строителей и грузчиков. Наедине с сотрудницами они нарушали границы и вели себя очень вольготно — фамильярничали. Я сразу написала фирме, которая занималась ремонтом, что это недопустимо. Но я могу себе это позволить, потому что я генеральный директор и плательщик, а кто-то из моих сотрудниц еще не умеет оберегать свои границы.

В моем бизнесе все толерантно. Я не могу сказать, что я чувствую разницу в коммуникациях между женщинами и мужчинами или что я чувствую особенное отношение к себе из-за того, что я генеральный директор — женщина. И я думаю, что у других девушек в этом тексте все обстоит так же, потому что мы работаем в интеллектуальной сфере, где слабо ощущается разница между мужчинами и женщинами.

2222
60 комментариев

Только Варя Веденеева честно призналась о поддержке по бизнесу со стороны её мужа.
Почему молчат о муже-миллионере Ксении Дукалис ?
Почему женщины-бизнесменши стесняются говорить о своих любимых мужчинах, которые на самом деле и тянут лямку их "женского бизнеса" ?

14
Ответить

Так вот же папа Ксении?!

8
Ответить

А потому что тогда все образы мегауспешности полетят ко всем чертям.
Эгоцентричность - она такая - требует у некоторых постоянного кормления.))

2
Ответить

люто плюсую. взять каждую такую мамзель, то там найдется отец, муж, любовник, спонсор. только вчера с подругой обсуждали это вопрос, что без мужика по сути редко какая мадам запустится масштабнее, чем выпечка и вязание на дому. так что этот пост очень лицемерен. с деньгами своих и чужих мужей и я успешный успех могу продвигать, а кстати.. )

2
Ответить

Мне кажется женщина с бизнесом может справляться гораздо лучше чем мужчина, потому что сколько дел она выполняет единовременно-это позволяет свободно маневрировать и работать в атмосфере суматохи. мужчины могут только позавидовать и это несомненно в бизнесе является огромным плюсом

Ответить

«женщина с бизнесом может справляться гораздо лучше чем мужчина»
Конечно. Потому что в нужный момент муж даст миллиард или позвонит кому надо. Почитайте про мужей-миллиардеров сегодняшних героинь.

14
Ответить

вам кажется. )) как одной моей относительно юной коллеге))

Ответить